Исламский пассионарный толчок для арабских племен стал причиной столетнего успешного натиска арабских войск на земли старой Ойкумены. Вчерашние кочевники сокрушили Сасанидскую Персию, отобрали у Византии Сирию и Египет, покорили вестготскую Испанию, Северную Африку. На востоке арабов остановили Индия и Китай, на севере Хазарский каганат, а на западе арабские завоеватели уперлись в границы Франкской державы.
В 732 году франкский мажордом Карл Мартелл разгромил арабскую армию у Пуатье. Захватчики были остановлены и отброшены. Окрепшая Франкская держава при Карле Великом перешла в контрнаступление, выбив захватчиков за Пиренеи. В 778 году Карл завоевал первые земли на севере Иберийского полуострова. Под власть франков перешли Жерона и Барселона. Чтобы упорядочить вялотекущую пограничную войну с Кордовским эмиратом в Испании, Карл в 811 году выделил из завоеванных земель Испанскую марку, на которую и возлагалась война с арабами.
Испанская марка постепенно превратилась в графство Барселона, ставшее независимым с 988 года. Реконкиста, которую начала знать Астурии, стала сугубо испанским предприятием королевств Арагон и Кастилия.
Пограничные районы между Испанией и Францией на века стали ареной постоянных войн, где основная доля боевой нагрузки ложилась на ополчение из местного населения, состоявшего из басков, вестготов, каталонцев, арабов и различного сброда, бежавшего в горы от войн и государств. Своеобразный казачий горный край, где воюют все мужчины, а военный уклад перенимает традиции и франков и арабов и местных горных племен.
Уже в VIII-IX-м веках местное ополчение приобрело свою специфику- это была легкая пехота, прекрасно подготовленная и приспособленная к действиям в горах, долинах и на пересеченной местности. В XIII веке этот вид легкой пехоты Арагона получает свое название- Альмогавары (араг. Almogabars, исп. Almogávares, кат. Almogàvers, от араб. al-Mugavari — «разведчик»).
Идея и название были заимствованы у арабов, которые в пограничных районах формировали отряды из воинственных горцев al-Mugavari
( «наводящие ужас»).
Альмогавары отличились в ходе реконкисты, освобождения христианами Испании от арабских захватчиков. Как наемники онитакже участвовали в войнах XIII—XIV столетий на территории Италии, Латинской империи и Леванта.
Альмагавары набирались в основном из свободных крестьян и пастухов горных районов Арагона, Наварры и Каталонии.Вооружение и экипировка их были простыми и эффективными. Арабское влияние проявилось в минимуме защиты, никаких лат, максимум адарга, небольшой круглый (позднее сердцевидный) арабский щит из сыромятной кожи. Легкий шлем(«капель де куэр»), из одежды- свободная куртка или доспех из кожи, кожаные бриджи и полугетры, грубые кожаные сандалии или полусандалии, короткое копье («аскона», можно метать), дротики, на поясе-широкий нож-тесак(«кольтелли») и сумка для кремня и трута. Здесь уже остатки римской традиции. Дротики, кстати, с помощью петли метали примерно метров на 200.
С этим незамысловатым оснащением альмогавары заработали себе весьма серьезную репутацию и на Пиренеях и в Средиземноморье. Возможно, в то время это была лучшая пехота Европы.
«Теперь эти солдаты, которых называют альмогаварами, — это люди, которые живут ничем, кроме войны, и они живут не в городах и не в городах, а в горах и в лесах. И они постоянно сражаются с сарацинами. и совершают набеги на их землю на день или два, грабя и беря в плен многих сарацин, а также их имущество, которым они живут.И они переносят много лишений, которые другие люди едва ли могли вынести ... И эти люди чрезвычайно сильны и быстры, чтобы бежать или преследовать»-из Хроник Рамона Мунтанера (1265-1336).
Дело в тактике боя. А также в опыте и боевом духе. В основном ставку делали на внезапность, засады, быстроту, мобильность и умение пользоваться особенностями горного или холмистого ландшафта. Альмогавары из засады забрасывали врага тучей дротиков (опытный воин пробивал при этом противника насквозь вместе со щитом). Ошеломленного и растерянного противника добивали тесаками. Если противник сохранил строй, то альмогавары отступали и нападали в другом месте позже.
Тяжелая пехота и конница на пересеченной местности преследовать их не могли.
Кормились альмогавары с войны, обозов у них не было, только трофеи с поля боя и грабеж вражеских поселений. Даже голод не останавливал их на марше, просто они бросались на врага голодными и злыми.
Внутренняя организация напоминала казацкие ватаги. От 5 до 15 человек под командованием almokadani (сержант), несколькими такими группами руководил adalid (капитан). В альмогавары принимали всех, независимо от национального или социального происхождения, принципиальной была лишь принадлежность к христианству. Пополняли ряды в основном каталонские, арагонские, наваррские, баскские обедневшие или разорившиеся горные пастухи и крестьяне, приходили воины-перебежчики, беженцы-христиане и рабы из Кордовского эмирата, просто разбойники.
Всех альмогаваров объединяло боевое братство "соматента". Командиры избирались в соответствии с личными качествами и заслугами. Часто с отрядом в поход ходили и семьи-жены обеспечивали медицинское обслуживание и полевую кухню, а дети на личном примере батьки проходили "свои университеты".
Помимо накопленной боевой репутации ужас на врагов наводил и главный боевой клич альмогаваров- Desperta Ferro! или Desperta Ferres! (Проснись, железо!). При этом принято было ударами копий высекать искры из камней. Впервые этот клич зафиксирован в битве при Гальяно (1300).
«…альмогавары графа Гальсерана и дона Бласко закричали: «Desperta ferres!» И все вместе они били копьями и дротиками по камням; все они зажгли искры, и казалось, что весь мир горит, а тем более, что ещё не было дневного света. И французы, которые видели это, задавались вопросом и спрашивали, что это значит. И рыцари, которые были там и встречали альмогаваров раньше в Калабрии, сражаясь с ними, говорили своим, что это обычай альмогаваров, которые всегда, вступая в бой, пробуждают железо. Граф Бриенн, который был одним из графов Франции, сказал: «Ах, Боже, что это? Мы встретили дьяволов! Те, кто пробуждает железо, похоже, хотят атаковать…».
Для разнообразия использовались и другие кличи-Aragó, Aragó! (Арагон, Арагон!), Via Sus! Via Sus!, Sant Jordi! Sant Jordi! (Святой Георгий! Святой Георгий!), Sancta Maria! Sancta Maria! (Святая Мария! Святая Мария!). Или попросту-"Сант Яго!!!"(Святой Яков - покровитель Испании).
Впервые хроники упоминают альмогаваров в 1105-1110 годах, когда Арагон воевал против эмира Сарагосы. Однако подобные подразделения под другими именами можно найти и в источниках 10-го века. Альмогавары отлично вписались в королевские армии Арагона и Каталонии-жалования им платить не надо, только показать кто сегодня враг и разрешить его грабить. При этом, благодаря особенностям внутренней организации, они были известны дисциплиной на службе. Они прекрасно охраняли лагерь, патрулировали, ходили в разведку, на диверсии, в набеги, потом были незаменимы в осадах крепостей. Это были стойкие и свирепые бойцы, безжалостные к врагу.
«Эти люди, которых называют альмогаварами, живут не чем иным, как профессией оружия. Они живут не в городах или деревнях, а в горах и лесах, и каждый день воюют с сарацинами: и выходят на землю сарацин на день или два, грабят и захватывают сарацин в плен; и вот как они живут. И они терпят суровые условия жизни, которые другие не могут вынести. Они могли бы провести два дня без еды, если нужно, без проблем съедая травы на полях. А адалиды (командиры), ведущие их, знают страну и дороги. И они носят большие туники или рубашки, будь то лето или зима, и они носят кожаные бриджи на ногах и кожаные сандалии на ногах. И они носят хороший нож, хороший наплечный ремень и кремень из стали на поясе. И у каждого из них есть хорошее копьё и два дротика, а также кожаная сумка на плечо, где они несут свою еду. И они очень сильные и очень быстрые, для спасения и преследования, и это каталонцы, арагонцы и сарацины».
Правда когда благодаря Реконкисте Арагон полностью избавился от мусульманских соседей, захватив в 13-м веке Мальорку и Валенсию, горная вольница показала себя с другой стороны. За неимением мусульман грабить стали христианские поселения.
Выход нашелся. Арагон занялся европейской политикой и наемники-альмогавары оказались снова нужны. В 1280 году альмогавары были основой арагонских войск, воевавших против Туниса.
29 марта 1282 года во время Сицилийской вечерни сицилийцы вырезали за беспредел весь французский гарнизон правящего Неаполем и Сицилией Карла I Анжуйского. Богатые земли южной Италии остались без власти. Педро III Арагонский (1276-1285) решил заменить французов и присоединить Неаполь и Сицилию. Ударной частью его армии и стали альмогавары, 12000 которых Педро отправил воевать в Италию. Оказалось, что на тот момент они одни из немногих могут справиться с тяжелой конницей французских рыцарей.
Неграмотные крестьяне из диких пиренейских селений, альмогавары просто сперва дротиками выбивали лошадей, а потом резали беззащитных всадников.
«И битва была очень жестокой, и альмогавары, начав дьявольскую работу, в первой же атаке метнули дротики так, что более ста рыцарей и лошадей французов упали замертво на землю».
Кроме того альмогаваров использовали в абордажных командах арагонского флота, например в морской битве у Мальты 1283 года.
Но и эта война закончилась в 1302 году Кальтабеллотским миром. Альмогавары без работы не остались. Была создана Каталонская компания (ЧВК) под командованием Рожера де Флора (Рутгера фон Блюма), бывшего тамплиера, которую нанял против турок византийский император Андроник II Палеолог.
Альмогавары в 1303-1304 годах весьма успешно воевали с турками, но так как император не смог в срок оплачивать услуги ЧВК, добирали по привычке грабежом мирного населения. Кроме того успешный "солдат удачи" Рожер де Флор начал задумываться о том, чтобы остепениться, основать свое королевство и жить в свое удовольствие.
Однако византийские интриганы оказались круче. Плюс вмешались генуэзцы, которым испанское присутствие мешало. В 1305 году Михаил IX вызвал каталанских наемников в Адрианополь. А там их вместе с Рожером вырезали аланские наемники.
Уцелевшие альмогавары начали грабить окрестности Константинополя, но вскоре их перенанял афинский герцог Готье V де Бриенн. Однако и он не смог расплатится за 4 месяца их услуг и попытался избавиться от наемников. Те в ответ восстали, собрали около 8500 человек (при поддержке турок и фессалийцев) и разгромили армию Готье (6400 рыцарей и 8000 пехотинцев) в битве на реке Кефисс в Беотии 15 марта 1311 года. Потом наемники в куче порубанных рыцарей нашли одного еще живого, Роже Деслора (он к тому же оказался каталонцем), и назначили его новым Афинским герцогом. Афинское герцогство после этого еще 70 лет было вассалом Арагона. А в Греции до сих пор одно из самых страшных ругательств-"каталонец".
Альмагавары появились как легкая горная пехота, профессиональные наемники. Во время Реконкисты их основной тактикой были засады и ночные налеты. Но они прекрасно также штурмовали замки и вели уличные бои, на море успешно захватывали на абордаж вражеские корабли. Они одни из немногих, кто выдерживал атаку тяжелой конницы на равнине, причем без всяких швейцарских длинных копий. Индивидуальная выучка и бесстрашие бойцов их вполне заменили.
Среди конкистадоров в Новом свете было много альмагаваров. Эпоха пороха завершила "золотой век" пиренейских наемников, а американская "конкиста" приняла на себя "лишних" горцев.
В современной испанской армии существует парашютная бригада Brigada de Infantería Ligera Paracaidista Almogávares VI (Лёгкая пехотная парашютная бригада "Альмогавары" VI).
Альмогаварами называют себя фанаты ФК «Барсело́на» («Penya Almogàvers»).
Альмогавары упоминаются в трилогии «Пиренеи» В. Балагера (1892) и одноимённой опере Ф. Педреля (1902), художественном фильме «Византийская принцесса» (2006, режиссёр В. Аранда), компьютерных играх «Medieval II: Total War» (2006) и «Assassin’s Creed: Revelations» (2011) и в каталонском мультфильме "Desperta Ferro" (Проснись, железо) (1990).
*иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам