Барокко — пышный и вычурный стиль, в котором много динамики, эмоциональности и контрастов. В нем нашлось место и религиозным сюжетам, и парадным портретам, и изображению простых радостей жизни. Познакомимся поближе с картинами барокко и ответим на шесть вопросов по стилю, чтобы никогда ни с чем его не перепутать.
Откуда появилось название стиля?
Происхождение слова «барокко» до конца неизвестно. Исследователи полагают, что оно может иметь азиатские или турецкие корни. Но чаще всего его истоки находят в португальском языке: la perola barroca — это жемчужина неправильной формы. В Италии — на родине барокко — слово имело неоднозначный смысл. Иногда его даже причисляли к почти ругательному синониму фальшивости.
Привычный для нас смысл слово приобрело только в 18 веке в среде искусствоведов, близких к классицизму. Они называли барокко все, что отходило от привычных понятий классики. Британский историк искусства Эрнст Гомбрих писал: «Слово „барокко“, означающее „причудливый“, „нелепый“, „странный“, возникло позднее как язвительная насмешка, как жупел в борьбе со стилем 18 века».
Теперь мы называем барокко не только стиль живописи, музыки и архитектуры. В современном мире это целая историческая эпоха искусства 16–17 веков, сложный и многозначный термин искусствоведческого словаря.
В какую историческую эпоху возникло барокко?
Появление барокко — результат кризиса эпохи Возрождения. На рубеже 16 и 17 веков картина мира стремительно менялась. В этой глобальной перестройке одну из главных ролей сыграли Великие географические открытия. В это же время становилась популярной предложенная Коперником концепция движения Земли вокруг Солнца. Все, что казалось неоспоримым, теперь ставилось под сомнение.
Мир менялся буквально на глазах одного поколения, и искусство вслед за ним. Человек, осознав свою беспомощность и незнание, встал на путь постоянного поиска нового: еще незнакомых форм, непривычных сочетаний, которые раньше считались неправильными и негармоничными. Теперь все это казалось красивым, а привычное, естественное и ясное, — скучным.
Как узнать полотна барокко?
Стиль барокко существовал во множестве национальных вариаций: итальянской, фламандской, французской и даже русской школах. Однако можно выделить общие базовые характеристики барочной живописи.
В форме барокко преобладали:
- экспрессивность и зрелищность;
- контрастная игра цветов, масштабов, света и тени;
- композиционная ритмика;
- оптические эффекты и пространственные иллюзии;
- воздушная перспектива, передача атмосферы, прозрачности и влажности воздуха.
Содержательно художники барокко создавали:
- мифологические и исторические сюжеты и аллегории, эффектные парадные портреты, фантастические пейзажи;
- реже камерные портреты и натюрморты;
- религиозные и мифологические сюжеты, дополненные современными авторам образами;
- картины со спрятанным в них символизмом.
Кто основные творцы барочной живописи?
В стилистике барокко творила не одна сотня художников. Ярче всего барочная живопись проявила себя в Италии. Здесь взошла звезда Караваджо — мастера контрастной игры светотени. Он писал картины в слабо освещенных помещениях, оставляя источник света за кадром. Его любовь к полумраку и «угрюмому» антуражу на полотнах не противоречила декоративности и пышности барокко.
Творчество итальянского художника положило начало самостоятельному направлению — караваджизму. В Испании в этой манере творил Диего Веласкес. Как раз после поездки в Италию он добавил цвета в мрачную испанскую палитру. В отличие от Караваджо, главный жанр Веласкеса — портрет. На его полотнах можно встретить разных героев: от членов королевской семьи до слуг и придворных шутов.
В Голландии барокко приобрело яркие национальные черты благодаря творчеству Рубенса. Он создавал насыщенные светом и цветом работы, сливая воедино действительность и фантазию. Познакомиться ближе с фламандским барокко можно в нашей предыдущей статье.
Пусть только в 18 веке, но барочная живопись добралась и до России. Проявления стиля можно отыскать в творчестве Ивана Никитина и Алексея Антропова.
А что после барокко?
Поставить четкие хронологические рамки барокко в живописи невозможно. Во-первых, на разных территориях стиль «прожил» свое: в Италии дольше, чем на других землях, — почти 250 лет. Во-вторых, почти повсюду помпезное и полновесное барокко пришло к грациозности и легкости рококо. Стили сплелись между собой и существовали до тех пор, пока их полностью не вытеснил классицизм.
Но барокко в живописи не исчезло бесследно и повлияло на многих художников других эпох и стилей. Например, работы Веласкеса изучали и копировали романтики и импрессионисты. В 20 веке наследие Веласкеса переосмысляли Пабло Пикассо и Френсис Бэкон.
Что почитать, если увлеклись темой?
Если вы хотите более детально погрузиться в живопись барокко, рекомендуем эти книги 👇
🔹 Михаил Алпатов. «Всеобщая история искусств». Том 2. Глава 5. «Итальянский маньеризм и барокко»
Объемный труд историка искусств и педагога. Эта настольная книга для знакомства почти с любым из художественных направлений и стилей. Детальные комментарии автора позволяют «Истории» оставаться актуальной до сих пор, несмотря на то что создана она была в середине 20 века.
🔹 Генрих Вельфлин. «Ренессанс и барокко»
Это гениальная работа об архитектуре. Автор вывел формулу барокко, которую смело можно назвать универсальной. Книга точно может стать основой понимания стиля в живописи, музыке и литературе.
🔹 Роберто Лонги. «От Чимабуэ до Моранди»
Это одна из самых авторитетных и известных книг об итальянском искусстве. Ее стоит прочесть хотя бы ради главы «Караваджо».
🔹 Мария Дмитриенко. «Веласкес»
Нетипичная для серии ЖЗЛ биография художника, очень легкая для прочтения. Но автор точно следует фактам, не переписывает их по своему усмотрению, а просто дополняет их литературными украшениями вроде «вздохнув, Диего пошел прочь».
Чтобы полностью понять барокко, как и любой другой художественный стиль, нужно видеть картины вживую. Ближе познакомиться с барочной живописью можно в залах Государственного Эрмитажа. Здесь собрана большая коллекция искусства барокко, в которой есть такие жемчужины, как «Лютнист» Караваджо и «Персей и Андромеда» Питера Пауля Рубенса. Банк ВТБ является давним другом и партнером музея и поддерживает его культурные проекты.