Автор Вячеслав Киреев
В жизни киносценариста случаются ситуации когда вам предлагают написать киносценарий по чужой идее. Случаи бывают разные. Например:
1) Начинающих режиссёров как правило не интересуют ваши собственные идеи, они могут даже не спрашивать что у вас есть из готового, они горят желанием реализовать свой собственный замысел.
2) Есть соавтор, который сам писать не может по тем или иным причинам и предлагает вам соавторство. То есть, идея его, а вы всё напишете.
3) Продюсер из солидной кинокомпании предлагает вам писать киносценарий на заказ по имеющемуся у него синопсису/заявке другого автора.
4) Независимый режиссёр/продюсер предлагает вам написать сценарий по его идее.
Давайте разберёмся как правильно действовать в той или иной ситуации.
1) Начинающие режиссёры. Это изначально авантюра, которая может реализоваться только теоретически. Вы должны понимать, что всё что вы делаете - вы делаете для себя. В данной ситуации это стимул для вас написать законченный сценарий. Речь, как правило, идёт о короткометражках. Поэтому вы должны сразу предупредить начинающего режиссёра что сценарий вы напишете, но автором сценария будете только вы и соответственно все права на сценарий будут принадлежать только вам. Будет написанный сценарий экранизирован или нет - от вас уже не будет зависеть, однако в вашем творческом портфеле появится ещё одна законченная короткометражка, которую вы сможете предлагать кому-то ещё.
Немаловажен финансовый вопрос. Если вам заплатили за написание хоть один рубль - права вам принадлежать не будут. Это будет считаться работой на заказ и любой суд будет на стороне режиссёра. Если вас уверяют что проект некоммерческий, то есть все работают забесплатно и зарабатывать на этой короткометражке никто не будет - предложите режиссёру составить простенький договор, согласно которому 90% от возможного коммерческого использования фильма будут принадлежать вам. Принимайте дальнейшие решения в зависимости от реакции режиссёра.
2) Соавтор - неумеха. Не надо в это ввязываться. Потратите время и обретёте головную боль. Этот соавтор будет камнем на вашей ноге, потому что любая попытка продвинуть этот сценарий будет упираться в обязательное присутствие соавтора. Кроме того, если ввязались в эту историю - составьте гражданский договор в произвольной форме, где будет прописано кто договаривается, о чём договаривается, сколько процентов принадлежит каждому от коммерческого использования текста, и кто и как будет именоваться в титрах.
Копия этого договора будет обязательна к предъявлению в кинокомпанию если она решит экранизировать ваш сценарий. По моему личному опыту 99% идей от соавторов не являются кинематографическими потому что человек, далёкий от киноиндустрии не способен родить рабочую идею. Оставшийся процент может быть интересным, необычным, любопытным, но будет требовать переосмысления и глобальной переработки.
3) Продюсер из солидной кинокомпании. Вам присылают заявку/синопсис и предлагают написать по ней киносценарий. Очень важно обратить внимание на наличие имени автора заявки в присланном документе. Если его нет - это повод насторожиться.
Дело в том, что в любом авторском договоре без исключений прописывается ответственность автора за плагиат. Ответственность бывает выражена в совершенно фантастических штрафах, компенсации расходов на производство фильма, в обязанности самостоятельно решать все судебные вопросы связанные с плагиатом.
Чтобы обезопасить себя от возможных неприятностей, вам необходимо прописать в авторском договоре заказа что сценарий пишется по сюжету, предоставленному кинокомпанией и этот сюжет в виде синопсиса/заявки является обязательным приложением к договору. Когда дело ещё не дошло до договора, вам надо уточнить у продюсера, принадлежат ли ему авторские права на эту заявку/синопсис, попробовать узнать имя автора сюжета, найти этого автора в соцсетях и убедиться в том, что он действительно передал все права этой кинокомпании. Ну и заодно узнать, почему этот автор сам не стал писать сценарий для этой кинокомпании.
Если вы по утрам ходите сдавать бутылки чтобы купить батон и хоть как-то прожить до завтра, то ограничьтесь тщательным вычитыванием договора и внесением в него текста заявки/синопсиса в виде приложения.
4) Независимый режиссёр/продюсер хочет снять полнометражный фильм (как правило) и ему нужен станок по печатанию буковок. Такие режиссёры сами писать не могут и не хотят, поэтому все свои идеи они озвучивают устно. Любой разговор (в этой или иной ситуации) вы должны начинать с предложения прислать вам эту самую идею в письменном виде, записанную как угодно. Очень важно зафиксировать в цифровом виде переписку с текстом идеи во избежание недоразумений - чтобы потом этот режиссёр или кто-то иной не обвинил вас в том, что вы эту идею украли.
Идею в письменном виде вам, как правило, не присылают, а озвучивают в задушевном диалоге. Если этот режиссёр к тому же начинает нахваливать другие ваши сценарии - это первый признак того, что от сотрудничества следует отказаться. Что делать дальше:
Договоритесь что автором сценария будете вы и только вы. Больше никто.
Предложите составить и подписать договор, пока вы пишете заявку/синопсис.
В договоре должно быть прописано, что первые деньги вы получите сразу после отправки первой версии синопсиса/заявки. До тех пор, пока вы не получите эти первые деньги - не делайте вообще ничего кроме, впрочем, задушевных бесед. На этапе первых выплат ваше сотрудничество вероятнее всего и завершится, однако у вас останется проработанная идея, которую вы сможете использовать дальше как вам заблагорассудится.
Жизнь непредсказуема, поэтому ситуации могут быть немного другими. Я постарался объяснить общий принцип подхода к защите ваших авторских интересов. Будьте внимательны и всегда читайте всё, что подписываете.
Удачи!