А вы тоже следите за ходом Осады Терры, забывая о более чем сложных реальных обстоятельствах?
Ибо что может быть реальнее, чем атака сил Хоруса на колыбель человечества. Итак, у нас есть перевод (любительский, низкий поклон этим прекрасным людям) пятой книги Осады — Мортис Джона Френча, и у меня есть о ней несколько слов.
Когда авторы БЛ пишут «Осаду», они забывают, что Варха начиналась как третьесортные космические боевички, и начинают делать серьезную социальную фантастику с уклоном в эпик. «Мортис» — пятый роман, следующий за «Сатурнином». По совести, после «Сатурнина» браться за перо — это надо иметь определенное мужество, понятно же, что будут сравнивать. И действительно, читатели приняли книгу неоднозначно. По мне, она интереснее, чем «Солярная война» того же Френча. И по композиции, и по раскрытию характеров, и по самому подходу, да и с занимательностью вроде все о’кей. Но все по порядку.
Книга начинается и заканчивается своеобразными интерлюдиями — Император и Хорус встречаются в варпе. Уже это придает ей легкий флер упоротости, своеобразной философской притчи.
Если вы ожидаете от «Мортис» собственно Легио Мортис… ну, скажем так, он там появится. Однако события будут развиваться со стороны других легио — лояльных. Мы встретим наших знакомых из Легио Солярия и не только, а также рыцарей. Причем рыцарям и их экипажам будет уделено немало внимания, и они, пожалуй, получатся самыми живыми.
Бои титанов так-то вещь на любителя. Подавляющие своей грандиозностью богомашины изобразить в литературе трудно так, чтобы получилось убедительно. Но Френч любит изображать взаимодействие человека и техники, причем в больших масштабах. Если Хейли, который тоже работал над этой темой, написал чисто инженерный боевик «Гибель Титанов», то у Френча акцент на другом. Главы с титанами очень тактильные, в них полно звуков, запахов, болевых ощущений, переживаний, размышлений — того самого взаимодействия, автору явно нравилось об этом писать.
Однако сражения легио богомашин — не единственная тема для этого романа. Здесь есть несколько сюжетных линий. Первая из них — это линия Хеллик Мауэр, чья задача — изучать влияние варпа на защитников Гегемона и искать способы его минимизировать. Она пересекается с линией Базилио Фо, который ищет способы убивать примархов (интересная, кстати, линия, хотелось бы посмотреть, как ее будут развивать в последующих книгах — вот только Фулгрим обошелся без изысканий Фо) и Эуфратии Киилер. Следующая — линия Корсвейна, которого удачно отправил к Терре хитрец Лютер; у Корсвейна будет своя ответственная задача.
Но, на мой взгляд, гораздо важнее две другие линии, связанные с путешествиями. Они симметричны. Олл Перссон и его спутники продолжают идти через пространство и время, по пути встречаясь с другими важными персонажами и попадая в город, захваченный Детьми Императора. В послесловии Френч объяснит, что хотел рассказать, чем эти хаоситы занимались на Терре, но вся линия приобретает чисто мифологический подтекст: путешествие по загробному царству, соблазны темных божков. Сам Олл Перссон, кстати, не так прост — мы многое о нем узнаем. Тем временем тяжело раненый Шибан-хан возвращается в Гегемон, по пути встречая раненого имперского гвардейца, который защищает маленького ребенка, и сопровождает их. Это — дорога к милосердию. Я в курсе, что многим не понравились «приходы» с Перссоном — они довольно сюрреалистические, Френч от души насовал в них отсылок, да и с Шибан-ханом и его «гостями». Мне они как раз понравились: в них заложены простые, но важные, основополагающие моральные постулаты. Да и просто интересно было читать.
И еще одна потрясающая линия — линия солдат, защищающих передовую. Кацухиро, которому вера придает сил, ужасы бесконечных боев, судьба Кровавого Ангела Баэрона.
Да, вы наверняка уже видели спойлеры про Пертурабо?
Что самое ценное в книге: и ситуация, и персонажи даны в развитии. Каждый что-то должен осознать и оценить, каждый приходит к каким-то важным решениям, каждый меняется и растет. Хотя «рост» Детей Императора, которые преображают обычный улей в чудовищный филиал ада, называя его Раем, и людей, которые будто под гипнозом бредут в этот «Рай»…
Читателю-то понятно, что это не рост, а деградация, но многие ли обернутся, чтобы заглянуть в самих себя? Ведь это метафора не о далеком будущем, а о настоящем.
Кому понравится эта книга: тем, кому интересно почитать про бои титанов и варп; тем, кому нравится философичная литература; тем, кто ценит масштаб, эпик, большие тяжелые машины и размах.
Кому не понравится: тем, кто не любит мистику и сюр, а предпочитает динамичные книги с максимумом действия.