Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы разобрали 1-ую главу Послания Иакова.
Во второй главе Иаков, следуя завету Иисуса, озвученному в Нагорной проповеди и записанному в Евангелии от Матфея:
“Не судите, да не судимы будете” [Матф. 7:1],
советует одинаково относиться как к богатым, так и к бедным, потому что если суждение человека зависит от благосостояния того, о ком судят,
“то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?” [Иак. 2:4].
В подтверждение своей мысли, он напоминает, что Христос выбрал бедных для своей проповеди и для того, чтобы стать
“богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его” [Иак. 2:5].
А к богатым автор явно испытывает неприязнь, говоря:
“Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?” [Иак. 2:6-7].
Иаков считает, что нужно соблюдать все, написанное в законе Моисея,
“Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всём” [Иак. 2:10].
Оставшаяся часть главы посвящена тому, что одной веры недостаточно:
“Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе” [Иак. 2:17].
От нее пользы мало:
“Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут” [Иак. 2:19].
Нужны дела, а примеры полезных действий автор приводит из Ветхозаветных текстов, а именно: Авраам, решивший принести в жертву Исаака, и блудница Раав, которая помогла уйти евреям-соглядатаям. Напомню вам, что оба они верили в еврейского Бога.
В третьей главе автор предостерегает братьев во Христе от того, чтобы все они становились учителями, не только потому что неминуемо подвергнуться осуждению, но более важная причина в том, что нет людей, которые не грешат:
“Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем” [Иак. 3:1-2].
Однако, если бы были те, кто не грешит, то они совершенные, и главное их умение в том, что могут обуздать свой язык, потому что именно эта часть оскверняет все тело:
“а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда” [Иак. 3:8].
Язык и Бога славит, и людей проклинает, а так не должно быть:
“Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворённых по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течёт ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать солёную и сладкую воду” [Иак. 3:9-12].
Завершается глава советом быть кроткими, не хвалиться, не лгать, не завидовать и не быть сварливыми.
В следующей публикации нас ждет 4-ая глава послания Иакова.
В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала
Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
Культура средневековой Индии - начало здесь
Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь
Культура средневековой Камбоджи - начало здесь
Культура средневекового Таиланда - начало здесь
Культура средневекового Китая - начало здесь
Культура средневековой Японии - начало здесь
Культура средневековой Европы - начало здесь
Анализ библейского текста - начало здесь. Ветхий завет - начало здесь, Евангелие от Матфея - начало здесь, Евангелие от Марка - начало здесь, Евангелие от Луки - начало здесь, Евангелие от Иоанна - начало здесь, Деяния святых апостолов - начало здесь.