Приветствую Вас, уважаемые подписчики моего канала! Видеоролик об этом великолепном здании уже вышел, но также дополнительно я представляю ещё и печатный лонгрид.
Исследуемый объект - дом 48 на Невском проспекте, иначе говоря здание универмага "Пассаж".
4-х этажная постройка, с фасадом, решённым в стиле Эклектики, была возведена на сквозном участке от Невского проспекта до Итальянской улицы, в период с 1846-го по 1848-ой годы.
В журнале "Строитель" 1900-го года описывается, что фасады с обеих сторон в серьёзном ново-греческом стиле.
В центре лицевого фасада, на высоту двух этажей, с выходом за красную линию участка, расположен парадный вход, оформленный в виде портала с колоннами.
Колонны, опирающиеся на гранитные пьедесталы, поддерживают мощный треугольный сандрик с надписью "Пассаж".
Колонны увенчаны капителями с ионическим ордером.
В правой части Пассажа проёмы дверные и оконные декорированы ажурными кованными рамами-решётками.
Снимок из 1900-х годов, когда данные помещения занимал банк "Лионский кредит", финансово участвовавший в реконструкции здания.
Витринные проёмы второго этажа в их верхней части заняты антропоморфными масками.
Признаться честно, сначала я было решил, что мужской лик принадлежит богу торговли Гермесу.
Но присмотревшись лучше, не обнаружил хотя бы головного убора с крылышками - петаза Гермеса.
Перейдём к осмотру убранства третьего этажа.
Здесь оконные проёмы - полуциркульные, арочные.
В своей верхней части, по краям, окна декорированы пальметками.
Теми же пальметками занято пространство между окнами третьего и четвёртого этажей.
Также необходимо отметить, что простенки между окнами всё тех же третьего и четвёртого этажей занято гладкими пилястрами.
Капители пилястр смешанного ордера, а пространство кровельного карниза оформлено кирпичиками - мутулами.
У угловых пилястр под капителями можно увидеть даты. 1846 - год постройки первого Пассажа.
1900 - год реконструкции здания.
Оконные проёмы последнего четвёртого этажа забраны широкими наличниками, а сверху оформлены треугольными и лучковыми сандриками.
Пространство между окнами последнего 4-го этажа и кровлей занято лепным фризом и двумя видами карнизов - дентикульным и ионическим.
Кровля здания ограждена массивным парапетом с лучковым сандриком в самом центре.
Пространство под сандриком хранит надпись "Пассаж"!
Скромный по сравнению с соседскими зданиями облик Пассажа тем не менее хранит богатую историю участка и его владельцев.
Забыл показать фасад по Итальянской улице.
В наше время эти помещения занимает театр имени Веры Фёдоровны Комиссаржевской. Хороший театр с интересным репертуаром.
Парадный вход со стороны Итальянской улицы.
В общем, изучив внешний облик здания, переходим к исследованию его истории.
План Санкт-Петербурга 1737-го года показывает в интересующем нас месте лес.
Впрочем, как и план следующего, 1738-го года. Оба упомянутых плана не точны и представляют нам местность условно.
А вот архитектурные чертежи и планы Санкт-Петербурга из коллекции Фридриха Вильгельма Берхгольца, датированные периодом с 1730-х по 1740-е годы, показывают в исследуемом нами месте двухэтажные дома. Нас интересует тот, что посередине. Первым владельцем изучаемого участка 26 ноября 1740-го года стал архитектор Михаил Григорьевич Земцов.
"На Адмиралтейской стороне по Невской перспективой в левой стороне под нумером осмым и по определению Комиссии реченному Земцову оное место архитектором Коробовым показано во обоих концах поперешника по шеснатцети длиника сорок одна сажень один аршин с четвертью, квадратных шестьсот шездесят две и две трети сажени, а каким образом он Земцов на том отведённом ему месте к улице каменной дом, а на дворе деревянныя службы строить желает, тому предъявил в Комиссию чертёж... каменное строение построить ему на погребах а те погреба зделать со сводами и у оных наружные главные двери железные".
Свой собственный дом Михаил Григорьевич Земцов так и не успеет полностью построить. После его смерти в 1743 году участок перейдёт к его вдове Марии Ивановне.
В 1747 году императрица Елизавета Петровна приобрела у нее участок с недостроенным домом «со всем имеющимся на оном дворе каменным и деревянным строением за 6000 рублев» и подарила его придворному !!!СЛЕПОМУ!!! бандуристу Матвею Фёдорову.
Объявление в газете «Санкт-Петербургские ведомости» 1749 года: Чрез сие чинится известно, ежели кто желает взять в наем каменной двор Е. И. В. бандуриста Матвея Федорова, состоящий по Невской перпшективой против Гостиного двора меховой линии, что прежде сего бывал Архитектора Земцова, весь, с деревянным строением или порознь, одне каменные палаты с погребами, те б явились для договору в оном доме у дворецкого его Кирилы Финкенберга.
На следующем плане - аксонометрическом, датированном 1765-1773 годами видим размеры участка со множеством построек.
Главный дом по Невскому проспекту ещё Земцовских времён.
В 1760-х годах участок принадлежал некоему купцу А. А. Абросимову. Сенатский атлас 1798-го года рассказывает нам, что интересующий нас участок входит в состав соседнего. Жёлтой линией отмечен проезд.
На изображении, датированном 1798-ым годом, под стрелочкой можно рассмотреть 2-х этажный, на высоком цоколе дом.
Чуть далее, по правую руку стоит двухэтажный дом, затем проездная арка и ещё один дом, трёхэтажный в две оси. Обязательно сравните с Атласом 1798-го года, представленным выше.
В 1809-ом году владелицей участка указывается княгиня Елена Никитишна Вяземская.
Портрет княгини Елены Никитишны Вяземской.
В том же 1809-ом году участок со стороны будущей Итальянской улицы находился в собственности действительного статского советника и придворного врача, лейб-медика императора Павла I Петровича Ивана Леонтьевича Блока.
В справочниках 1822-го и 1824-го годов княгиня Вяземская всё так же представляется домовладелицей.
В 1822-ом году участок по Итальянской улице будет приобретён детьми графа и генерала Петра Ивановича Ивелича.
Портрет генерала Петра Ивановича Ивелича.
Теперь воспользуемся ещё одним ценнейшим изданием издательства "Крига" - "Панорама Невского проспекта", датированная 1830-1835 годами.
Автор "Панорамы" рисовальщик и акварелист Василий Семёнович Садовников.
Лицевой фасад дома под нынешним номером 48 по Невскому проспекту. Дом всё тот же - двухэтажный, на высоком цоколе.
В справочнике 1836-го года участок перейдёт в собственность генерал-лейтенанта Михаила Фёдоровича Влодека.
Портрет генерала Михаила Фёдоровича Влодека.
Вплоть до 1844-го года участок будет значиться за этим генеральским семейством.
Санкт-Петербургский 2-ой гильдии купец Павел Иванович Лихачёв представлен владельцем участка по Итальянской улице.
Именно у них их участки приобретёт граф Яков Иванович Эссен-Стенбок-Фермор. В мае 1845-го года он обратился с прошением к Главноуправляющему путями сообщения и публичными зданиями Петру Андреевичу Клейнмихелю с прошением разрешить ему «устроить с Невского проспекта на Михайловскую площадь крытую проходную галерею наподобие лондонских и парижских пассажей для помещения в ней жилых покоев, всякого рода магазинов и торговых заведений, хоров для музыки в известные часы и прочего».
Портрет графа Якова ивановича Эссена-Стенбок-Фермора.
Портрет российского государственного деятеля и беспрекословного исполнителя воли императора Николая I - Петра Андреевича Клейнмихеля.
24 мая того же 1845 года император Николай I одобрил проект, наложив резолюцию: «Согласен, но отнюдь не с театром, как на плане показано, а с обыкновенной залой для концертов». Вероятно, такое требование было связано с тем, что вплоть до 1882-го года в столице действовала монополия Императорских театров на сценические представления.
Часть текстового материала взята со страницы https://babs71.livejournal.com/506412.html
Довольно важное и очень затратное замечание было передано графу Стенбок-Фермору через Клейнмихеля: "Пассаж … для сохранения существующих стен назначалось строить не по самой середине приобретенного графом Стенбок-Фермором места, отчего фасады домов на Невский проспект и на Итальянскую улицу не имели симметрии; по новому проекту Пассаж будет устроен по самой середине, и фасады домов получают правильный вид". К сожалению, это означало необходимость сноса значительной части стен и конструкций существующих домов, что резко увеличивало стоимость строительства".
Стенбок-Фермор, видимо, испытывал определенные колебания, поскольку прошение разрешить снос домов он подал только 25 августа 1845 года, а представление нового, переработанного проекта и вовсе затянулось до 24 апреля 1846-го года. Тем не менее, строительство шло достаточно быстрыми темпами, и предполагалось открыть здание в октябре 1847 года. Однако возникла новая задержка. 24 декабря 1846 года Стенбок-Фермор подал прошение разрешить ему провести в здание водопровод из принадлежащих ему бань на Моховой улице.
Но дело неожиданно затянулось и закончилось 8 октября 1847-го года отказом. Пришлось подавать новое прошение: разрешить провести водопровод от Фонтанки с установкой насосов в здании Пассажа. Разрешение было получено 23 октября 1847-го года.
=
Автор проекта первого здания Пассажа - на тот момент 35-ти летний архитектор Желязевич Рудольф Андреевич.
Визуальный план здания "Пассаж".
Пассаж торжественно открылся 9 мая 1848-го года.
Еженедельное издание всего полезного и изящного "Иллюстрация" за 1848-ой год довольно подробно описала первый пассаж в Петербурге!
Вид изнутри.
В здании на первом и втором этажах располагалось 56 магазинов, состоявших из двух помещений: торгового и подсобного.
На третьем этаже располагалось 56 квартир, предназначенных для купцов, торгующих в Пассаже. Квартиры состояли из комнаты и небольшой прихожей.
Судя по всему квартиры были совсем небольшими. На этом и предыдущем снимках можно рассмотреть их окна.
Фотография 1860-х -1870-х годов. Здание выглядит великолепно!
Хоть и став местом популярным, Пассаж большого дохода своему создателю так и не принёс. Для строительства здания граф Стенбок-Фермор влез в долги, и поскольку поступления от сдачи в аренду помещений были явно недостаточными, Якову Ивановичу пришлось объявить себя банкротом.
Граф Эссен-Стенбок-Фермор Яков Иванович скончается в 1866-ом году в возрасте 60-ти лет.
В 1854 году здание Пассажа у деверя приобретёт графиня Надежда Алексеевна Стенбок-Фермор. Она - жена младшего брата Якова Ивановича - Александра Ивановича Стенбок-Фермора.
Портрет графини Надежды Алексеевны Стенбок-Фермор. Если у вас есть время, обязательно уделите его истории и судьбе Надежды Алексеевны.
В 1897-ом году Надежда Алексеевна скончается и владелицей Пассажа станет её дочь Надежда Александровна Стенбок-Фермор, в замужестве Барятинская.
Портрет графини Надежды Александровны Барятинской.
Именно при ней, после случившегося в конце января 1898-го года пожара, будет произведена большая реконструкция здания. За этим коробом ведётся реконструкция здания.
Автором проекта перестройки выступил гражданский инженер Сергей Сергеевич Козлов, по совместительству занимавший пост управляющего Пассажем.
Портрет гражданского инженера Сергея Сергеевича Козлова.
План и фасады нового Пассажа. В январе 1901-го года обновлённый Пассаж откроет свои двери для посетителей.
Архитектор Козлов Сергей Сергеевич скоропостижно скончается от давнишней болезни сердца в январе 1905 года.
Судьба последней владелицы Пассажа тоже грустна.
После смерти мужа, флигель-адъютанта Владимира Анатольевича Барятинского в 1914-ом году, Надежда Александровна переедет жить в Ялту в своё имение "Сельбиляр" - Кипарисовая роща.
Семейный портрет Владимира Анатольевич и Надежды Александровны со внуками, сделанный до 1914-го года.
Усадебный дом "Сельбиляр" в Ялте.
Из журнала «Крымский архив»: «Княгиню Надежду Барятинскую, занимавшуюся благотворительностью, сделавшую так много для культурной истории Крыма, парализованную, много лет не встававшую с кресла, большевики расстреляли вместе с беременной дочерью Ириной Владимировной и зятем Иваном Сергеевичем Мальцевым, благодаря семье которого Симеиз в начале века превратился в процветающий курорт...»
20 декабря 1920 года Надежда Александровна вместе с 40-ка летней дочерью и её мужем были расстреляны чекистами по «списку 203-х» в Ялте.
Список "203-х", в котором как оказалось представителей дворянского сословия числилось всего пятеро.
Ирина Владимировна Мальцова (Барятинская), её муж Сергей Иванович Мальцов и графиня Надежда Александровна Барятинская.
Грустная судьба последней владелицы и её детей. Познакомившись с историей участка, переходим к завершающей части поста - осмотру внутреннего убранства здания. При последней дореволюционной реконструкции Пассажа была заменена остеклённая кровля.
Монтаж металлического остова. На фотографии - лето.
Какая-то космическая фотография. Вне времени. Зима.
Фото в обновлённом здании.
Много дневного света по сей день проливается в торговые помещения.
Названия магазинов и контор над большими витринами магазинов сохранены и сегодня.
Например вывеска бухарского магазина Исамухамедова. Нумерация то ли изменилась, то ли магазин находился в другом месте.
Фотография постановочная, сделанная может быть утром, перед открытием Пассажа. Просторно, светло и совсем немноголюдно.
Сегодня пройти внутрь совершенно просто. Адекватная охрана, можно фотографировать и даже снимать видео, по-крайней мере на телефон.
Огромное окно помещения театра, построенного в дореволюционное время.
Помещения второго этажа.
Помещение театра со стороны Итальянской улицы.
Выйдем на улицу и пройдем в помещения цокольного этажа.
Ещё при постройке первого здания Пассажа был проложен тоннель, в котором предполагалось торговать товарами, требующими прохлады (вина, овощи, фрукты и прочее).
В советское время часть цокольного этажа занимала секция тканей.
Сегодня это помещение по всей его длине занимает продуктовый магазин.
Конец поста. Друзья, очень благодарю вас за интерес к посту и моему каналу. Ставьте лайки, оставляйте комментарии, а если вы не подписаны на мой канал - пожалуйста подпишитесь!
А ещё если вы желаете помочь моему каналу финансово то моежте отправить любую удобную для вас сумму на одну из моих карт банков.
До новой встречи, Друзья!