Найти тему
De Profundis

Два пути

Джотто, Предательство Иуды (фрагмент)
Джотто, Предательство Иуды (фрагмент)

В евангелии от Марка есть два коротких рассказа - они прям один за другим идут:

"Когда Иисус был в Вифании в доме Симона, который прежде был прокаженным, во время обеда пришла туда одна женщина с алебастровым сосудом, полным дорогих благовоний, чистого нардового масла. Разбив сосуд, она стала лить благовония на голову Иисуса.

Некоторые же с недовольством переговаривались: «К чему такая трата масла? Благовоние это можно было бы продать за триста с лишним денариев и раздать эти деньги нищим». И строго выговаривали ей за это.

«Оставьте ее! — сказал Иисус. — Зачем вы ее огорчаете? Доброе дело она сделала для Меня. Нищие всегда будут с вами, и вы можете делать им добро, когда захотите, а Я не всегда буду с вами. Что она могла, то и сделала: заранее умастила тело Мое для погребения. Поверьте Мне, во всем мире, где бы ни возвещалась Благая Весть, будет сказано и о том, что она сделала, в добрую память о ней».

В то время Иуда Искариот, один из Двенадцати, пошел к первосвященникам, чтобы предать им Иисуса. Те же, услышав это, обрадовались и обещали дать ему денег. И он стал искать удобного случая, чтобы предать Его" (Мк 14:3-11, перевод Кулаковых)

Два человека - два поступка. 

Женщина тратит кучу денег на красивый, но неэффективный жест. Триста денариев на самом деле можно было потратить гораздо рациональнее. 

Иуда договорился с еврейским истеблишментом о том, что он теперь на их стороне и поможет взять Иисуса без лишних проблем. Иуда предает своего друга и учителя. Предает за деньги и от этого веет жуткой рациональностью делового подхода.

Два человека - два поступка. Два поступка - два рассказа. Два рассказа, но одна история. История о вере и наших делах.

Вот, женщина так неэффективно тратит драгоценное миро. Ее упрекают совершенно справедливо, но Иисус останавливает "эффективных менеджеров": она верит и вера наполняет это трогательное чувственное действо смыслом и ценностью. Иисус говорит нам: если ты делаешь что-то с верой, то верь и делай - даже если это не шибко толково. Дела людей всегда несовершенны, но когда ты идешь вперед с верой, в мире становится больше света, больше участия, больше жизни. Это - путь Бога.

А вот, Иуда предает Иисуса. В его поступке нет веры. Почему? Мы не знаем: это сложный персонаж, к которому много вопросов. Но, мы видим, что шаг без веры разрушает его жизнь. Зло разрушает само себя. Но, даже среди этого самоутверждения зла Бог торжествует: зло разрушает само себя, но при этом тянет воз Божьих судеб по Божьему пути. 

Два человека - одна история, в которой мы видим, что идти вперед лучше с верой.