Найти тему
Учительская

Записки на чистом снегу

В марте в Республике Саха (Якутия) прошли сразу два профессиональных состязания регионального уровня – X открытый конкурс педагогического мастерства и общественного признания «Серебряный пеликан»-2023 и I студенческий конкурс «Крылья педагогики»-2023, посвященный Году педагога и наставника. Заметки об этих важных событиях написали два человека – член жюри, учитель года Андрей Сёмке, часто выступающий в роли корреспондента, и журналист Оксана Родионова, пробующая себя в роли педагога (в Якутске она давала мастер-класс по журналистике). Два личных взгляда двух пар глаз на один предмет создают эффект 4D.

   Круглый стол «Капитаны образовательного полета»
Круглый стол «Капитаны образовательного полета»

Не первый раз в Якутии. Знаю, что местные жители считают март теплым месяцем. Между тем обилие снега, белейшего и чистейшего даже в городе, непривычно… Продолжаю многолетние наблюдения за системой образования региона, клубом «Учитель года Республики Саха (Якутия)» и конкурсами для здешних педагогов, которые проходят уже десять лет. «Серебряный пеликан» начинался как «Учитель года Западной Якутии» в Верхневилюйске по инициативе учителя года Республики Саха (Якутия) учителя истории, директора школы, первого руководителя клуба Юрия Кынатова. Ну а в этом году к привычному состязанию добавилось новое, логичное для Года педагога и наставника, – «Крылья педагогики», в нем участвуют студенты педагогических специальностей. Организаторы интеллектуальных баталий – Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова и клуб «Учитель года Республики Саха (Якутия)». Обширная программа включила множество важных событий, не только испытания и оценки жюри. О некоторых из них расскажу.

12 марта

Открытие в красивом двухуровневом зале университета. На сцене завораживающий танец девушек в национальных нарядах. Перед конкурсантами, их болельщиками, экспертами и зрителями выступают важные персоны, но говорят они очень тепло, по-человечески. И не формально, а о насущном.

Ректор Северо-Восточного федерального университета Анатолий Николаев: «Конкурсы проходят вместе, чтобы наши молодые педагоги учились у более опытных. В нашем университете обучаются 15 тысяч студентов, 20% из них – будущие учителя. Каких педагогов подготовим – такие придут в образование. Мы готовы изменить траекторию обучения, а школы готовы принять во время обучения наших студентов на работу. Мы делаем все, чтобы будущий педагог прикрепился к тому коллективу, где он будет затем трудиться. Если наши студенты будут работать в школах, то смогут узнать, каких компетенций им не хватает, получать от наставников нужные навыки».

Первый замминистра образования и науки Республики Саха (Якутия) Алевтина Аргунова отметила, что новый конкурс для студентов получит всемерную поддержку, и посоветовала вовлекать в него ребят из педагогических колледжей. Также она рассказала, что с 2023 года 36 лучшим педагогам-наставникам из каждого района Якутии будут присуждать премию главы республики в размере 100 тысяч рублей.

Открытие плавно переходит… в курсы повышения квалификации. Педагогическими секретами делятся мастера – гости республики. Вместе с региональными звездами педагогики участники и победители конкурса «Учитель года России», маститые ученые вошли в жюри двух республиканских конкурсов.

Выступления мастеров короткие и яркие. Учитель физики и астрономии из Краснодарского края, финалист конкурса «Учитель года России»-2000 Андрей Сёмке рассмотрел понятие «энергия» с точки зрения науки, литературы, искусства. Заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании Московского городского педагогического университета Андрей Иоффе проследил путь мастера в образовании от проблемы, которую ставит перед собой педагог, до рефлексии. Директор брянского лицея №1 им. А.С.Пушкина, победитель конкурса «Учитель года России»-2018 Юрий Клюев говорил о метапредметности, межпредметности и беспредметности. Учитель года России-2021, педагог из Тюмени Екатерина Костылева показала, как адаптировать к занятиям в классе игры, которые помогают изучать физику.

Абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2009 директор магнитогорской школы №5 Наталья Никифорова (Челябинская область) обратила внимание на то, как важно уметь грамотно читать на уроках математики, и доказала это на примерах. Коллега Натальи Сергеевны по школе, победитель конкурса «Учитель года России»-2014, учитель литературы и основ религиозной культуры Анна Стельмахович вдохновляла на разговоры о важном, причем самые трудные темы становились яркими и привлекательными в ее исполнении.

Уже сегодня конкурсанты приняли участие в первых испытаниях – создании эссе (для педагогов), «Олимпиаде обо всем» (для студентов).

13 марта

Участники и победители всероссийских финалов конкурса «Учитель года» проводят открытые уроки и читают лекции – по литературе, математике, физике, химии, биологии. Ценнейшая возможность для якутских педагогов! К тем, о ком говорила выше, присоединился учитель биологии из Липецкой области, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2011 Алексей Овчинников.

Попала на урок Анны Стельмахович по рассказу Тургенева «Муму». С пятиклассниками шел постоянный диалог. И это был разговор не только о Герасиме и его судьбе, но и о жизни каждого из нас. Говорили о том, что такое рабское сознание и когда лопается терпение… Ребята сами смогли ответить на самый важный (лично для меня) вопрос: «Почему Герасим не уходит из города вместе с собачкой Муму, а делает это только после того, как утопил ее?».

Андрей Сёмке говорит на своем уроке со старшеклассниками и коллегами о научных фактах и фейках, которым мы верим, как научным фактам. Открытие следует за открытием. А в конце мы еще и тест прошли – чтобы больше никто не мог обмануть.

Конкурсные испытания идут сразу в трех образовательных организациях Якутска – городской классической гимназии, средних школах №26 и №33. Участники «Серебряного пеликана» показывают учебные занятия, а также проходят испытание «Расскажу за 5 минут» (учитель по жребию выбирает воспитательную тему, три минуты готовится и пять минут рассказывает, как бы он провел классный час).

Студенты проводят классные часы с детьми. На этом испытании, названном «Классная тема» (как одноименный телеконкурс), кто-то из будущих педагогов царит сам, кто-то дает говорить детям. Многим удалось заинтересовать школьников яркими примерами. В конце дня члены жюри обсуждают плюсы и минусы. Что приятно, говорят о студентах «педагоги», значит, признают коллег… Сильнейший практик, методист, теоретик, знаток педагогики Андрей Иоффе считает, что студенты очень неплохие, подготовленные. Делится с коллегами-экспертами: «Мифы о стандартах работают и в студенческой среде – якобы надо, чтобы ученики назвали тему, нужна только групповая работа… Стандарт об этом не говорит, в нем сказано о результате – что поняли ребята. На что я обращал внимание? Были педагоги, которые смотрели на детей, видели их реакцию, это важно. Проблема оценивания. Говорят детям: «Все хорошо, все молодцы». Надо уметь критиковать. Не осаживать: «Какую ты глупость сказал!», а, например, поправлять: «Если говорить точнее…». Классный час проводят без отметок, но оценивание нужно. Еще проблема – постановка задания, дать инструкцию детям так, чтобы они поняли, чего от них требует учитель».

В конкурсной круговерти хочется хотя бы коротко ознакомиться со школами Якутска. Ведь в 33‑й, например, директором стал блестящий Прокопий Батюшкин, победитель конкурса «Учитель года Западной Якутии»-2017 (напомню, это состязание было предшественником «Серебряного пеликана»), финалист «Учителя года России»-2018. Конечно, фотографирую табличку на кабинете руководителя.

А вот 26‑я школа, основанная в 1950 году и носящая имя первого директора Елизаветы Келле-Пелле. Директор Айаан Васильев рассказывает о выпускниках – кто-то стал ученым, кто-то военным. Есть люди искусства, вице-губернаторы. Оказывается, экс первый замминистра просвещения России Дмитрий Глушко тоже учился в 26‑й! Школьный музей носит имя Антонины Глушко, его мамы, она проработала в школе более 40 лет. Дмитрий Евгеньевич и супругу нашел здесь. А еще учредил несколько лет назад ежегодную премию лучшему учителю-наставнику и лучшему молодому учителю – по 50 тысяч рублей.

   Елена КОЛЕСОВА, победитель конкурса «Крылья педагогики», получает награды
Елена КОЛЕСОВА, победитель конкурса «Крылья педагогики», получает награды

14 марта

Конкурсанты-педагоги весь день показывают мастер-классы, а будущие учителя дают учебные занятия и анализируют их на испытании «Рецепт урока».

Случайно оказываюсь на занятии Елены Колесовой в городской классической гимназии. Английский язык, тема «Feelings». Удивляюсь, как спокойно и весело студентка пятого курса общается с третьеклашками. После урока – конечно, небольшое интервью.

– Заканчиваю учебу на факультете зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета, – рассказывает Елена.

– А в школу собираетесь?

– У меня заключен договор с языковым центром, где сейчас тружусь, возможно, потом пойду в школу… (Улыбается). Но пока таких предложений не поступало.

– Хотите работать в школе?

– Моя мама учитель. Вижу, как ей бывает трудно, поэтому пока раздумываю.

– Но вам нравится?

– Да, нравится! В этой же школе проходила практику, пару уроков немецкого языка провела. Умение преподавать, наверное, в генах.

– Почему вы участвуете в конкурсе?

– Интересно. Мне о конкурсе завкафедрой рассказала. Я подумала – звучит неплохо. Перед этим участвовала в другом конкурсе, показала себя не очень удачно, потому что условия конкурса плохо прочитала. Решила попробовать себя снова.

– Какое испытание самое сложное?

– Наверное, любое из тех, которые предстоят, а то, что уже прошло, нестрашно. Предстоит рецепт урока рассказать, технологию и методику.

И хотя Елена Егоровна волновалась, жюри этого не почувствовало. Девушка анализировала урок уверенно, бодро: цели, задачи, приемы, что обычно использует, что на конкурсном уроке применила… Эксперты, как и я, спросили, собирается ли Елена работать в школе.

– Я думаю, можно попробовать, но боюсь, что документации много.

И тут один из членов жюри спокойно сказала:

– Я директор этой гимназии, у меня меркантильный вопрос. Возможно, с 1 сентября мне понадобится педагог-организатор с часами английского языка. Вам наша школа понравилась?

Елена обрадовалась и, мне показалось, сразу представила себя педагогом гимназии. А Клара Егоровна Андреева тут же записала телефон Елены. Пожалуй, ради таких моментов и стоит проводить конкурсы для студентов!

Мастер-классы участников «Серебряного пеликана», пожалуй, пересказывать не буду. Их надо видеть! Скажу только, что уровень конкурсантов за годы проведения этого регионального состязания, на мой взгляд, очень вырос. Пока жюри совещается, а счетная комиссия подсчитывает баллы, я подхожу к тезке, учителю русского языка и литературы Кюкяйской средней школы им. А.К.Акимова Сунтарского улуса Ксении Зориной и задаю любимый вопрос:

– Почему вы участвуете в этом конкурсе?

– Я не люблю находиться в стагнации, не могу без новых знаний. Учиться – это моя потребность. И когда я знакомлюсь с опытом других педагогов, убеждаюсь в том, что верно выбрала профессию. Честно скажу – пришла в школу не сразу, только через три года после окончания университета созрела. Зато осознанный выбор был. Вообще учитель – тот, кто берет ответственность не только за себя, но и за других. В первый год встретила много трудностей в эмоциональном, психологическом плане. Это очень сильная закалка. А «Серебряный пеликан» – первый опыт участия в профессиональном конкурсе в очном формате. У меня стаж всего три года, но я уже нашла свое направление. И копилка опыта небольшая уже есть.

В конце дня были названы финалисты двух состязаний.

Конкурс «Серебряный пеликан»:

Николай Егоров, учитель истории Вилюйской гимназии им. И.Л.Кондакова;

Сахая Талыбыева, учитель музыки средней школы №23 Якутска;

Эмма Федотова, учитель начальных классов городской классической гимназии Якутска.

Конкурс «Крылья педагогики», студенты Северо-Восточного федерального университета им. М.К.Аммосова:

Дайаана Иванова, 5‑й курс, институт естественных наук;

Елена Колесова, 5‑й курс, институт зарубежной филологии и регионоведения;

Ярослав Самсонов, 3‑й курс, педагогический институт.

   На уроке победителя конкурса Серебряный пеликан Эммы Федотовой
На уроке победителя конкурса Серебряный пеликан Эммы Федотовой

15 марта

По задумке организаторов, финалисты двух конкурсов встретились на последнем испытании – круглом столе «Капитаны образовательного полета», который провели учитель года России-2011 Алексей Овчинников и профессор Московского государственного педагогического университета Андрей Иоффе. Одна из острых тем, которую обсуждали опытные и начинающие учителя, – дефицит кадров в системе образования республики и страны. Именно профессиональные конкурсы помогают эту проблему хоть отчасти, да решить.

Еще немного терпения – и названы победители!

«Серебряный пеликан»-2023 – Эмма Федотова, учитель начальных классов городской классической гимназии Якутска.

«Крылья педагогики»-2023 – Елена Колесова, студентка 5‑го курса Северо-Восточного федерального университета.

Приятно, что дипломы, цветы, подарки, сертификаты на стажировку получили не только обладатели высоких баллов, но и почти все конкурсанты. Чествововали их школы, в которых работают учителя, университет, где учатся студенты, а также партнеры, в том числе полезные сувениры с фирменной символикой участники состязаний получили от Общероссийского Профсоюза образования.

Оксана РОДИОНОВА

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».