Найти тему
Юлия Вельбой

Секрет "новизны" украинской деревни

У меня есть родственники как в российских, так и в украинских деревнях, была я и там, и там. В России в Сибири живут в деревянных домах, не каменных. А из чего им строить, если вокруг лес? И печи топят дровами - рядом лесоперевалка, обрезки древесины как отходы производства стоят очень дешево, "нулевка", дрова везде.

В мое родное с. Бунбуй мы ехали от станции 2 часа (на машине), за это время я встретила одну табличку с наименованием населенного пункта "с. Тахтамай" - на этом всё. Два часа - два села. Остальное: поля, леса и река. Для кого там газ тянуть? Поэтому да, живут без газа.

На Украине за два часа пути сёла и города встречаются беспрерывно - можно сказать, они не заканчиваются никогда. Плотная застройка, есть экономический смысл вести газ. Деревни стоят как старые, так и новые, на любой вкус. Дома всё больше кирпичные, а почему? Потому что до них там стояли хаты-мазанки из соломы и навоза, а они долго не живут.

Срок жизни такого жилья - пара поколений одной семьи, потом строят новое. Вот в чем секрет, когда жители Украины говорят: "У нас всё новое! Дома из кирпича!" Было бы странно, если бы они снова взялись строить из соломы и навоза. А древесины там нет.

В очень раннем детстве я была в мазанке, причем, не на экскурсии - мы гостили у прадедушки и прабабушки, которые доживали в отдаленном селе. Помню земляные полы, домотканые половички в полоску и запах картошки напополам с травой - бабушка толчет ее в большом черном чугунке для поросенка. Потом мне сказали: "Юля, прячься, придет дядька с большим ножом, и если ты выглянешь из дома..." - дальше не помню, видимо, мое сознание отменило какие-то картины и слова, которые я не могла пережить.

Оставшись одна в большой комнате, я как-то дотянулась до щеколды, задвинула ее изнутри, так что потом ни дядька, ни бабушка с дедушкой, ни мама не могли ко мне проникнуть. Как я поняла значительно поздней, дядька приходил к поросенку.

В более сознательном возрасте я вновь посетила эти места, но на месте мазанки стояли уже одни развалины.