Найти тему

Невеселый Песах встречает Израиль

Андрей Правов

Обстановка в Израиле, равно как и в Палестинской автономии, обостряется. В ночь на среду, 5 апреля, между израильтянами и арабами из сектора Газа произошел обмен ракетно-бомбовыми ударами. Точнее палестинцы выпускали ракеты по израильской территории, а израильтяне бомбили Газу. В Восточном Иерусалиме произошли столкновения между палестинцами и израильскими полицейскими. Сотни палестинцев арестованы.

Столкновения между израильскими полицейскими и палестинцами в Иерусалиме. Фото Яндекс. Картинки.
Столкновения между израильскими полицейскими и палестинцами в Иерусалиме. Фото Яндекс. Картинки.

Все началось с противостояния вокруг мечети Аль-Акса, расположенной на Храмовой горе Старого города в Иерусалиме. Здесь можно добавить, что «снова началось вокруг мечети Аль-Акса», поскольку данная мечеть уже ни раз становилась местом, с которого стартовали столкновения между израильтянами и палестинцами. Наиболее яркий пример - события конца сентября 2000 года, когда тогдашний лидер израильской оппозиции Ариэль Шарон вместе с делегацией по партии «Ликуд» решил подняться на Храмовую гору.

Вспыхнувшему после этого народному восстанию палестинцев, как переводится с арабского языка слово Интифада, даже было присвоено название «Интифады Аль-Аксы», в честь мечети, которую, как это счел арабский мир, Шарон и его спутники «осквернили, а могли и захватить».

На этот раз также произошло нечто подобное. Группа иудеев, из тех, кого «светский Израиль» причисляет к религиозным радикалам, решила проникнуть на Храмовую гору, чтобы там принести в жертву козленка. Поводом для этого стал начинающийся в Израиле праздник Песах, или, как его часто именуют «еврейская Пасха», посвященный библейским событиям выхода евреев из Египта, то есть из рабства.

Однако, согласно договоренностям, в свое время достигнутым между палестинцами и израильтянами, вход на Храмовую гору для иудеев ограничен.

В современном Израиле к такому запрету относятся по разному. Очень многие израильтяне выражают недовольство, указывая, что во-первых граждане еврейского государства имеют право посещать любые места, в нем расположенные. А во-вторых, на этой горе, дескать, две тысячи лет назад возвышался Храм, бывший когда-то главной святыней иудаизма. Сейчас от Храма, разрушенного еще в 70 году н.э. римлянами, осталась только его западная стена, называемая в Израиле Стеной Плача.

По одной из религиозных версий разрушен был Храм как божье наказание еврейскому народу за непризнание мессии Иисуса Христа и содействие его распятию римлянами. Храм евреев был, дескать, разрушен, а народ рассеян по миру.

Сейчас же на Храмовой горе возвышаются две уже исламские святыни – мечети Скалы и Аль-Акса. Для мусульман это святое место, даже одна из главных святынь, откуда, согласно легенде, совершал свое восхождение на Небеса пророк Мухаммед.

В арабском мире можно часто столкнуться с мнением, что израильтяне задумали снести арабские святыни и снова возвести на этом месте свой Храм. Отсюда в том числе и такое резко отрицательное отношение к постоянно возникающим намерениям ультрарелигиозных иудеев подняться на гору, к мечетям. Они, дескать, задумали «нехорошее».

Когда на этот раз было озвучено такое решение, и без того воинственно настроенное в отношении еврейского государства руководство движения ХАМАС призвало мусульман подняться на Храмовую гору и забаррикадироваться в Аль-Аксе, дабы не дать проникнуть туда «неверным». Ведь, согласно некоторым утверждениям, иудеи вообще намеревались провести жертвоприношение внутри Аль-Аксы.

Как сообщают израильские СМИ, поднявшиеся в ответ на эту акцию на гору полицейские довольно долго уговаривали закрывшихся на все засовы мусульман выйти из мечети. Однако те ответили камнями, палками и петардами. Несколько полицейских были ранены. Начались штурм и задержания. Всего, согласно информации, было арестовано 450 человек.

Практически сразу почти «взорвался» Восточный Иерусалим. Большинство жителей там – это арабы, которые вообще считают эту часть города будущей столицей своего независимого государства. Израильтяне же уверенно заявляют, что весь вообще Иерусалим, включая восточные районы, является «единой и неделимой столицей еврейского государства».

В-общем поводов для «терок» между евреями и арабами в Иерусалиме, как и в других частях Святой земли, предостаточно.

Вот и на этот раз столкновения между палестинцами и израильской полицией продолжались довольно долго. Полиция применила слезоточивый газ, светошумовые гранаты и резиновые пули. Протестующие в ответ – камни и палки. Число пострадавших называется разное. Но они точно есть, как среди арабов, так и среди полицейских.

В ночь на среду, 5 апреля, в качестве поддержки соплеменников в Иерусалиме, из сектора Газа по Израилю было выпущено девять ракет. Четыре из них, как указывается, были перехвачены системой «Железный купол», четыре разорвались на пустырях. И только одна попала в «цель», а именно в здание одного из заводов в городе Сдерот, расположенного рядом с Газой.

В ответ уже израильтяне произвели бомбардировку сектора. О жертвах и разрушениях в Газе пока информация не поступала.

То есть невеселый может получиться праздник Песах у израильтян. Если, конечно же, столкновения на улицах городов и обстрелы из сектора Газа продолжатся. Что, по ряду оценок, вполне реально.

Между тем, как отмечается, Израиль только что пережил серьезное противостояние между различными лагерями его собственных граждан в связи с намерением властей провести так называемую «судебную реформу». Религиозная часть общества – за, светская – против. И получается, что нынешние события являются как бы продолжением прошлых. Как подарок к празднику.

Так возможно нынешнее правительство страны специально спровоцировало такое противостояние для того, чтобы отвлечь население от этого самого «судебного кризиса»? Ведь по ряду оценок, кризис этот грозил серьезными проблемами для нынешнего кабинета министров страны. Вплоть до его отставки. И этот кризис еще вовсе не забыт. И его причины не решены. А теперь выходит, что все израильтяне должны забыть всякого рода противоречия и объединиться перед лицом общей опасности?

Такие оценки все чаще можно найти в местных СМИ. Они звучат с экранов телевизоров. А израильтяне, получая информацию об обстрелах и столкновениях, с ужасом вспоминают уже ставшие историей дни «Интифады Аль-Аксы», вспоминают постоянные обстрелы городов, взрывы в автобусах, торговых центрах и гостиницах. И, встречая Песах, молятся, чтобы те уже забытые многими ужасы, не повторились в очередной раз. Ведь здесь все «на грани». Может вспыхнуть и сразу затихнуть, а может и разгореться. Да еще как…

А вы что думаете по этому поводу?

Поделитесь комментариями и отметьте статью своими «лайками».