Давайте определимся. Сколько людей посмотрело фильм после интервью Александра Кузнецова у Дудя? Александр с таким кайфом и любовью рассказывал о картине, что трудно было устоять и тут же не сесть за просмотр.
Перед нами становление князя Михаила, начиная от мальчишки, заканчивая потрепанным жизнью, седовласым мужиком. Повидав смерть своих близких, он верил в силу дипломатии, а не меча. Видел в окружающих, в первую очередь, живых людей, личностей имеющих право на собственное мнение.
Здесь первый момент, когда ты прокладываешь параллели с реальностью. Где правители жаждут видеть не людей, а стадо. Беспрекословно выполняющих все их желания. В конце фильма мы поймем почему было допущено такое трактование.
Забавно видеть, как в православной церкви рядом с иконами соседствуют атрибуты языческих богов. Куриные лапки, деревянные статуэтки и травы. В фильме в целом уделяется большое внимание мифологии и культуре славянских и соседствующих им народов. Язычество и православие сложились в общий культурный код. «Сердце пармы» едва ли успевает понять, как симбиоз случился, но фиксирует, что в гибели идентичности больше зла, чем добра.
К вере нельзя склонить мечом. И ради веры нельзя жертвовать целыми народами, убивая их вековую культуру. Перед нами вторая параллель с реальностью, где люди сходят с ума в религиозной гонке.
В «Парме» много мистики. Местные заглядывают в чащу и не знают, кого там встретят: вожака местного племени верхом на лосе или ламию — ведьму, что может обернуться рысью.
Ламия, она же Тиче - ведьма и верная жена князя в одном лице. Она пугает и завораживает. Благодаря потрясающей игре Елены Ербаковой, мы влюбляемся в персонажа с первых кадров и переживаем за ее судьбу до самого конца.
Желая своему мужу благополучия, она соглашается крестить детей. Но отказавшись креститься самой, подвергается гонениям и издевательствам в свою сторону. Мы видим, как далеко заходят люди в своей жестокости. Как слепая вера может погубить ни один десяток жизней.
Радует картина и батальными сценами. Авторы явно вдохновлялись «Игрой престолов». Заимствования с «Битвы бастардов» видны невооруженным глазом. Каждых взмах меча сопровождается усталостью от бесконечных битв. Войны захлебываются кровью в бессмысленном сражении из-за гордыни правителей.
Перед нами правда хороший фильм. И не в своем жанре, а в целом. Да, не без минусов в виде слабой графики, благо создатели пользовались практическими эффектами, применяя графику только в моментах перевоплощения ведьмы в зверей. И не без минуса в виде полностью слитой концовки со счастливым концом. Рассказанная в интервью у Дудя режиссерская версия, звучала куда лучше.
Тут нам и показывают почему допускали инакомыслие. В заключительных кадрах к главному герою приходит князь Московский Иван III и рассказывает о том, что империя сможет стать великой, только если народ будет двигаться с одной верой, в едином порыве и философии. И пусть сейчас они против и приходится рубить головы, но зато когда-то мы станем великими.
«Сердце пармы» хочется советовать из-за интересной фэнтезийной истории о любви и дружбе. Преданности своим идеалам и душевной доброте.