Что приходит вам на ум при слове «городское фэнтези»? «Ночной дозор» Лукьяненко, верно? Но почему же? Ведь это далеко не первый представитель жанра... Или все-таки первый?
Давайте разберемся вместе, проследим за тем, как жанр возник на Западе, переплыл океан и обрел свое совершенство именно в России.
А заодно попытаемся разобраться, почему жанр сегодня, к сожалению или счастью, теряет популярность.
Что такое это ваше городское фэнтези?
Прежде всего, давайте дадим определение жанру городского фэнтези.
В отличие от классического фэнтези с его мифическими существами и волшебными мирами, городское фэнтези предлагает современный контекст (к слову, совершенно необязательно городской), в котором параллельно с людьми существуют магия и нечеловеческие расы.
При этом мир городского фэнтези все еще населен классическими элементами этого жанра — волшебниками, эльфами, оборотнями и прочими мистическими существами — но действие происходит в нашей реальности, в реальности, похожей на ту, в которой мы живем прямо сейчас. Коротко, просто, понятно.
Теперь, когда мы знаем, что такое городское фэнтези, давайте посмотрим на его историю в разных странах.
Городское фэнтези: от Нью-Йорка до Москвы
Возникновение жанра городского фэнтези относится к 1980-м годам, и его родина – США.
Одними из первых авторов, начавших использовать мотивы городского фэнтези в своих произведениях, были Терри Виндлинг и Марк Алан Арнольд, которые представили межавторский цикл «Borderland» (1985). Затем к этой традиции присоединился мастер фэнтези Терри Пратчетт со своим "Плоским миром" (1988).
Здесь он создал своеобразный параллельный мир, где происходят приключения его героев, но также объединил магическую и научно-техническую реальности.
Пик популярности жанра на Западе пришелся на выход "Плоского мира" Пратчетта и, потом, на "Гарри Поттера" Джоан Роулинг. В последнем волшебство существует в реальном современном мире, однако скрыто от глаз обычных людей. И, тем не менее, это всё ещё оно (а заодно — один из родоначальников б-гомерзкой «академки»).
А что же происходило с городским фэнтези в России?
Городское фэнтези в России: от странной Москвы до Большого Киева
В России жанр стал популярным в 1990-х годах, и здесь он обрел свои уникальные черты. Одним из самых ярких примеров городского фэнтези в России являлся роман «Ночной дозор» Сергея Лукьяненко, опубликованный в 1998 году.
В этой книге автор сочетает элементы фэнтези и детектива, создавая свой собственный мир, где существуют «иные» — существа, обладающие сверхъестественными способностями и живущие среди людей. Главный герой Антон Городецкий — ночной дозорный: человек, следящий за соблюдением законов мира Иных. В этом произведении Лукьяненко уникальным образом переносит действие на территорию нашей реальности, где маги живут среди нас.
Еще одним интересным представителем городского фэнтези в России стал роман «Техник Большого Киева» Владимира Васильева, в котором мир наполнен самопоявляющимися устройствами, которые нуждаются в приручении. В этом романе нет магии в привычном смысле, однако его можно отнести к городскому фэнтези благодаря наличию «нечеловеческих» рас, характерного сюжета и прочих сходных признаков.
Это, можно сказать, смелый эксперимент: что, если мы заменим магию на технологию, имитирующую магию, не трогая остального?
Кризис жанра
К сожалению или счастью, в последнее время жанр городского фэнтези сталкивается с кризисом. Во-первых, многие темы и идеи исчерпаны, что делает сюжеты новых произведений прогнозируемыми и занудными.
Во-вторых, магия и приключения в городских условиях не привлекают внимания читателей так, как это было раньше.
А причиной всему — извечный парадокс фэнтези: если в мире есть магия, то почему в нем есть и феодализм, сиречь наследственная система, а не «власть сильнейшего» или переход к демократии?
И здесь с особым интересом стоит упомянуть изобретение в России жанра «боярского фэнтези» (или "боярки"), который действительно успешно вытесняет городское фэнтези на территории СНГ и активно завоевывает мир.
В «боярском» фэнтези магия стала распространенной и родовой, что позволяет магам сосуществовать с феодальной системой. Этот жанр предлагает читателям миры с магией, в которые хочется верить вне зависимости от исторического периода, и успешно решает проблему идеологического перекоса между магией и феодализмом, присущую классическому фентези.
Но... Но об этом я уже рассказывал. Равно как и о том, как там эту проблему попытались решить.
Советую к прочтению для полноты понимания.
Заключение
Таким образом, жанр городского фэнтези переживает кризис, но это не означает его окончательной гибели.
Возможно, наступит время, когда писатели найдут новые идеи и подходы, преобразив жанр и возвращая его к жизни. Такое уже бывало, и не раз: идеи могут приходить из неожиданных мест и обрести уникальные черты. Та же «боярка» выросла-то именно из городского фэнтези, изначально просто прикрутив к нему два «постулата Метельского» в роли костылей. Это уже потом «костыли» зашагали самостоятельно и стало ясно, что их можно прикрутить к любому старому поджанру фэнтези... Но это уже другая история.
Ведь в мире литературы существует множество возможностей для оживления классических жанров и появления новых, захватывающих направлений. Так что... Хотя сейчас городскому фэнтези /очень/ плохо, я бы не был уж слишком пессимистичен. А вы?
Лайк, подписка, комментарий на тему — всё, что нужно для поддержки канала. Это несложно:-)