В одном из прошлогодних номеров «Приазовского края» сообщалось, что в Нахичевани предположено открыть классическую гимназию. Осуществится это предположение, - и детям зажиточных ростовцев откроется возможность учиться ещё в одной гимназии.
Совсем другое ожидает в недалёком будущем детей средне- и малодостаточного населения Ростова. Для них уже теперь затруднительно поступить в какое-бы то ни было из имеющихся в городе училищ, так как последние переполняются учениками с каждым годом всё более и более. А в настоящем году от сильного наплыва учеников образовались классы, которые далеко превышают нормальный состав, то есть 40 учеников. Многолюдный же класс представляет для занятий слишком много неудобств.
Вот некоторые из них:
Во-первых, в таком классе ученические столы расположены в 3, 4 и более рядов и, обыкновенно, уходят далеко вглубь классной комнаты. Поэтому, пользоваться на уроках классной доской, картой и другими учебными пособиями могут ученики лишь передних столов, ученики же задних, в большинстве случаев, не принимают никакого участия в работе у доски или карты, потому что им трудно даже хорошенько рассмотреть или расслышать, что говорят и делают другие.
Во-вторых, в таком классе на каждой двухместной скамье сидят по 3 и по 4 ученика, отчего никому из них нельзя вести буквально никаких графических занятий, как – письмо, рисование, черчение, решение задач и прочих.
В третьих, многолюдство класса с поразительной быстротой повышает температуру и портит воздух.
И, наконец, в четвёртых, оно требует слишком много труда для поддержания необходимой дисциплины.
Вред, который указанные условия могут принести, как учебному делу вообще, так и отдельным ученикам в частности, слишком велик. Тем не менее, в Ростове, при приёме учеников в учебные заведения, наблюдается следующее явление. Ежегодно (особенно в последние годы) многие родители в течение осени то и дело справляются, не открылось ли вакансий для их детей, и неотступно просят о принятии их в число учеников теперь, так как в августе им было отказано, за неимением места.
Чем объяснить такую настойчивость родителей?
Объяснить её их равнодушием к тому, удобно или неудобно для здоровья и учения сидят в школе их дети, едва ли возможно и правдоподобно.
Скорее всего, она вызывается тем, что их дети в таком возрасте, когда их непременно надо учить, а учить – негде.
Действительно, в 8 училищах, предназначенных для мальчиков средне- и малодостаточных людей, может обучаться лишь полторы, две тысячи; в двух гимназиях (классической и реальной) – столько же. Всего, стало быть, в ростовских учебных заведениях может обучаться 3000-4000 детей. Это число составляет всего только десятую часть всех детей, которых может насчитаться у стотысячного населения. Остальным, стало быть, вместо школы, остаётся идти в мастеровые, лавочники или, просто, на улицу - ″бить баклуши″.
Такая обидная несправедливость относительно этих ″остальных″ заставляет удивляться тому, что в Ростове рядом с такими предметами удобств и роскоши городской жизни, как водопровод, газовое освещение, телефонное сообщение, крытые рынки, дорогая ротонда, не имеется не только зданий для школ, но даже достаточного числа последних.
Считаться с недостатком учебных заведений приходится, конечно, всем, у кого есть дети, словом – весьма и весьма многим.
Следовательно, заботе об устранении этого неудобства должно быть отведено не последнее место. Выход же из такого затруднительного положения в данном случае очевиден: как можно скорее увеличить число учебных заведений в городе. Но, ведь, нужны и средние, и низшие школы; открыть же и те и другие разом сопряжено с большими расходами… Поэтому, прежде всего должно остановиться на тех из них, в которых ощущается наибольшая необходимость. Признать таковую, конечно, нужно за низшими учебными заведениями. В самом деле, средние учебные заведения, как известно, доступны более или менее состоятельным людям. До сего времени эти господа мирились с недостатком их в Ростове: они обыкновенно отправляли своих детей в Харьков, Ригу, Москву и другие города. То же самое могут они делать и теперь; а с открытием классической гимназии в Нахичевани, это будет несравненно легче. Но недостаток низших училищ требует настоятельного пополнения, потому что составляет нужду той части населения, которая не может направлять своих детей учиться в чужие города и которая, к тому же, составляет большинство.
Соображаясь с тем, что средне и малодостаточное население, не претендуя обучать своих детей в средних учебных заведениях, всё-таки заботится, чтобы дети прошли курс хотя бы городского (по Положению 1872 года) училища или другого, равного ему по курсу, нетрудно остановиться на открытии ещё такого училища. А в какой степени местное население нуждается в таком именно училище, видно из следующего. Число желающих поступить в местное городское четырёхклассное училище год от года увеличивается; оно же, выпуская ежегодно 20-25 лиц, принимает вновь 50-60, отчего классы с каждым годом становятся всё многолюднее, так что число учеников 2 класса (в двух отделениях) в настоящем году, например, дошло до 140.
Вследствие такого наплыва учеников, приёмы производятся строже. Этим обстоятельством объясняется то, что в Ростове дети подвергаются конкурсному испытанию не только при поступлении в какое-либо среднее учебное заведение, а и в городское даже. Другими словами, детям в восьми и девятилетнем возрасте на каникулах, вместо отдыха, приходится приготавливаться к приёмному испытанию, затем держать его и, в конце концов, многим из них приходится проливать слёзы, хотя бы они и отвечали на вопросы учителя и готовились по программе.
Такая постановка приёма учеников в городское училище крайне нежелательна ещё и по другой причине. Именно: большая часть желающих поступить, бесспорно – ученики, окончившие курс в одном из начальных училищ, а между тем, благодаря конкурсному экзамену, многие из них могут не попадать в число учеников. Таким образом, городское училище как бы разрывает свою связь с начальными училищами, является чем-то обособленным, тогда как оно должно составлять лишь высшую ступень в образовании недостаточного населения города.
Все эти соображения приводят к тому, что в Ростове необходимо открыть ещё одно городское училище.
Что касается потребных на открытие ещё одного городского училища денежных средств, то они, сравнительно невелики: содержание четырёхклассного училища обходится ежегодно в 4 175 рублей (по штату). Подыскать источник, который давал бы эту сумму, не представляет большого затруднения. Так, рассматривая эпитеты имеющихся в городе учебных заведений - ″городское″, ″мещанское″, ″железнодорожное″, нетрудно заметить отсутствие эпитетов - ″еврейское″, ″фабричное″, ″заводское″, ″фабрично-заводское″. Объяснить это отсутствие малочисленностью тех или других нельзя; вялостью их операций – тоже нет. Есть в Ростове достаточно и евреев, и фабрикантов, и заводчиков; оперируют они не хуже, чем в каком-либо другом крупном пункте, - так что принять на себя названную сумму не было бы для них обидно. В особенности, это справедливо по отношению к местным фабрикантам и заводчикам. В Ростове почти все мельницы, фабрики и заводы расположены внутри города, через что при своих операциях пользуются всеми удобствами городской жизни – мостовыми, водопроводом, освещением и прочим; это составляет их характерную черту и существенное отличие от подобного рода предприятий других мест.
В заключение, нелишне будет сказать несколько слов о городских училищах.
Эти училища содержатся правительством; могут быть содержимы на средства общества или частного лица. Местное городское четырёхклассное училище содержится также правительством, а от города получает лишь добавочные суммы. Открываются они вместо бывших уездных, от которых отличаются по своей программе: в курсе городских училищ есть предметы, которых в уездных не проходилось, таковы: естествоведение и физика. Мало того, городские училища, нося характер общеобразовательного учебного заведения, могут быть приноровлены к потребностям населения в самом широком смысле этого слова, то есть им, по желанию общества, можно придать более или менее практический характер. Например, в Ростове, как коммерческом городе, ощущается потребность в лицах, которые владели бы новыми языками и обладали конторскими и бухгалтерскими познаниями. Оканчивающие курс в городском училище могут удовлетворять этой потребности, если ввести названные предметы в курс преподавания. Сделать это возможно, потому что ″положение о городских училищах″ 31 мая 1872 года допускает введение дополнительных предметов (статья 14).
К сожалению, правом, предоставленным положением, до сих пор ещё не воспользовались ни местное городское училище, ни соседние (таганрогское и нахичеванское). Заслуживает подражания в этом отношении Одесса: там, в одном из имеющихся городских училищ такого типа, как наше четырёхклассное, открыты почтово-телеграфные классы и курсы французского и немецкого языков.
Газета «Приазовский край» № 34-37 февраль 1894 года.
Навигатор ← Ростовский округ
► Подборка "Образование на Дону"