Художник Владимир Волегов «Урок рисования»
Настя. Часть 4
Земная ось – это только воображаемая линия, но Земля все-таки ухитряется как-то вращаться на ней (из школьного сочинения)
Вы вообще понимаете, что такое 1 класс?
Когда дети идут в школу родители рассказывают им о том, что там у них будет много друзей. Они будут заниматься, как взрослые, сидя за партами учиться считать и писать.
Но дети, попадая в классы, где надо сидеть целых 40 минут спокойно, впадают в состояние полного дискомфорта. Дома они занимались, но по 15 – 20 минут, и сейчас сидеть ровно и не подвижно целое наказание не только для мальчиков, но и для девочек.
Совсем не просто идёт система выстраивания отношений между ребёнком и учителем и между детьми и как никогда первый учитель архиважен для детей.
Китайская пословица говорит
«Даже самый длинный путь начинается с первого шага».
Учительница в Надином классе была женщиной в годах, она выпустила уже много классов и считалась мэтром в школьном обучении. Она прекрасно знала, что при адаптации в школе любой ребёнок может впасть в ступор, стать замкнутым, неспособным сосредоточиться или, наоборот, у него появиться двигательное возбуждение, он может грубить, не слушаться. Всепоглощающая, запредельная тревога может напасть на него.
И задача учителя начальной школы помочь ученику пережить этот период, не ставить на него клеймо, не вводить в ряд любимчиков, а мудро и терпеливо принять это очередное нападение саранчи первого сентября.
В Надином классе было трое учеников с ОВЗ, и это был единственный первый класс, куда записали детей с теми или иными проблемами. Светлана Евгеньевна относилась ко всему спокойно, хотя родители учеников, узнавшие об этом, крайне возмущались и даже собирались идти жаловаться к директору. Ещё бы, попасть именно к этой учительнице было совсем не лёгким делом, молва о ней шла уже много лет. Но на родительском собрании Светлана Евгеньевна строго сказала, что дети имеют равные права, и учиться будем все вместе.
Надо сказать, что Светлана Евгеньевна никогда и не помышляла о том, что у неё в классе будут дети с особенностями, но внесли изменения в «Закон об образовании» и директор, вызвав её в свой кабинет, сказала – «Кроме Вас не кому». К тому же её коллега привела в школу своего приёмного ребёнка с ДЦП и как всегда мудро оценив обстановку учительница кивнула в знак согласия.
Класс у неё подобрался интересный, разношёрстный. Надю и Жорку, которому тоже повезло (за него замолвила словечко Александра Михайловна) она посадила на первую парту. По поведению они были абсолютные противоположности и замечательно дополняли друг друга.
Вставать в школу детям приходилось в шесть утра, везла их на автобусе Александра Михайловна. Три раза в неделю после уроков приезжал дядя Женя и отводил Надю в музыкальную школу. Жорка оставался на продлёнке в школе, продлёнка была платной, Сопляковы жутко возмущались, но поделать ничего не могли, так как если бы они сами возили ребёнка в школу и обратно, то ещё больше бы денег отдали за дорогу. Они были очень благодарны Надиной семье и даже помогали им по хозяйству, как могли.
Заниматься в двух школах одновременно может не каждый здоровый ребёнок. Надя очень уставала, а еще дома надо было не только сделать школьные уроки, но музыкальные.
Александра Михайловна терпеливо учила Надю преодолевать разочарование, когда что-то не получается и снова браться за работу, повторяя «Человек всегда радуется, добившись того, что задумал. Нужно ставить цель и идти к ней маленькими шагами». Вот так шаг за шагом мама и дядя Женя потихоньку помогали Наде верить в себя, в свои успехи. Ей нравилось, что они постоянно восторгаются её маленькими победами, а они хитро улыбаясь, приговаривали «Кто приучается трудиться, тот и добивается успеха».
Наде купили виолончель 1/8, и больше всего проблем в музыкальной школе у неё возникло с сольфеджио и ритмикой, но преподаватели благосклонно не замечали её не успехи и мягко поправляли огрехи.
Мама объясняла девочке, что занятия музыкой развивают музыкальный слух, ритм, память, учат концентрации внимания, восприятию художественного образа, развивают моторику рук и речи и такие занятия для Нади это как занятия с реабилитологом. Надя слушала и понимала только одно её любят и заботятся и для того что-бы не огорчать этих дорогих ей людей она самоотверженно пилила на виолончели. Со временем она привыкла к нагрузкам, к учителям, работавшим с ней. Глядя на них, в музыкальную школу потянулись и другие дети из класса.
Наблюдая за детьми в своём классе, Светлана Евгеньевна с удивлением отметила, что дети, пришедшие с диагнозами, мало чем отличаются от тех, с кем она работала раньше, и многие родители теперь не прячутся от проблем, а стараются решать их, используя возможности медицины и образования.
В наше время детей с ОВЗ становиться всё больше, этому способствуют сложные роды, кесарево сечение, гипоксия плода, мозговые инфекции, травмы, а ещё психическая депривация (детский дом), недостаточность эмоционального и речевого общения с ребенком в семье, отторжение, часто бывающее у матерей. Ребёнок с ОВЗ обычно стремится к изоляции, отличается заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и неуверенностью в своих силах. Физические, психические или сенсорные дефекты ограничивают его жизнедеятельность. Такой диагноз может быть поставлен временно или быть хроническим, но он подлежит коррекции и изменениям.
Всё это Светлана Евгеньевна узнала, когда пришла вместе с мамой Нади в центр поговорить с психологами. И Светлана Евгеньевна и Александра Михайловна хотя и имели высшее образование, постоянно повышали собственную квалификацию. Они были адекватными людьми и понимали, что всё знать нельзя, и порой надо обязательно общаться со специалистами смежных профессий.
И глядя на общение мамы Нади и специалистов службы, Светлана Евгеньевна понимала, что у них установились хорошие доверительные отношения.