В самой Рāмāйане идёт перечисление кто от кого произошёл, Балаканда (первая книга) семнадцатая песнь:
Благословенный Брахма сказал собравшимся дэвам: «Для Вишну, верного обещанию и пекущегося о нашем благе, сотворите могучих помощников, способных менять свой облик...
Выслушав наставление Брахмы, с ним согласились все дэвы и произвели на свет сыновей, имеющих облик вāнаров (обезьяно-человеко-подобная форма жизни, но НЕ обезьяна).
От Индры родился Валӣ (брат Сугривы), похожий на великого Индру. От Сурьи, солнечного дэва, родился Сугрива. Брихаспати произвел на свет вāнара по имени Тара. Славным сыном Куберы стал вāнар Гандхамадана. А сыном Вишвакармана — великий вāнар Нала. От Агни родился Нила, подобный огню блеском, могучий, сиянием своей славы затмивший других могучих.
Ашвины, чтимые за красоту, произвели на свет таких же прекрасных, как они, братьев Майнду и Двивиду. От Варуны родился — вāнар по имени Сушена. Прославленным сыном Маруты (Вāйу) стал вāнар Ханумāн, твёрдый, словно алмаз, стремительный, словно Гаруда, самый мудрый и сильный среди вожаков вāнаров».
Вāнар переводят как обезьяна, но вāнар - это не обезьяна! Вāнар - это такая форма жизни. Назвать дэвов обезьяной это оскорбление, поэтому лучше так и называть вāнар.
И так, Валӣ (Валин\Бали) - это аватāр Индры. Сугрива - аватāр Сурьи. Ханумāн - это аватāр Вāйу (Мукхйа-Прāна). В Рāмāйане и Махāбхāрате Ханумāн называется именно сыном Вāйу или сыном ветра, а не сыном Шивы.
Ханумāн как аватāр Шивы упоминается только в адвайтовских текстах, например, в адвайтовской трактовке Шива-пураны, но есть шиваитские секты, где и Кришна представляется как аватāр Шивы.
Во всех других Пуранах и священных текстах Ханумāн четко упоминается как сын Вāйу (сын ветра) или воплощение Вāйу, иногда аватāра Рудры, что также является именем не только дэвата Шивы, но и Вāйу, и Вишну! Имена Рудра, Шива могут использоваться к разным личностям. Например, Шива - это и имя Самого Вишну (27 имя в Вишну-сахасра-нāма-стотре). Так что необходимо понимать целостный смысл всех священных текстов.
По ложным трактовкам, где Ханумāн - это автāра дэвата Шивы, сняты сериалы, мультики и так далее. Но вайшнавам необходимо знать, что Ханумāн - это аватāр Вāйу, а НЕ Шивы!
अतो रोचननामासौ मरुदंशः प्रकीर्तितः रामावतारे हनुमान्रामकार्यार्थसाधकः ।
स एव भीमसेनस्तु जातो भूम्यां महाबलः ॥ Garuda Purana 3.16.68 ॥
Когда Рāма явился на Земле, Вāйу родился как Ханумāн для служения Рāме. Также он (Вāйу) помогал и как сильнейший Бхимасена.
Махāбхāрата-тāтпарйа-нирная 3.65:
स देवतानां प्रथमो गुणाधिको बभूव नाम्ना हनुमान् प्रभञ्जनः ।
स्वसम्भवः केसरिणो गृहे प्रभुर्बभूव वाली स्वत एव वासवः ॥ ६५॥
65. Среди дэват, первый и выдающийся по качествам - это Вāйу (равный Брахме), принял образ (аватāр) вāнара Ханумāн, как сын Кесари. Индра родился как Валӣ (брат Сугривы).
Комментарий Свамиджи Анурадха Шридхар татвавāда-сампрадая:
Хотя "вāнара-йони" (рождение в обезьяно-человеко-подобной форме жизни) является, для дэвов, низшей по рождению, дэваты родились в этой форме жизни не из-за своих грехов, а из-за своего желания служить Всевышнему как Щрӣ Рāме.
Кесари (отец Ханумāна) - аватāр одного из Марут-дэват, а Анджана (мать Ханумāна) - аватāра апсары, которую звали Панджикастхали. Она была дочерью асура, которого звали тоже Кесари. Однако этот асур питал большое уважение к Вāйу-дэве.
Он поклонялся Шиве из-за отсутствия сына. Однако Шива даровал ему
дочь (Анджану) и сказал, что сын, родившийся у неё, будет хорошо известен как Кесари-путра (сын Кесари). Таким образом, асур Кесари отдал свою дочь Анджану замуж за вāнара по имени Кесари.
Этот вāнар Кесари когда-то убил одного из бродячих слонов, который препятствовал аскезам Бхарадхваджи и других аскетов. Обрадованный, Бхарадхваджа даровал ему милость, которая сделала его удачливым стать отцом Ханумāна.
Вāйу родился как Ханумāн в низшей обезьяно-человеко-подобной форме жизни не из-за каких-либо грехов. Это было желание Господа Вишну. Более того, Вāйу (Мукхйа-Прāна) хотел служить Всевышнему особым образом.
Читрā пӯрнимā, Ханумāн-джайантӣ
Читра-пӯрнимā — день явления Ханумāна первого из трех аватāров Мукхйа-Прāны (Вāйу). Мукхйа-Прāна нисходил на Землю как Ханумāн, во второй раз как Бхӣма и в третий раз как Мадхвāчāрйа:
प्रथमो हनुमान्नाम द्वितीयो भीम एव च ।
पूर्ण्णप्रज्ञा तृतीयस्तु भगवत्कार्य्यसाधकः ॥
prathamo hanumānnāma dvitīyo bhīma eva ca |
pūrṇṇaprajñā tṛtīyastu bhagavatkāryyasādhakaḥ ||
«Сперва как Ханумāн, во второй раз как Бхӣма и в третий раз как Пӯрнапрагйā (Мадхва) исполнитель свершений Бхагаванта».
बुद्धिर्बलं यशो धैर्य्यं निर्भयत्वमरोगता ।
अजाड्यं वाक्पटुत्वञ्च हनूमत्स्मरणाद्भवेत् ॥
buddhirbalaṃ yaśo dhairyyaṃ nirbhayatvamarogatā |
ajāḍyaṃ vākpaṭutvañca hanūmatsmaraṇādbhavet ||
«Доподлинное знание; счастье, дающее силу не ставить превыше всего побуждения тела и личности; доброе имя среди сатов; твёрдость убеждений; бесстрашие; свобода от болезней тела и личности; непраздность; чистота, искусность и весомость речи, — всё это приходит в памятовании Ханӯманта».
Подписывайтесь на канал, делитесь информацией, ставьте лайки, добавляйтесь в группу ВК