Издевательства в школе — распространенная проблема. Часто думают, что в ней только две стороны: агрессор и жертва. И есть много статей о том, как противостоять буллингу, как его предотвратить и что делать, если ситуация зашла слишком далеко. Но во всей этой истории есть и третья сторона, которая несет большую ответственность. Это учителя, которые становятся свидетелями издевательств.
Со стороны учителя очень важно правильно реагировать на агрессию у школьников, ведь так можно предотвратить проблемы в самом начале. В сегодняшней статье расскажу, что делать учителю, который стал свидетелем буллинга, и что делать категорически нельзя.
Когда дети становятся агрессивными
Неделю назад я столкнулась с неприятнейшей ситуацией. Я преподаю физику в языковой школе, и семиклассников вижу один раз в неделю. У нас с ними достаточно хорошие отношения (как я сама склонна оценивать). Обычно я никак не реагирую на то, что дети могут быть грубоватыми. Это нормально для их возраста, прощупывать границы дозволенного. Но после весенних каникул обстановка значительно ухудшилась.
Дело в том, что агрессия, которая есть у мальчиков, обычно не была направленна на конкретного человека. То есть они могли грубо шутить, но это всегда были просто провокации и желание получить внимание. Тогда как неделю назад это превратилось в реальные издевательства, как из пособий по преподаванию.
— Да он лох просто!
— Посмотрите на него!
— Он же аутист!
— Даун!
Эти оскорбления были настолько нетипичны для данного класса, что сначала я даже не знала как реагировать. В отличие от других ребят в школе, они были примерно одного финансового положения, никто не выделялся особенным умом или был сильно отстающим, ни у кого не было физических отклонений или явных внешних особенностей. И самое главное, они никогда не нападали друг на друга.
Разумеется, первое что я сделала — объяснила, что означают слова, которые они используют в качестве оскорблений. Я вкратце рассказала, что такое нейрооличность, какие есть расстройства аутистического спектра и как работает мозг. Дети сразу поняли, что обзываться медицинскими терминами не так круто и притихли. Конец занятия прошел в спокойной обстановке.
Придя домой, я никак не могла выкинуть из головы этот урок. Как мне стоило поступить? Резко наказывать задир? Вызывать на личную беседу? Обращаться к классному руководителю? И самое главное: как я могу повлиять на издевательства быстро и эффективно?
Система правил и последствий
Через неделю я провела значительные изменения в организации урока. Мы обговорили с детьми новые правила поведения, которые я распечатала на листке и повесила в углу школьной доски.
Список был следующим:
- Нельзя оскорблять своих одноклассников.
- Нельзя оскорблять семьи своих одноклассников.
- Нельзя использовать обидные слова в разговоре с одноклассниками.
- Нельзя негативно высказываться, если одноклассник совершает ошибку отвечая на вопрос или решая задачу.
- Нельзя высмеивать неудачи своих одноклассников.
Как видно из перечисленного, я не делала акцент на шумном поведении учеников, потому что, очевидно, это не проблема в процессе обучения. Что я действительно хотела предотвратить, так это сознательные нападки друг на друга внутри коллектива.
Последствием нарушения правил было решено сделать следующее:
Я принесла колпаки, на которых маркером было написано «Я обзываюсь». Любой, кто нарушал правила, после трех предупреждений получал колпак и должен носить его на уроке. В конце занятия я собираю их обратно и вручаю на следующем. Чтобы снять колпак насовсем, нужно отсидеть три занятия без нарушений правил. Если ты получаешь колпак больше 3-х раз, то должен носить его до конца учебного года.
Можно подумать, что это абсурд и что намного проще было бы задавать дополнительные домашние задания или ставить двойки. Можно было вызвать родителей в школу или провести воспитательную беседу, вместо всего этого цирка с колпаками. Да и как это будет влиять на поведение?
Для меня было важно выделить нарушителя среди класса, чтобы было заметно сразу, что он нарушает правила. Также я не хотела, чтобы меры как-то отражались на успеваемости школьников, это только усугубит их отношения с обучением. Проводить лекции для меня выглядит неэффективным, ведь это именно тот период, когда дети делают все назло. И в данной схеме я надеялась на психологический эффект от самого факта нарушения правил: всем станет понятно, что ты делаешь плохо. И тут сработает лимбическая система саморегуляции, когда мы не делаем общественно осуждаемые вещи.
Результат
Пока колпак никто не получил, так что сложно сказать, насколько эффективна сама система наказаний. Дети перестают ругаться после второго замечания, и возможно принцип понятных правил и последствий заключается как раз в том, что они знают, что последствия будут. Я в любом случае планирую в конце учебного года написать еще одну статью и результатами этого эксперимента, а пока просто реагировать на те изменения, которые происходят.
Что делать нельзя ни в коем случае
Поддерживать разделение в классе, посредством фаворитизма или публичного наказания за ошибки. Дети в любом случае учатся на примерах, и в первую очередь на поведении самого учителя. Так что, очевидно, нельзя откровенно поощрять конкретных учеников.
Использовать личностную оценку тоже не стоит. Во время ошибок стоит указывать на то, что было сделано неправильно, а не проводить связь между личностью ученика и его действиями. Всегда стоит напоминать, что все могут ошибаться, и что это никак не определяет их как людей.
Игнорировать происходящее категорически запрещено. Подход «если я не реагирую, они прекратят сами» тут не работает. Стоит указывать ученикам на то, что такое поведение неприелемо, по крайней мере у вас на уроке. Если этого не делать, дети наоборот почувствуют безнаказанность и ситуация с издевательствами может зайти очень далеко.
Постарайтесь не терять лицо и контроль. Иногда задиры хотят не столько обидеть жертву, сколько получить внимание и посеять хаос вокруг себя. Важно показать, что их поведение не выбивает вас из колеи, что вы точно знаете, как действовать в подобной ситуации. Не акцентируйте внимание на своем шоке, если вы находитесь в нем, оставайтесь спокойны.
В конце хотелось бы добавить, что кажется, тема со школьными издевательствами останется актуальна еще долгое время. Как бы мне не хотелось надеяться, что молодое поколение будет разумнее и эмпатичнее нашего, но видимо это естественный период для любых подростков. Поэтому так важно правильно реагировать на такие ситуации.
Пишите в комментариях, что вы думаете по поводу моего подхода. Какие вы предпринимаете меры по прекращению издевательств, если вы учитель? Как реагируют на такие новости родители?
Спасибо, что дочитали, надеюсь увидеть вас снова.
Ваш репетитор по физике, Оксана Васильевна❤