В этой рубрике я буду собирать впечатления от театральной жизни в спальных районах Петербурга, где нет парадного убранства, зрительные залы зачастую крошечные, как и актерские труппы, и порой существование театра зависит исключительно от упорства и притока зрителей. По ним особенно больно ударили эпидемические ограничения. Но все же они приспосабливаются к обстоятельствам и живут своей неповторимой жизнью, что очень радует.
Сила энтузиазма сыграла большую роль в истории театра "За Черной речкой" (Богатырский проспект, 4). Он начал свою деятельность в 1983 году, как молодежный театр-студия. Но неофициально его история началась в 1970-е годы, когда в Юсуповском Дворце сформировался театральный коллектив под руководством режиссера Олега Мендельсона.
В 1980 году труппа обосновалась в помещении в Коломягах, а 14 лет спустя театр переехал на Богатырский проспект и здесь продолжает принимать зрителей по сей день. Его внешнему антуражу свойственна почти домашняя теплота: помещение похоже на большую квартиру, а классические атрибуты театральной жизни овеяны загадочной аурой.
Здесь свои правила: надпись "Театр начинается с вешалки" украшает крошечный гардероб. Есть и совсем символический, но обязательный буфет. Кроме того, в фойе много украшений и картин, отсылающих к эпохе дель арте - настоящий сюрприз для тех, кому внешнее оформление театра покажется чересчур прозаичным.
К другим необходимым элементам относится галерея портретов артистов — постоянная труппа невелика, но к постановкам постоянно привлекаются актеры из разных театров Питера.
В зрительном зале всего 80 мест, соответственно формат и хронометраж спектаклей тоже камерный, в репертуаре есть как взрослые, так и детские пьесы. Театр весьма избирателен к литературным первоисточникам. Новый век стал для него успешным: постановка "Буря" завоевала "Золотой софит" в сезоне 2013-2014 гг., а в 2012-2013 гг. актерская труппа театра стала лауреатом этой премии как лучший ансамбль, в пьесе "Наука любви".
Мне довелось посмотреть здесь две постановки - "История одной ночи" по пьесе Эрика-Эмманюеля Шмитта "Малые супружеские преступления" и "Франкенштейн" - своего рода вольный пересказ романа Мэри Шелли с вкраплениями ее биографии. В обоих спектаклях декорации отличаются лаконичностью, основная нагрузка лежит на игре и некоторых незримых элементах. Несмотря на разницу в жанрах, и та, и другая пьеса отличается умелым нагнетанием атмосферы в отдельные моменты, с напряженным звуковым фоном и зловещим полумраком. Актеры играют душевно и убедительно, умело задавая тон историям в небольшом составе.
После продолжительного застоя в культурной жизни Питера театр продолжает активно работать, выпуская премеры наряду с заслуженными постановками, и остается одним из любимых мест досуга на севере города.