Когда был мальчишкой, часто бегал к соседу на его территорию. Там было много интересного, но больше всего мне нравилась старая «Победа». К тому времени она уже своё откатала, да и дядя тот был как-то не особо заинтересован в её реставрации. Превращалась короче говоря его «подруга» в хлам. Но даже в таком виде она меня чем-то привлекала (наверное, потому что иногда мне в ней разрешали сидеть и «рулить»).
Ясное дело, пока я вырос, приоритеты изменились, покупать «Победу» расхотелось. Однако я до сих пор вспоминаю её не без радости. В своё время я много информации о ней изучал. Оказывается, интересная у этой машины история. Даже Сталин её без внимания не оставил.
Одним словом. Задумали мы в 1938 году создать себе какой-нибудь модный транспорт. Посмотрели что там у немцев, увидели симпатичный Opel Kapitan и решили взять его за образец (благо, потом получили такой трофей живьём). Что-то позаимствовали у «немца», что-то от себя добавили. Но получилось в целом неплохо. Создатели нового транспорта уж было готовились к презентации своего детища, но планы нарушила война. Однако долго этот застой не продлился: уже в 1943 году вопреки жестоким условиям конструкторы продолжили работать над созданием первых опытных образцов. Буквально на руинах и по крупинке в день наши ребята выполняли свою основную задачу.
Первым, кому решили продемонстрировать изделие автозавода Молотова, стал Сталин. На первом показе машины в 1944 году присутствовал генконструктор Андрей Липгарт, который своё создание вождю и рекламировал.
Он долго выбирал громкое и запоминающееся имя для автомобиля, в конечном итоге предложив назвать его «Родиной». Иосиф только с иронией спросил: «И почем у нас будет Родина?».
Все работники «ГАЗа» впали в ступор. Ситуацию как-то надо было исправлять, поэтому Липгарт предложил назвать авто «Победой» - в честь недавней победы под Сталинградом. К тому же, каждой победы нужно добиваться огромной ценой и их «Победа» - не исключение. После таких доводов Сталин улыбнулся и сказал: «Не велика, конечно, «Победа». Затем он выдержал короткую паузу, поразмыслил и добавил: «Ладно, пусть будет «Победой».
После войны, когда всё устаканилось, «Победы» начали производиться массово. С тех пор, кстати, многие ошибочно полагают, что М-20 назвали так в честь великого для нашей Родины дня – 9 мая.
Благодаря отличным наработкам советским конструкторам удалось сделать из «Победы» первый гражданский легковой автомобиль. Может, удивительно, но изначально он разрабатывался исключительно для госслужащих, а не гражданских. Тем не менее двигатель для М-20 Сталин тоже выбирал самостоятельно.
Когда его пригласили на очередной показ в Кремле, он сравнил 6-цилиндровый двигатель с 4-цилиндровым, недолго подумал и спросил у разработчиков: «Для кого машина будет предназначаться?». Генеральный конструктор ответил, не мешкая, что «Победа» создавалась для специальных лиц. Иосиф снова пораскинул мозгами и добавил: «Я думаю, госслужащие могут ездить потише, поэкономить топливо. Согласны, товарищи?».
Отказаться от такого решения было трудно. Весь коллектив создателей одобрительно кивнул. М-20 достался 4-цилиндровый двигатель, а второй вариант решили оставить для более тяжёлых авто.
Конечно, это сильно повлияло на способности «Победы». Отметки в 100 км/ч. она достигала за 46 секунд. И это был самый максимум, то есть быстрее тащиться она не могла даже чисто теоретически. Это был пик её возможностей.
Тем не менее, наш народ всё устраивало. М-20 был ни самым дорогим, ни самым дешёвым отечественным авто. Так, он занимал почётное место между «Москвичом-401» (9000 руб.) и ЗИМом (40 000 руб.), хвастаясь вполне приемлемым ценником – 16 000 руб. По началу эти машины делали лишь для избранных, но в конечном итоге производство набрало невиданные обороты, и к середине 50-х количество выпущенных образцов достигло порядка 160 000 авто. Даже сейчас у некоторых в гараже можно найти такой «отголосок» прошлого.