Найти тему
Строительная Орбита

Ефим Басин: «Главное – мы знаем, с кем и как решать проблемы отрасли»

В середине апреля в Москве пройдет XXII Всероссийский съезд саморегулируемых организаций в строительстве. Накануне съезда председатель Комитета по предпринимательству в сфере строительства ТПП РФ, Герой Социалистического Труда Ефим Басин дал интервью нашему журналу, в котором рассказал об итогах года, проблемах и планах на ближайшую перспективу.

– Ефим Владимирович, как Вы оцениваете резуль­таты работы строительной отрасли в прошлом году?

– По моему мнению, в прошлом году строительная от­расль сработала лучше многих других отраслей страны. По крайней мере, об этом говорят показатели по жилищ­ному строительству. Мы ввели рекордное количество жилья – 102,7 млн кв. м, и очень ценно, что 60% из этого объема – это индивидуальное жилищное строительство, то есть то, о чем мечтают наши люди. По крайней мере, по опросам, 70% россиян хотели бы жить в собственном доме на своей земле.

В прошлом году достигнуты неплохие результаты и по выполнению плана по строительству автомобильных дорог. Построено 1200 км новых дорог, капитально отремонтиро­вано около 30 000 км. Всего освоено капвложений на сумму более 12,8 трлн рублей. Это тоже рекордные цифры. Таким образом, несмотря на все трудности, мы добиваемся хороших показателей.

– За счет каких факторов удалось побить рекорды?

– В первую очередь, на эффективную работу отрасли благотворно повлияли меры, предпринятые Правительством Российской Федерации по поддержке строительной отрасли в целом. Осо­бенно в пандемийные годы, когда был принят ряд законов и постановлений правительства по развитию ипотеки, ведь сегодня 80% жилья строится именно с использованием ипотеки. Среди этих факторов я хотел бы вы­делить внедрение проектного финан­сирования с эскроу счётами, принятые меры по решению проблемы обману­тых дольщиков. И , наконец, выделение инвестиций, ведь такого масштабного объема инвестиций до этого никогда не выделялось, например, на строи­тельство дорог. А сегодня смотрите: сначала построили скоростную дорогу М11 Москва – Санкт-Петербург, сейчас строится М12 Москва – Казань, которая в этом году будет сдана в эксплуата­цию и дальше пойдет до Тюмени и на Дальний Восток. Это колоссальные инвестиции.

– Вы имеете ввиду, в первую очередь, инвестиции со стороны государства?

– Что касается строительства и ре­монта дорог, то да, в первую очередь, это инвестиции со стороны государства, но в сфере строительства жилья 94% вложенных средств – это деньги насе­ления. Мы бы хотели, чтобы выделялось больше денег со стороны государства на жилищное строительство, и осо­бенно на строительство социального жилья, для выполнения обязательств перед определёнными категориями граждан, которым государство обя­зано предоставить бесплатно жилье.

Мы бы хотели, чтобы ипотека выда­валась не под 8%, а под 5%, и я считаю, что зря Центробанк пугает нас «мыль­ным пузырём». Я думаю, что развитие ипотечной системы в нашей стране идёт нормально, и при меньшей про­центной ставке мы сделали бы ещё больший скачок по вводу жилья.

Наконец, это те задачи, которые стоят в рамках национальных проектов «Жильё и город­ская среда», «Безопасные качественные дороги», развитие Дальнего Востока, Восточный полигон, Северный морской путь с обустройством всего побережья, это коридор Север- Юг, который сегодня необходим для перестройки нашей экономики, связанной с введением санкций и т.д.

– Сегодня продолжается модернизация ТРАНССИБа, развитие БАМа. Что Вы думаете по поводу БАМа? У Вас душа болит по поводу того, что там происходит?

– Разумеется, у меня душа болит за БАМ. Я считаю, что, на­конец, БАМ полностью реабилитирован. Все мы помним, что после периода восхваления и славы БАМ пришел в упадок, на его достройку перестали инвестировать средства, и со всех трибун кричали, что БАМ – дорога в никуда. Так могли говорить только глупые люди. Для такой огромной страны как Россия, ни одна дорога не может быть лишней. И особенно важен БАМ сегодня, когда у железных дорог катастрофиче­ски не хватает пропускной способности на Дальний Восток. Сегодня необходимо переориентировать всю экономику страны, поворачивать грузопотки с запада на восток. По­ставлена задача – значительно расширить пропускные способности железных дорог на Дальний Восток, факти­чески вдвое увеличить грузопоток в этом направлении. И уже одно это свидетельствует, что средства потрачены не зря, и тот энтузиазм и патриотизм, который царил на строительстве БАМа, не пропал даром.

Кстати, в 2024 году мы будем отмечать 50-летие нача­ла строительства БАМа. Эта знаменательная дата очень важна для всех бамовцев, а через БАМ прошло более двух миллионов человек. Есть Указ Президента России, который обязывает нас и Правительство РФ обеспечить празднование этого знаменательного события. Создается оргкомитет, будут проведены масштабные мероприятия.

– Какие новые задачи стоят перед отраслью?

– Несмотря на беспрецедентные санкции, задачи, которые были поставлены президентом страны и правительством перед отраслью, никто не отменял. Прежде всего, это нацио­нальные проекты: «Жилье и городская среда», «Безопасные качественные дороги». Но, безусловно, появляются новые задачи, связанные с введением эмбарго на ряд направлений нашего экспорта. Это значит, что мы должны уделить особое внимание на более глубокую переработку добываемых при­родных ресурсов. Сколько можно гнать сырую нефть, газ, когда в стране необходима развитая нефтехимия? Сколько можно гнать по трубе богатейшие ресурсы, когда в стране есть наукоемкие предприятия, наукоемкие технологии по получению продуктов из нефти и газа? Мы начали строи­тельство крупных комплексов в Сибири, на северо-западе страны, в Усть-Луге, на севере, но, к сожалению, немного опоздали. Сегодня мы испытываем трудности с комплектацией обору­дования, наукоемкого оборудования, но, я уверен, мы с этими трудностями успешно справимся.

Наконец есть такая задача, как га­зификация населенных пунктов и , прежде всего, сельских. Это же беда: всего 70% территории страны газифицировано, тогда как в той же Украине или Беларуси эта цифра близится к 100%. Россияне заслуживают такого же уровня газификации, и мы надеемся, что в ближайшее время достигнем хотя бы 83% в газификации наших поселений.

А такая масштабная задача, как развитие транспортной инфраструктуры с переориентацией ее на восток, и , прежде всего, развитие Восточного полигона, Арктики, морских портов, аэропортов, все это связано с перестройкой нашей экономики, с поворотом грузопотоков на восток.

И, конечно, нельзя забывать о проблемах, которые на­копились в строительной отрасли. И прежде всего, это высококвалифицированные кадры. Мы очень сильно по­надеялись на страны ближнего зарубежья, когда получали неквалифицированную рабочую силу и от этого страдала и производительность труда, и качество строительства. Наша задача – максимально перейти на отечественные, высококвалифицированные кадры, чтобы повысить производительность труда и наконец-то решить вопрос импортозамещения, особенно в области производства строительной техники и оборудования. Вот эти проблемы мы и будем решать.

– Активное участие Вы принимали в разработке Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года. Какие проблемы призвана решить Стратегия?

– Действительно, к разработке Стратегии государство подошло очень серьезно, наряду с профильными государ­ственными структурами было широко привлечено про­фессиональное сообщество. Рассматривалось несколько вариантов, в результате получился оптимальный вариант Стратегии, который объединяет задачи развития не только строительства, но и ЖКХ, т.е. охватывает весь жизненный цикл построенного объекта – от проектирования и стро­ительства до эксплуатации и даже до утилизации.

Кстати, об утилизации. Сегодня мы увлеклись высотным строительством, забывая, что через полсотни лет придётся это все разбирать. Представляете, какие трудности будут ощущать, и особенно мегаполисы, когда придется вывозить и утилизировать эти объекты. Страшное дело – и по эко­логии, и по логистике и так далее. Все это надо учитывать.

В Стратегию включены такие важные разделы как цифро­визация, широкое внедрение ТИМ-технологий, импортоза­мещение, подготовка кадров. Впервые включены разделы «промышленное строительство», а также «ценообразование», где, в частности, предусматривается переход от индексного метода к ресурсно-индексному, а в дальнейшем – к чисто ресурсному методу. Это позволит нам провести реформу ценообразования.

– Мы беседуем в преддверии съезда НОСТРОЙ. Как Вы оцениваете роль саморегулирования в строитель­стве? Нуждается ли система в совершенствовании?

– Надо отметить, что в этом году мы будем проводить 22-й съезд, а в 2010 году мы начинали практически с ну­ля, никакого опыта в саморегулировании не было, однако за прошедшие годы многое уже сделано.

Я считаю, что главное достижение саморегулирова­ния – включение профессионального сообщества в сам процесс управления строительным комплексом. Сегодня практически все важнейшие для строительной отрасли законопроекты, нормативные акты, обсуждаются уже на стадии их разработки. А ведь раньше законы часто принимались келейно, а затем подвергались критике со стороны общественности. Отсюда – большие потери. Я могу прямо сказать, что сегодня власть слышит голос профессионального сообщества, чем обеспечивается пол­ное взаимопонимание с руководством отрасли. Напри­мер, министр строительства Ирек Энварович Файзуллин регулярно, раз в месяц, встречается с нами, представите­лями общественных организаций, обсуждаем все острые вопросы, так сказать, сверяем часы. Министр доступен и это очень важно, это здорово помогает.

Безусловно, трудно переоценить роль саморегулирова­ния, но как любое важное дело система требует совершен­ствования, и это естественно. Это касается вопроса закупок (ФЗ-44, ФЗ-223), это касается подготовки кадров, особенно организации независимой оценки кадров, перехода от­расли на ТИМ-технологии, совершенствования системы ценообразования и перехода на ресурсный метод. Вопро­сов много, но главное – мы знаем, как и с кем их решать.

– Сегодня 70% жилья вводится в 17 крупных городах, а как быть с остальной Россией? У нас же есть Стратегия пространственного развития Российской Федерации? Сколько можно загонять людей в «человейники»? Какие условия нужно создать для развития малоэтажного строительства?

– Абсолютно согласен с вами. Мы никогда не улучшим демографию в нашей стране, не повысим уровень комфорта окружающей среды, не обеспечим гармоничное развитие

малых и средних городов, в том числе исторических, которых в России сотни, если не изменим отношение к малоэтажному, и особенно индивидуальному жилищному строительству. К счастью, ситуация меняется к лучшему. Как я уже сказал, в прошлом году мы ввели 102,7 млн кв. м жилья, в том числе больше 60% – это ИЖС. Причём еще три-четыре года назад, когда был представлен первый вариант проекта Стратегии, стояла задача обеспечить ввод жилья в 2024 году размере 120 млн кв. м, в том числе 80 млн кв. м МКД. Значит, только 40 млн кв. м или 33% намечалось к вводу ИЖС. Конечно, это было не нормально. Совершенно отсутствовала норматив­но-правовая база по ИЖС, даже само понятие «коттеджный поселок» в Градостроительном кодексе не прописано до сих пор. А сегодня мы видим, какое большое внимание руководство страны и отрасли уделяет ИЖС.

Что уже сделано? Практически все преференции по финансированию МКД перенесены на ИЖС. Это ипотека, которая распространяется уже на ИЖС, проектное финанси­рование, применение эскроу счетов, долевое строительство, все это очень важно для финансирования ИЖС. Вносятся изменения в Градостроительный кодекс по управлению коттеджными посёлками, особенно по управлению общим имуществом этих посёлков. Этот законопроект находится в Госдуме и хотелось бы, чтобы его поскорее приняли. Устанавливаются льготы на ускоренное внедрение до­мокомплектов заводского изготовления из деревянных и стальных конструкций, то есть стимулируется применение этих материалов, и это абсолютно правильно. Смешно, а скорее даже грустно, что наша самая лесистая страна, 20% всего лесного хозяйства от мирового у нас в стране, а мы используем дерево только на 10%. Германия – 40%, Финляндия – 70%, Канада – 70%, а в России – 10%. Могу сказать, что сегодня ситуация здесь меняется к лучшему. Во-первых, само население уже признает преимущества деревянного домостроения, конечно, в деревянном доме жить приятнее, чем в «каменном мешке». Во-вторых, сама жизнь заставила: в условиях, когда отказались от экспор­та леса, деревообработки, надо использовать продукцию у себя, и те льготы, которые даются сегодня – 10% снижения налогов, – позволит расширить использование дерева на стройке. И , безусловно, важно обеспечить оборудование и, прежде всего, для производства домокомплектов. И, ко­нечно, вопрос финансирования, вопрос ипотеки поможет решить его, в том числе сельской ипотеки. Я уверен, что именно малоэтажное и в первую очередь индивидуаль­ное жилищное строительство станет основным драйве­ром в обеспечении ввода 120 млн кв. м жилья, которые поставлены в национальном проекте «Жильё и городская среда». Мы видим, что темпы ввода ИЖС растут, а темпы высотного строительства падают. Я ничуть не сожалею по этому поводу, потому что сколько можно людей загонять в эти жуткие «человейники». Причём можете представить: сегодня мы в среднем вводим жильё в городах высотой 18 этажей, объем квартиры – 45 кв. м. Какая демография, какой комфорт и уют для людей!? Поэтому малоэтажное строительство мы будем развивать и этот процесс уже пошёл. Если мы хотим развивать ИЖС, для этого необходи­мо решить и такие вопросы, которые уже давно назрели. Прежде всего, разработать и утвердить типовые проекты индивидуальных домов, потому что банки сегодня без этого не открывают финансирование, в том числе ипотеку; об­легчить условия выкупа или получения земельных участ­ков с инфраструктурой под их строительство. Государство должно оказать содействие в развитии социальной, ком­мунальной, транспортной инфраструктуры коттеджных посёлков. К сожалению, у нас в жилищном строительстве отстает «социалка», то для коттеджных поселков это тем более важно, потому что они более разрозненные и их труднее обеспечить необходимым нормативным обеспече­нием «социалкой»: школами, больницами и т.д. И, конечно, банки должны изменить свое отношение к финансированию ИЖС, пока же они предъявляют чрезмерные требования и делают это очень неохотно.

Местные власти часто требуют от застройщиков финан­сирование социальных объектов – школ, детских садов, поликлиник, что ведёт к удорожанию жилья. В последнее время положение несколько меняется, достаточно назвать инфраструктурные бюджетные кредиты. Причём эти кре­диты включены именно в программу «Инфраструктурное меню», а это 1 трлн рублей на пятилетку, ставка не более 3%, срок погашения 15 лет, и многие субъекты этим уже активно пользуются. Это значительно ускорит опережающее строительство социальной и транспортной инфраструк­туры с тем чтобы повысить комфорт для наших граждан. И это, кстати, в Стратегии учтено.

– Может ли строительная отрасль обойтись без им­порта строительной техники материалов?

– Это очень важный вопрос. Если в производстве строи­тельных материалов мы не критически зависим от импорта, примерно 5–10%, это в основном для элитного строитель­ства и отдельных объектов, то по строительной технике, дорожно-строительный машинам и механизмам, инженер­ного оборудования на 70% мы зависим сегодня от импорта. Это, конечно же, беда, она накопилось за последние 30 лет и нам ничего не остается, как сосредоточиться и решить эту проблему. Тем более, что пока из России ушли только 9% иностранных компаний, и есть надежда, что многие возобновят работу. А импортозамещение сегодня ставит­ся правительством как основная задача, стоящая перед экономикой страны. Сегодня решаются вопросы относи­тельно легче по инвестированию, по финансированию, по модернизации производства. Думаю, можно надеется на существенную помощь со стороны Фонда развития про­мышленности при Минпромторге. Сегодня он значитель­но увеличен по объему и предоставляет займы на срок до пяти лет под 3–5% на сумму до 1 млрд руб. именно на создание высокотехнологичной продукции гражданского назначения. Уже объявлено Президентом России о разви­тии промышленной ипотеки в стране наряду с жилищной ипотекой. И, конечно же, надо менять отношение банков и , прежде всего, самого Центробанка к выдаче долгосрочных кредитов на развитие экономики под приемлемый процент. Сегодня мы это, к сожалению, не очень видим.

– Мы помним, что велась бурная дискуссия по пово­ду того, кому вести развитие стройматериалов – Мин­промторгу или Минстрою. Эта дискуссия завершена?

– Да, сегодня эта дискуссия завершена. Я считаю, что сразу было принято не совсем правильное решение, всё-таки Минстрой не должен был отказываться от производства стройматериалов, это всё-таки основа, это хлеб строитель­ства, но, если так уж случилось, надо совместно решать эти вопросы. Думаю, правильно, что все нормотворчество, законодательную базу, все СНиПы, ГОСТы передали Мин­строю, и можно работать в одном ключе в решении всех возникающих проблем.

– Много критики звучало по поводу проведения тендеров для строительных компаний. Изменилось ли что-то в этой сфере за последнее время?

– Действительно, уже много лет только ленивый не критиковал ФЗ-44, ФЗ-223. В результате сегодня большое количество контрактов принимается с единственным поставщиком или исполнителем, потому что крупные за­казчики наелись уже случайных победителей тендеров, которые безбожно демпинговали, а потом благополучно исчезали. Безусловно, положение можно исправить, если в полной мере будет учитываться опыт работы подрядчика, его производственный и кадровый потенциал, финансо­вое состояние, то есть проводиться предквалификация. К этому мы уже давно призываем. Не может быть главным критерием для выбора победителя цена объекта, это путь к необоснованному демпингу. Сейчас это многие понимают, и надеюсь, что именно в этом направлении будет вестись совершенствование законодательства. – Сегодня всем очевидно: на мигрантов надейся, но сам не плошай. Надо надеяться на своих профессио­налов. Как решить проблему кадров?

– В пандемийный период имело место резкое снижение количества мигрантов на стройке, но сейчас положение нормализуется, остались в основном только три страны, это Узбекистан, Таджикистан и Киргизия, которые постав­ляют нам рабочие кадры. Надо упорядочить поступление рабочей силы из этих стран. За счет чего? Прежде всего, подготовку кадров необходимо вести под заказ конкретного работодателя, а обучение соответствующей профессии и русскому языку непосредственно на родине мигран­тов. Я скажу, что сегодня активную работу в подготовке высококвалифицированных кадров проводит НОСТРОЙ. Главное – надо рассчитывать на отечественные кадры, и в первую очередь, это касается ра­бочих и специалистов среднего звена. Здесь надо развивать сеть ресурсных центров, оснащенных современным оборудованием, то есть вспомнить со­ветскую систему образования. Кстати, в своем недавнем выступлении прези­дент сказал, что надо восстанавливать советскую систему. Советская система образования – это был хороший опыт и ее надо восстанавливать, а также всерьез заняться совершенствованием системы подготов­ки высококвалифицированных специалистов. Для этого надо забыть о Болонской системе и усилить подготовку конкретных специалистов. Справедливости ради надо отме­тить, что многое делается. Сегодня разработана концепция подготовки кадров, создан Консорциум «Строительство и архитектура» из ведущих университетов Российской Федерации во главе с МГСУ. Надеемся на их активные усилия по совершенствованию программ для обучения высококлассных специалистов и существенное развитие отраслевой науки в целом.

– Создание консорциума высших учебных заведе­ний – это замечательно, но ведь колледжи остаются в стороне.

– Перед консорциумом поставлена задача – организо­вать неотъемлемую связь непрерывного повышения спе­циализации и образования, то есть с колледжа или ГПТУ, даже от школы, и до высшего учебного заведения. Причём кадры будут обновлять свои знания раз в пять лет, будут проходить независимую оценку квалификации. В резуль­тате, надеемся, наши стройплощадки будут обеспечены действительно квалифицированной силой – рабочими, инженерами и техниками.

– Ваш прогноз для строительной отрасли на этот год?

– Я уверен, мы справимся. Считаю, что и задач приба­вятся, и объемы строительства увеличатся. И это связано, прежде всего, с восстановлением народного хозяйства на новых территориях – в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорож­ской областях. Уже сегодня там трудятся порядка 40 000 наших специалистов, а в ближайшее время потребуется ещё больше. Уверен, что результаты работы отрасли, несмотря на серьезные вызовы, будут не хуже прошедшего года.