В середине апреля в Москве пройдет XXII Всероссийский съезд саморегулируемых организаций в строительстве. Накануне съезда председатель Комитета по предпринимательству в сфере строительства ТПП РФ, Герой Социалистического Труда Ефим Басин дал интервью нашему журналу, в котором рассказал об итогах года, проблемах и планах на ближайшую перспективу.
– Ефим Владимирович, как Вы оцениваете результаты работы строительной отрасли в прошлом году?
– По моему мнению, в прошлом году строительная отрасль сработала лучше многих других отраслей страны. По крайней мере, об этом говорят показатели по жилищному строительству. Мы ввели рекордное количество жилья – 102,7 млн кв. м, и очень ценно, что 60% из этого объема – это индивидуальное жилищное строительство, то есть то, о чем мечтают наши люди. По крайней мере, по опросам, 70% россиян хотели бы жить в собственном доме на своей земле.
В прошлом году достигнуты неплохие результаты и по выполнению плана по строительству автомобильных дорог. Построено 1200 км новых дорог, капитально отремонтировано около 30 000 км. Всего освоено капвложений на сумму более 12,8 трлн рублей. Это тоже рекордные цифры. Таким образом, несмотря на все трудности, мы добиваемся хороших показателей.
– За счет каких факторов удалось побить рекорды?
– В первую очередь, на эффективную работу отрасли благотворно повлияли меры, предпринятые Правительством Российской Федерации по поддержке строительной отрасли в целом. Особенно в пандемийные годы, когда был принят ряд законов и постановлений правительства по развитию ипотеки, ведь сегодня 80% жилья строится именно с использованием ипотеки. Среди этих факторов я хотел бы выделить внедрение проектного финансирования с эскроу счётами, принятые меры по решению проблемы обманутых дольщиков. И , наконец, выделение инвестиций, ведь такого масштабного объема инвестиций до этого никогда не выделялось, например, на строительство дорог. А сегодня смотрите: сначала построили скоростную дорогу М11 Москва – Санкт-Петербург, сейчас строится М12 Москва – Казань, которая в этом году будет сдана в эксплуатацию и дальше пойдет до Тюмени и на Дальний Восток. Это колоссальные инвестиции.
– Вы имеете ввиду, в первую очередь, инвестиции со стороны государства?
– Что касается строительства и ремонта дорог, то да, в первую очередь, это инвестиции со стороны государства, но в сфере строительства жилья 94% вложенных средств – это деньги населения. Мы бы хотели, чтобы выделялось больше денег со стороны государства на жилищное строительство, и особенно на строительство социального жилья, для выполнения обязательств перед определёнными категориями граждан, которым государство обязано предоставить бесплатно жилье.
Мы бы хотели, чтобы ипотека выдавалась не под 8%, а под 5%, и я считаю, что зря Центробанк пугает нас «мыльным пузырём». Я думаю, что развитие ипотечной системы в нашей стране идёт нормально, и при меньшей процентной ставке мы сделали бы ещё больший скачок по вводу жилья.
Наконец, это те задачи, которые стоят в рамках национальных проектов «Жильё и городская среда», «Безопасные качественные дороги», развитие Дальнего Востока, Восточный полигон, Северный морской путь с обустройством всего побережья, это коридор Север- Юг, который сегодня необходим для перестройки нашей экономики, связанной с введением санкций и т.д.
– Сегодня продолжается модернизация ТРАНССИБа, развитие БАМа. Что Вы думаете по поводу БАМа? У Вас душа болит по поводу того, что там происходит?
– Разумеется, у меня душа болит за БАМ. Я считаю, что, наконец, БАМ полностью реабилитирован. Все мы помним, что после периода восхваления и славы БАМ пришел в упадок, на его достройку перестали инвестировать средства, и со всех трибун кричали, что БАМ – дорога в никуда. Так могли говорить только глупые люди. Для такой огромной страны как Россия, ни одна дорога не может быть лишней. И особенно важен БАМ сегодня, когда у железных дорог катастрофически не хватает пропускной способности на Дальний Восток. Сегодня необходимо переориентировать всю экономику страны, поворачивать грузопотки с запада на восток. Поставлена задача – значительно расширить пропускные способности железных дорог на Дальний Восток, фактически вдвое увеличить грузопоток в этом направлении. И уже одно это свидетельствует, что средства потрачены не зря, и тот энтузиазм и патриотизм, который царил на строительстве БАМа, не пропал даром.
Кстати, в 2024 году мы будем отмечать 50-летие начала строительства БАМа. Эта знаменательная дата очень важна для всех бамовцев, а через БАМ прошло более двух миллионов человек. Есть Указ Президента России, который обязывает нас и Правительство РФ обеспечить празднование этого знаменательного события. Создается оргкомитет, будут проведены масштабные мероприятия.
– Какие новые задачи стоят перед отраслью?
– Несмотря на беспрецедентные санкции, задачи, которые были поставлены президентом страны и правительством перед отраслью, никто не отменял. Прежде всего, это национальные проекты: «Жилье и городская среда», «Безопасные качественные дороги». Но, безусловно, появляются новые задачи, связанные с введением эмбарго на ряд направлений нашего экспорта. Это значит, что мы должны уделить особое внимание на более глубокую переработку добываемых природных ресурсов. Сколько можно гнать сырую нефть, газ, когда в стране необходима развитая нефтехимия? Сколько можно гнать по трубе богатейшие ресурсы, когда в стране есть наукоемкие предприятия, наукоемкие технологии по получению продуктов из нефти и газа? Мы начали строительство крупных комплексов в Сибири, на северо-западе страны, в Усть-Луге, на севере, но, к сожалению, немного опоздали. Сегодня мы испытываем трудности с комплектацией оборудования, наукоемкого оборудования, но, я уверен, мы с этими трудностями успешно справимся.
Наконец есть такая задача, как газификация населенных пунктов и , прежде всего, сельских. Это же беда: всего 70% территории страны газифицировано, тогда как в той же Украине или Беларуси эта цифра близится к 100%. Россияне заслуживают такого же уровня газификации, и мы надеемся, что в ближайшее время достигнем хотя бы 83% в газификации наших поселений.
А такая масштабная задача, как развитие транспортной инфраструктуры с переориентацией ее на восток, и , прежде всего, развитие Восточного полигона, Арктики, морских портов, аэропортов, все это связано с перестройкой нашей экономики, с поворотом грузопотоков на восток.
И, конечно, нельзя забывать о проблемах, которые накопились в строительной отрасли. И прежде всего, это высококвалифицированные кадры. Мы очень сильно понадеялись на страны ближнего зарубежья, когда получали неквалифицированную рабочую силу и от этого страдала и производительность труда, и качество строительства. Наша задача – максимально перейти на отечественные, высококвалифицированные кадры, чтобы повысить производительность труда и наконец-то решить вопрос импортозамещения, особенно в области производства строительной техники и оборудования. Вот эти проблемы мы и будем решать.
– Активное участие Вы принимали в разработке Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года. Какие проблемы призвана решить Стратегия?
– Действительно, к разработке Стратегии государство подошло очень серьезно, наряду с профильными государственными структурами было широко привлечено профессиональное сообщество. Рассматривалось несколько вариантов, в результате получился оптимальный вариант Стратегии, который объединяет задачи развития не только строительства, но и ЖКХ, т.е. охватывает весь жизненный цикл построенного объекта – от проектирования и строительства до эксплуатации и даже до утилизации.
Кстати, об утилизации. Сегодня мы увлеклись высотным строительством, забывая, что через полсотни лет придётся это все разбирать. Представляете, какие трудности будут ощущать, и особенно мегаполисы, когда придется вывозить и утилизировать эти объекты. Страшное дело – и по экологии, и по логистике и так далее. Все это надо учитывать.
В Стратегию включены такие важные разделы как цифровизация, широкое внедрение ТИМ-технологий, импортозамещение, подготовка кадров. Впервые включены разделы «промышленное строительство», а также «ценообразование», где, в частности, предусматривается переход от индексного метода к ресурсно-индексному, а в дальнейшем – к чисто ресурсному методу. Это позволит нам провести реформу ценообразования.
– Мы беседуем в преддверии съезда НОСТРОЙ. Как Вы оцениваете роль саморегулирования в строительстве? Нуждается ли система в совершенствовании?
– Надо отметить, что в этом году мы будем проводить 22-й съезд, а в 2010 году мы начинали практически с нуля, никакого опыта в саморегулировании не было, однако за прошедшие годы многое уже сделано.
Я считаю, что главное достижение саморегулирования – включение профессионального сообщества в сам процесс управления строительным комплексом. Сегодня практически все важнейшие для строительной отрасли законопроекты, нормативные акты, обсуждаются уже на стадии их разработки. А ведь раньше законы часто принимались келейно, а затем подвергались критике со стороны общественности. Отсюда – большие потери. Я могу прямо сказать, что сегодня власть слышит голос профессионального сообщества, чем обеспечивается полное взаимопонимание с руководством отрасли. Например, министр строительства Ирек Энварович Файзуллин регулярно, раз в месяц, встречается с нами, представителями общественных организаций, обсуждаем все острые вопросы, так сказать, сверяем часы. Министр доступен и это очень важно, это здорово помогает.
Безусловно, трудно переоценить роль саморегулирования, но как любое важное дело система требует совершенствования, и это естественно. Это касается вопроса закупок (ФЗ-44, ФЗ-223), это касается подготовки кадров, особенно организации независимой оценки кадров, перехода отрасли на ТИМ-технологии, совершенствования системы ценообразования и перехода на ресурсный метод. Вопросов много, но главное – мы знаем, как и с кем их решать.
– Сегодня 70% жилья вводится в 17 крупных городах, а как быть с остальной Россией? У нас же есть Стратегия пространственного развития Российской Федерации? Сколько можно загонять людей в «человейники»? Какие условия нужно создать для развития малоэтажного строительства?
– Абсолютно согласен с вами. Мы никогда не улучшим демографию в нашей стране, не повысим уровень комфорта окружающей среды, не обеспечим гармоничное развитие
малых и средних городов, в том числе исторических, которых в России сотни, если не изменим отношение к малоэтажному, и особенно индивидуальному жилищному строительству. К счастью, ситуация меняется к лучшему. Как я уже сказал, в прошлом году мы ввели 102,7 млн кв. м жилья, в том числе больше 60% – это ИЖС. Причём еще три-четыре года назад, когда был представлен первый вариант проекта Стратегии, стояла задача обеспечить ввод жилья в 2024 году размере 120 млн кв. м, в том числе 80 млн кв. м МКД. Значит, только 40 млн кв. м или 33% намечалось к вводу ИЖС. Конечно, это было не нормально. Совершенно отсутствовала нормативно-правовая база по ИЖС, даже само понятие «коттеджный поселок» в Градостроительном кодексе не прописано до сих пор. А сегодня мы видим, какое большое внимание руководство страны и отрасли уделяет ИЖС.
Что уже сделано? Практически все преференции по финансированию МКД перенесены на ИЖС. Это ипотека, которая распространяется уже на ИЖС, проектное финансирование, применение эскроу счетов, долевое строительство, все это очень важно для финансирования ИЖС. Вносятся изменения в Градостроительный кодекс по управлению коттеджными посёлками, особенно по управлению общим имуществом этих посёлков. Этот законопроект находится в Госдуме и хотелось бы, чтобы его поскорее приняли. Устанавливаются льготы на ускоренное внедрение домокомплектов заводского изготовления из деревянных и стальных конструкций, то есть стимулируется применение этих материалов, и это абсолютно правильно. Смешно, а скорее даже грустно, что наша самая лесистая страна, 20% всего лесного хозяйства от мирового у нас в стране, а мы используем дерево только на 10%. Германия – 40%, Финляндия – 70%, Канада – 70%, а в России – 10%. Могу сказать, что сегодня ситуация здесь меняется к лучшему. Во-первых, само население уже признает преимущества деревянного домостроения, конечно, в деревянном доме жить приятнее, чем в «каменном мешке». Во-вторых, сама жизнь заставила: в условиях, когда отказались от экспорта леса, деревообработки, надо использовать продукцию у себя, и те льготы, которые даются сегодня – 10% снижения налогов, – позволит расширить использование дерева на стройке. И , безусловно, важно обеспечить оборудование и, прежде всего, для производства домокомплектов. И, конечно, вопрос финансирования, вопрос ипотеки поможет решить его, в том числе сельской ипотеки. Я уверен, что именно малоэтажное и в первую очередь индивидуальное жилищное строительство станет основным драйвером в обеспечении ввода 120 млн кв. м жилья, которые поставлены в национальном проекте «Жильё и городская среда». Мы видим, что темпы ввода ИЖС растут, а темпы высотного строительства падают. Я ничуть не сожалею по этому поводу, потому что сколько можно людей загонять в эти жуткие «человейники». Причём можете представить: сегодня мы в среднем вводим жильё в городах высотой 18 этажей, объем квартиры – 45 кв. м. Какая демография, какой комфорт и уют для людей!? Поэтому малоэтажное строительство мы будем развивать и этот процесс уже пошёл. Если мы хотим развивать ИЖС, для этого необходимо решить и такие вопросы, которые уже давно назрели. Прежде всего, разработать и утвердить типовые проекты индивидуальных домов, потому что банки сегодня без этого не открывают финансирование, в том числе ипотеку; облегчить условия выкупа или получения земельных участков с инфраструктурой под их строительство. Государство должно оказать содействие в развитии социальной, коммунальной, транспортной инфраструктуры коттеджных посёлков. К сожалению, у нас в жилищном строительстве отстает «социалка», то для коттеджных поселков это тем более важно, потому что они более разрозненные и их труднее обеспечить необходимым нормативным обеспечением «социалкой»: школами, больницами и т.д. И, конечно, банки должны изменить свое отношение к финансированию ИЖС, пока же они предъявляют чрезмерные требования и делают это очень неохотно.
Местные власти часто требуют от застройщиков финансирование социальных объектов – школ, детских садов, поликлиник, что ведёт к удорожанию жилья. В последнее время положение несколько меняется, достаточно назвать инфраструктурные бюджетные кредиты. Причём эти кредиты включены именно в программу «Инфраструктурное меню», а это 1 трлн рублей на пятилетку, ставка не более 3%, срок погашения 15 лет, и многие субъекты этим уже активно пользуются. Это значительно ускорит опережающее строительство социальной и транспортной инфраструктуры с тем чтобы повысить комфорт для наших граждан. И это, кстати, в Стратегии учтено.
– Может ли строительная отрасль обойтись без импорта строительной техники материалов?
– Это очень важный вопрос. Если в производстве строительных материалов мы не критически зависим от импорта, примерно 5–10%, это в основном для элитного строительства и отдельных объектов, то по строительной технике, дорожно-строительный машинам и механизмам, инженерного оборудования на 70% мы зависим сегодня от импорта. Это, конечно же, беда, она накопилось за последние 30 лет и нам ничего не остается, как сосредоточиться и решить эту проблему. Тем более, что пока из России ушли только 9% иностранных компаний, и есть надежда, что многие возобновят работу. А импортозамещение сегодня ставится правительством как основная задача, стоящая перед экономикой страны. Сегодня решаются вопросы относительно легче по инвестированию, по финансированию, по модернизации производства. Думаю, можно надеется на существенную помощь со стороны Фонда развития промышленности при Минпромторге. Сегодня он значительно увеличен по объему и предоставляет займы на срок до пяти лет под 3–5% на сумму до 1 млрд руб. именно на создание высокотехнологичной продукции гражданского назначения. Уже объявлено Президентом России о развитии промышленной ипотеки в стране наряду с жилищной ипотекой. И, конечно же, надо менять отношение банков и , прежде всего, самого Центробанка к выдаче долгосрочных кредитов на развитие экономики под приемлемый процент. Сегодня мы это, к сожалению, не очень видим.
– Мы помним, что велась бурная дискуссия по поводу того, кому вести развитие стройматериалов – Минпромторгу или Минстрою. Эта дискуссия завершена?
– Да, сегодня эта дискуссия завершена. Я считаю, что сразу было принято не совсем правильное решение, всё-таки Минстрой не должен был отказываться от производства стройматериалов, это всё-таки основа, это хлеб строительства, но, если так уж случилось, надо совместно решать эти вопросы. Думаю, правильно, что все нормотворчество, законодательную базу, все СНиПы, ГОСТы передали Минстрою, и можно работать в одном ключе в решении всех возникающих проблем.
– Много критики звучало по поводу проведения тендеров для строительных компаний. Изменилось ли что-то в этой сфере за последнее время?
– Действительно, уже много лет только ленивый не критиковал ФЗ-44, ФЗ-223. В результате сегодня большое количество контрактов принимается с единственным поставщиком или исполнителем, потому что крупные заказчики наелись уже случайных победителей тендеров, которые безбожно демпинговали, а потом благополучно исчезали. Безусловно, положение можно исправить, если в полной мере будет учитываться опыт работы подрядчика, его производственный и кадровый потенциал, финансовое состояние, то есть проводиться предквалификация. К этому мы уже давно призываем. Не может быть главным критерием для выбора победителя цена объекта, это путь к необоснованному демпингу. Сейчас это многие понимают, и надеюсь, что именно в этом направлении будет вестись совершенствование законодательства. – Сегодня всем очевидно: на мигрантов надейся, но сам не плошай. Надо надеяться на своих профессионалов. Как решить проблему кадров?
– В пандемийный период имело место резкое снижение количества мигрантов на стройке, но сейчас положение нормализуется, остались в основном только три страны, это Узбекистан, Таджикистан и Киргизия, которые поставляют нам рабочие кадры. Надо упорядочить поступление рабочей силы из этих стран. За счет чего? Прежде всего, подготовку кадров необходимо вести под заказ конкретного работодателя, а обучение соответствующей профессии и русскому языку непосредственно на родине мигрантов. Я скажу, что сегодня активную работу в подготовке высококвалифицированных кадров проводит НОСТРОЙ. Главное – надо рассчитывать на отечественные кадры, и в первую очередь, это касается рабочих и специалистов среднего звена. Здесь надо развивать сеть ресурсных центров, оснащенных современным оборудованием, то есть вспомнить советскую систему образования. Кстати, в своем недавнем выступлении президент сказал, что надо восстанавливать советскую систему. Советская система образования – это был хороший опыт и ее надо восстанавливать, а также всерьез заняться совершенствованием системы подготовки высококвалифицированных специалистов. Для этого надо забыть о Болонской системе и усилить подготовку конкретных специалистов. Справедливости ради надо отметить, что многое делается. Сегодня разработана концепция подготовки кадров, создан Консорциум «Строительство и архитектура» из ведущих университетов Российской Федерации во главе с МГСУ. Надеемся на их активные усилия по совершенствованию программ для обучения высококлассных специалистов и существенное развитие отраслевой науки в целом.
– Создание консорциума высших учебных заведений – это замечательно, но ведь колледжи остаются в стороне.
– Перед консорциумом поставлена задача – организовать неотъемлемую связь непрерывного повышения специализации и образования, то есть с колледжа или ГПТУ, даже от школы, и до высшего учебного заведения. Причём кадры будут обновлять свои знания раз в пять лет, будут проходить независимую оценку квалификации. В результате, надеемся, наши стройплощадки будут обеспечены действительно квалифицированной силой – рабочими, инженерами и техниками.
– Ваш прогноз для строительной отрасли на этот год?
– Я уверен, мы справимся. Считаю, что и задач прибавятся, и объемы строительства увеличатся. И это связано, прежде всего, с восстановлением народного хозяйства на новых территориях – в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях. Уже сегодня там трудятся порядка 40 000 наших специалистов, а в ближайшее время потребуется ещё больше. Уверен, что результаты работы отрасли, несмотря на серьезные вызовы, будут не хуже прошедшего года.