Однажды я вел урок английского у себя в школе и столкнулся с тем, что дети там не делали домашнюю работу, чем сильно тормозили свой прогресс.
Была в той группе девочка София (китайские дети для уроков английского берут западные имена), которая всегда прилежно училась и знала всю программу наизусть.
Однако в последние пару недель и она стала приходить неподготовленной и более того, отказывалась участвовать в классных мероприятиях - не играла в игры, не читала, когда я ее просил и в целом показывала полностью наплевательское отношение, что ей свойственно не было.
Признаюсь в тот день я немного сорвался и отругал учеников. Иногда это помогает в качестве профилактики, но вот чего я не ожидал, так это того, что София сорвется в дикий вой и плачь.
Мы с ассистентом начали успокаивать ее и постепенно она сквозь слезы начала говорить, что она устала от постоянных уроков и просто хочет посмотреть мультики.
Продолжая реветь она изложила нам, что после детского садика она идет на факультативы до вечера в которые входят танцы, рисование, игра на фортепиано и еще много всего. Сказала, что ненавидит танцы, но мама ее заставляет.
В общем остаток урока мы провели успокаивая маленькую девочку.
Вы, наверняка, можете подумать, что ребенок преувеличивает. Дети часто любят разыграть драму и слезами добиться своего. Но тут вам нужно получше узнать о термине "мать-тигрица", который хоть и зародился не в Китае, но стал тут актуален, как нигде больше.
Матери-тигрицы
В 2011 году профессор права Йельского университета Эми Чуа выпустила весьма противоречивую книгу «Боевой гимн матери-тигрицы», в которой изложена удивительно строгая программа родительской дисциплины, что привело к следующему случаю.
Реальная «мама-тигрица» из Китая опубликовала в Интернете расписание, которому она подчиняет своего 9-летнего сына каждый день.
В ответ на комментарии, выражающие возмущение, она выступила в защиту строгого 16-часового режима.
«Некоторые люди думают, что я больна, но я обсуждала это со своими бывшими однокурсниками в Пекинском университете, и все они считают, что это норма», — сказала госпожа Лю, жительница района Наньань в Чунцине.
Согласно расписанию, у сына госпожи Лю пробуждение в 5 утра. К 6 утра он должен читать древнюю китайскую литературу. Затем он идет в школу, где учится примерно до 18 часов, но когда возвращается домой, его обучение продолжается без перерыва до 22:00. Время отхода ко сну установлено в 23:00.
В будние дни у 9-летнего мальчика дополнительные уроки английского по вечерам. По выходным проходят уроки игры на фортепиано, китайская каллиграфия, тхэквондо, плавание, практика вэйци (вейци, или го, аналог китайских шахмат), латинские танцы и дополнительные математические курсы для подготовки к Международной математической олимпиаде.
Единственный «перерыв», который г-жа Лю выделила своему сыну, — это 30-минутное вечернее время для просмотра «Синьвэнь Ляньбо», новостной программы коммунистической партии.
«Важно, чтобы у детей было чувство времени и самодисциплина. Собственно, так меня и воспитывали; мой отец был военным, и он тоже воспитал меня таким образом». - говорит г-жа Лю.
Лю добавила, что все знания, которые она заставляет своего сына пройти, имеют практическое применение: например, написание китайской каллиграфии призвано помочь ее сыну закалить свой характер, а уроки игры на фортепиано и танцах должны помочь ему в будущих ухаживаниях.
Что касается критики, что ее ребенок, возможно, не высыпается, г-жа Лю сказала, что шести часов вполне достаточно, и что ее сын никогда не засыпает в школе. Она приглашает других родителей следовать ее методу воспитания, поскольку «люди могут настроить свои биологические часы».
«Чтобы иметь более легкое будущее, лучше иметь более тяжелое детство», — сказала г-жа Лю. - Мой отец однажды сказал, что учиться — это все, чем должны заниматься дети! В противном случае общество их отсеет».
Китайские интернет-пользователи, как правило, очень критически относятся к методам г-жи Лю. Однако, большинство из этих пользователей бездетная молодеж, которым еще предстоит столкнуться с родительским давлением, после рождения собственного ребенка. В комментариях люди писали, что г-жа Лю, вероятно, «не в своем уме», в то время как другой пользователь сети из провинции Чжэцзян попросил ее перестать заставлять ребенка «удовлетворять свои собственные потребности».
Я бы сделала то же самое
После того, как я прочел новости о г-же Лю и ее драконовских методах воспитания ребенка, я решил поговорить со своими друзьями-китайцами. Некоторые из них сказали, что они никогда бы не стали подвергать своего ребенка таким пыткам, но нашлись и несогласные - пара моих подруг заявила, что сделали бы то же самое, что и госпожа Лю. Быть может не так экстримально, но, по их словам, иначе ребенок просто ничего не добьется в обществе, да и само общество будет давить и осуждать, если ты изберешь другой путь для своего ребенка.
Вопрос к родителям - что вы думаете по поводу таких методов воспитания ребенка? Насколько воспитание детей в России, отличается от воспитания детей в Китае?