4 апреля 2023 года появилась новость, что машины семейства "Бумеранг", БТР К-16 и колёсная БМП К-17, вышли на очередной этап госиспытаний, которые планируется завершить к концу этого года.
Эта техника уже проходила испытания в 2016, 2019 и 2021 годах, по итогам которых, в конструкцию машин вносились изменения. Но сейчас речь идёт уже об итоговых испытаниях, по итогам которых, будет принято решение о серийном производстве.
Многие задавались вопросом, почему разработка идёт так медленно?
Во многом, по причине того, что "Бумеранг" это принципиально новая техника. Многие узлы и агрегаты надо создавать заново, к примеру двигатель и трансмиссию. Вооружение, также должно быть не просто современным, а сделанным на перспективу. Защита должна защищать не только от стрелкового оружия, но и от автоматических пушек и обеспечивать выживаемость экипажа и десанта при подрыве на минах.
В пример часто приводят аналогичные проекты из дружественных стран.
"Лазар-3" из Сербии
Сербский бронетранспортёр "Лазар-3" впервые был показан в 2015 году, и начал производиться серийно с 2017 года. Внешне выглядит довольно современно. Экипаж состоит из 3 человек, десант - 9 человек. Эти машины уже имеются на вооружении армий Сербии и Туркмении.
Но "Лазар-3" (как и предыдущая модель "Лазар-2") создан в кооперации с ирландской фирмой Timoney Technology, что уже более 50 лет специализируется на разработке военной и специальной техники.
Сербский БТР "Лазар-3" довольно схож с другими разработками Timoney Technology, такими как бронетранспортёр "Terrex" AV81 для Сингапура и Турции или CM-32 "Юнпао" для Тайваня.
Техника это не новая - первый прототип машины "Terrex" AV81 был представлен ещё в 2001 году.
В итоге, сербский БТР "Лазар-3" имеет ирландскую ходовую часть. Двигатель и трансмиссия стоят американские - Cummins ISM 500, мощностью в 500 л.с. с автоматической трансмиссией Allison. А боевой модуль российский - МБ2-03 с 30-мм пушкой 2А42, 7,62-мм пулемётом ПКТ и автоматическим 30-мм гранатомётом АГ-17. Боевой модуль может оснащаться стабилизатором вооружения и тепловизором.
Бронезащита находится на довольно высоком уровне. Лоб корпуса позволяет держать обстрел из 25-мм пушки (как на БМП "Брэдли") с 500 метров. Борта могут выдержать попадание 14,5-мм пуль пулёмёта КПВТ (штатное вооружение советских БТР). Защита от мин также довольно высока - машина может выдержать подрыв до 8 кг взрывчатки под колесом. Но плавать этот бронетранспортёр не может.
Резюмируя, стоит сказать, что "Лазар-3" получился весьма неплохим. Но говорить, что Сербия сама разработала его, просто некорректно. Проект был разработан совместно с ирландцами. Большая часть компонентов импортные. К тому же, компоненты это не новые.
Но для нашей страны, использование в военной технике западных компонентов просто невозможно.
"Волат V2" из Белоруссии
В 2021 году впервые был показан новейший белорусский бронетранспортёр "Волат V2", что переводится ка "богатырь". Разработана машина на МЗКТ (минском заводе колёсных тягачей) в инициативном порядке. Но разработка нового бронетранспортёра велась на МЗКТ ещё с 2008 года.
Экипаж состоит из 3 человек, в десантное отделение вмещает до 8 бойцов. Десантирование также происходит через кормовую аппарель. Десант располагается в подвесных креслах, что снижают воздействие взрывной волны при подрыве на мине.
Машина может выдержать подрыв до 6 кг взрывчатки под колесом. Корпус способен держать попадания пуль из автомата Калашникова, соответствуя классу защиты Бр4. Масса машины составляет 19,9 тонн.
В качестве силовой установки используется китайский дизель "Вейчай" WP13.550А0, мощностью 550 л.с., собираемый в Белоруссии по лицензии. Он сопряжён с гидромеханической трансмиссией МЗКТ-55613.
По шоссе бронетранспортёр может разгоняться до 110 км/ч, а по воде может плыть со скоростью до 10 км/ч, благодаря 2 водомётам.
На выставочной машине было установлено модернизированное боевое отделение от БМП-2. Наводчик получил новый тепловизионный прицел, а командир панорамный прибор наблюдения. Вооружение состоит из 30-мм пушки 2А42, 7,62-мм пулемёта ПКТ и противотанкового ракетного комплекса "Конкурс-М", что может поражать современные танки, оснащённые динамической защитой.
Есть и вариант с необитаемым боевым модулем "Адунок-БМ-30" белорусской разработки. Наводчик и командир расположены ниже уровня крыши, но также имеют в своём распоряжении современные приборы. Вооружение состоит из 30-мм пушки 2А42 и 7,62-мм пулемёта ПКТ. Противотанковыми ракетами модуль не оборудован. Преимущество данного модуля в том, что боекомплект вынесен из внутреннего пространства - он загружается снаружи.
Эта машина создавалась как замена для лёгкой бронетехники армии Белоруссии - советских БМП и БТР. Но до серийного производства ещё далеко. В конструкцию бронетранспортёра могут быть внесены изменения относительно параметров защиты и вооружения.
В целом, БТР "Волат V2" получился интересный, но также с использованием иностранных компонентов - российских и китайских. А время разработки сравнимо с российским "Бумерангом".
Казахстанский "Барыс"
Свой бронетранспортёр решил создать и Казахстан. В основу проекта "Барыс" (что переводится как Барс) легла разработка колёсной БМП Mbombe 8 южноафриканской компании Paramount Group. Вооружение используется российское - различные боевые модули с 30-мм или 57-мм пушками. Были и планы установки вооружения турецкого производства. Впервые машина была показана в 2016 году.
По замыслу конструкторов, масса машины должна составлять от 19 до 28 тонн, в зависимости от типа установленного оборудования и вооружения. Экипаж - 3 человека, десант - 8 бойцов. По шоссе бронетранспортёр должен был разгоняться до 110 км/ч, а приводиться в движение американским дизелем марки "Cummins" мощностью 550 л.с., сопряжённым с автоматической трансмиссией. Плавучестью машина не обладает.
Защита обеспечивает стойкость от 7,62-мм пулемётных и винтовочных пуль, и выдерживает подрыв до 10 кг взрывчатки под колесом или днищем. Возможна и установка накладных броневых элементов, что позволят держать обстрел и 25-мм бронебойными снарядами.
Но испытания, что проходили в 2020 году, выявили полное несоответствие машины предъявляемым требованиям. Она оказалась очень "сырой". Двигатель постоянно перегревался, системы управления вооружением отказывали, подвеска ломалась после 200 км пробега.
Во многом, причина неудач кроется в том, что проектант - компания Paramount Group, не занималась до этого разработкой такой сложной техники, как армейские бронетранспортёры. Только бронеавтомобилями типа MRAP.
Проект "Барыс" до сих пор находится в разработке, но её скорого завершения не предвидится.
Как видно, разработка современных бронетранспортёров - дело весьма непростое и долгое. И российский "Бумеранг" не выглядит долгостроем на фоне аналогичных проектов. Особенно, если учесть, что российская машина не использует импортных компонентов.
Другие статьи на канале:
Дорогие читатели! Если вам понравилась статья, мне будет очень приятно, если вы поставите лайк и подпишетесь на канал. Буду рад, если оставите комментарий. Скоро выйдут новые статьи!
Рекомендую подписаться и на канал "Эхо Мордора":