Найти тему
ВТБ Страна

Есть все и даже в избытке: барокко в 6 вопросах и ответах

Оглавление

Барокко — пышный и вычурный стиль, в котором много динамики, эмоциональности и контрастов. В нем нашлось место и религиозным сюжетам, и парадным портретам, и изображению простых радостей жизни. Познакомимся поближе с картинами барокко и ответим на шесть вопросов по стилю, чтобы никогда ни с чем его не перепутать.

Откуда появилось название стиля?

Артемизия Джентилески. «Сусанна и старцы», 1610 год, дворец Вайсенштайн, Поммерсфельден © Public Domain
Артемизия Джентилески. «Сусанна и старцы», 1610 год, дворец Вайсенштайн, Поммерсфельден © Public Domain

Происхождение слова «барокко» до конца неизвестно. Исследователи полагают, что оно может иметь азиатские или турецкие корни. Но чаще всего его истоки находят в португальском языке: la perola barroca — это жемчужина неправильной формы. В Италии — на родине барокко — слово имело неоднозначный смысл. Иногда его даже причисляли к почти ругательному синониму фальшивости.

Привычный для нас смысл слово приобрело только в 18 веке в среде искусствоведов, близких к классицизму. Они называли барокко все, что отходило от привычных понятий классики. Британский историк искусства Эрнст Гомбрих писал:
«Слово „барокко“, означающее „причудливый“, „нелепый“, „странный“, возникло позднее как язвительная насмешка, как жупел в борьбе со стилем 18 века».

Теперь мы называем барокко не только стиль живописи, музыки и архитектуры. В современном мире это целая историческая эпоха искусства 16–17 веков, сложный и многозначный термин искусствоведческого словаря.

В какую историческую эпоху возникло барокко?

Караваджо. «Юдифь и Олоферн», 1599 год, Палаццо Барберини, Рим © Caravaggio, CC BY-SA 4.0, Wikimedia Commons
Караваджо. «Юдифь и Олоферн», 1599 год, Палаццо Барберини, Рим © Caravaggio, CC BY-SA 4.0, Wikimedia Commons

Появление барокко — результат кризиса эпохи Возрождения. На рубеже 16 и 17 веков картина мира стремительно менялась. В этой глобальной перестройке одну из главных ролей сыграли Великие географические открытия. В это же время становилась популярной предложенная Коперником концепция движения Земли вокруг Солнца. Все, что казалось неоспоримым, теперь ставилось под сомнение.

Мир менялся буквально на глазах одного поколения, и искусство вслед за ним. Человек, осознав свою беспомощность и незнание, встал на путь постоянного поиска нового: еще незнакомых форм, непривычных сочетаний, которые раньше считались неправильными и негармоничными. Теперь все это казалось красивым, а привычное, естественное и ясное, — скучным.

Как узнать полотна барокко?

Антонис ван Дейк. «Милосердие», 1628 год, Национальная галерея, Лондон © Public Domain
Антонис ван Дейк. «Милосердие», 1628 год, Национальная галерея, Лондон © Public Domain

Стиль барокко существовал во множестве национальных вариаций: итальянской, фламандской, французской и даже русской школах. Однако можно выделить общие базовые характеристики барочной живописи.

В форме барокко преобладали:

  • экспрессивность и зрелищность;
  • контрастная игра цветов, масштабов, света и тени;
  • композиционная ритмика;
  • оптические эффекты и пространственные иллюзии;
  • воздушная перспектива, передача атмосферы, прозрачности и влажности воздуха.

Содержательно художники барокко создавали:

  • мифологические и исторические сюжеты и аллегории, эффектные парадные портреты, фантастические пейзажи;
  • реже камерные портреты и натюрморты;
  • религиозные и мифологические сюжеты, дополненные современными авторам образами;
  • картины со спрятанным в них символизмом.

Кто основные творцы барочной живописи?

В стилистике барокко творила не одна сотня художников. Ярче всего барочная живопись проявила себя в Италии. Здесь взошла звезда Караваджо — мастера контрастной игры светотени. Он писал картины в слабо освещенных помещениях, оставляя источник света за кадром. Его любовь к полумраку и «угрюмому» антуражу на полотнах не противоречила декоративности и пышности барокко.

Диего Веласкес. «Менины», 1656–1657 годы, музей Прадо, Мадрид © Public Domain
Диего Веласкес. «Менины», 1656–1657 годы, музей Прадо, Мадрид © Public Domain

Творчество итальянского художника положило начало самостоятельному направлению — караваджизму. В Испании в этой манере творил Диего Веласкес. Как раз после поездки в Италию он добавил цвета в мрачную испанскую палитру. В отличие от Караваджо, главный жанр Веласкеса — портрет. На его полотнах можно встретить разных героев: от членов королевской семьи до слуг и придворных шутов.

Питер Пауль Рубенс. «Воздвижение Креста», 1610 год, Собор Антверпенской Богоматери, Антверпен © Public Domain
Питер Пауль Рубенс. «Воздвижение Креста», 1610 год, Собор Антверпенской Богоматери, Антверпен © Public Domain

В Голландии барокко приобрело яркие национальные черты благодаря творчеству Рубенса. Он создавал насыщенные светом и цветом работы, сливая воедино действительность и фантазию. Познакомиться ближе с фламандским барокко можно в нашей предыдущей статье.

Алексей Антропов. «Портрет Екатерины II», вторая половина 18 века, Тверская картинная галерея, Тверь © Public Domain
Алексей Антропов. «Портрет Екатерины II», вторая половина 18 века, Тверская картинная галерея, Тверь © Public Domain

Пусть только в 18 веке, но барочная живопись добралась и до России. Проявления стиля можно отыскать в творчестве Ивана Никитина и Алексея Антропова.

А что после барокко?

Караваджо. «Неверие апостола Фомы», 1600–1602 годы, дворец Сан-Суси, Потсдам © Public Domain
Караваджо. «Неверие апостола Фомы», 1600–1602 годы, дворец Сан-Суси, Потсдам © Public Domain

Поставить четкие хронологические рамки барокко в живописи невозможно. Во-первых, на разных территориях стиль «прожил» свое: в Италии дольше, чем на других землях, — почти 250 лет. Во-вторых, почти повсюду помпезное и полновесное барокко пришло к грациозности и легкости рококо. Стили сплелись между собой и существовали до тех пор, пока их полностью не вытеснил классицизм.

Но барокко в живописи не исчезло бесследно и повлияло на многих художников других эпох и стилей. Например, работы Веласкеса изучали и копировали романтики и импрессионисты. В 20 веке наследие Веласкеса переосмысляли Пабло Пикассо и Френсис Бэкон.

Что почитать, если увлеклись темой?

Диего Веласкес. «Непорочное зачатие», 1618–1619 годы, Национальная галерея, Лондон © Public Domain
Диего Веласкес. «Непорочное зачатие», 1618–1619 годы, Национальная галерея, Лондон © Public Domain

Если вы хотите более детально погрузиться в живопись барокко, рекомендуем эти книги 👇

🔹 Михаил Алпатов. «Всеобщая история искусств». Том 2. Глава 5. «Итальянский маньеризм и барокко»

Объемный труд историка искусств и педагога. Эта настольная книга для знакомства почти с любым из художественных направлений и стилей. Детальные комментарии автора позволяют «Истории» оставаться актуальной до сих пор, несмотря на то что создана она была в середине 20 века.

🔹
Генрих Вельфлин. «Ренессанс и барокко»

Это гениальная работа об архитектуре. Автор вывел формулу барокко, которую смело можно назвать универсальной. Книга точно может стать основой понимания стиля в живописи, музыке и литературе.

🔹
Роберто Лонги. «От Чимабуэ до Моранди»

Это одна из самых авторитетных и известных книг об итальянском искусстве. Ее стоит прочесть хотя бы ради главы «Караваджо».

🔹
Мария Дмитриенко. «Веласкес»

Нетипичная для серии ЖЗЛ биография художника, очень легкая для прочтения. Но автор точно следует фактам, не переписывает их по своему усмотрению, а просто дополняет их литературными украшениями вроде «вздохнув, Диего пошел прочь».


Чтобы полностью понять барокко, как и любой другой художественный стиль, нужно видеть картины вживую. Ближе познакомиться с барочной живописью можно в залах Государственного Эрмитажа. Здесь собрана большая коллекция искусства барокко, в которой есть такие жемчужины, как «Лютнист» Караваджо и «Персей и Андромеда» Питера Пауля Рубенса. Банк ВТБ является давним другом и партнером музея и поддерживает его культурные проекты.