Найти тему

Цветовая палитра в рассказах И. А. Бунина как способ передачи чувств героев и антуража произведений

Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953 гг.) – знаменитый прозаик и поэт, первый русский обладатель Нобелевской премии в области литературы. Мужчина провел много лет жизни в эмиграции, однако это не помешало ему стать одним из известнейших писателей, чьи произведения считают русской классикой.
Автор грамотно использует цвета во время повествования. Благодаря этому читатели ощущают детальные изменения в картинах природы, обращают внимание на мельчайшие, но важные по идейному значению художественные детали. Использование оттенков цветов для построения пейзажа позволяет писателю сохранить пафос (эмоционально-оценочное отношение писателя к изображаемой им действительности, настрой произведения) прозы, усилить впечатление и переживания от происходящих событий.
Рассказ «Лапти»
В качестве основных цветов, И. А. Бунин предпочел выбрать красный и белый.
Рассказ начинается с описания картин русской суровой зимы, созданной автором с помощью белых оттенков, настигнувшей барский дом в самое неподходящее время: «Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок». Также писатель использует этот цвет во время повествования о внешнем виде крестьянина, который не сумел выжить в морозе, но благодаря своему усердию и человеколюбию принес для мальчика желаемые красные лапти: «Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефёда».
В свою очередь, изображение красного колорита в произведении можно рассматривать по-разному.
С одной стороны, таким образом автор желает акцентировать внимание читателя именно на лаптях. Учитывая погодные условия и состояние больного, эта вещь не была чрезвычайно необходимой для ребенка, однако мужчина был готов постараться приобрести ее: «-Ну что, барыня, как? Не полегчало? -Куда там, Нефёдушка! Верно, и не выживет! Всё какие-то красные лапти просит… -Лапти? Что за лапти такие? –А господь его знает. Бредит, весь огнем горит. Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, - всё в снегу, всё обмерзло… И вдруг твёрдо: - Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать».
С другой стороны, писатель использует этот оттенок, выделяя для читателя его значение. Можно предположить, что он сопоставил два цвета (красный и белый) для того, чтобы изобразить противостояние жизни и смерти. В таком случае, белый – олицетворение смерти, а красный – символ жизни, выздоровления.
Кроме того, если учесть гипотезу, подобранная цветовая палитра подходит для раскрытия основной темы в рассказе – человечность и великодушие, способность пожертвовать собой ради благополучия других.

-2
-3

Рассказ «Темные аллеи»

В этом произведении И. А. Бунин наибольшее количество раз использует черный цвет.

Во-первых, прозаик с помощью этого оттенка повествует о пейзаже и местности, которая окружает Николая Алексеевича в процессе поездки в горницу: «В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казенная почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом, тройка довольно простых лошадей с подвязанными от слякоти хвостами.»

Во-вторых, автор благодаря этому цвету создает портреты действующим лицам: «На козлах тарантаса сидел крепкий мужик в туго подпоясанном армяке, серьезный и темноликий, с редкой смоляной бородой, похожий на старинного разбойника, а в тарантасе стройный старик-военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами…», не упуская бывшую возлюбленную мужчины: «Тотчас вслед за тем в горницу вошла темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой». Сочетая его с красным оттенком, писатель указывает на былую страсть и чувства, возникающие между старыми знакомыми. Это способствует созданию акцента на центральной теме рассказа – любовь.

Писатель размышляет над вопросами, связанными с романтическими чувствами, подвластны ли они течению времени: способна ли настоящая любовь прожить десятилетия или она остается только в наших воспоминаниях.

-4
-5

..................................................................................................................................................................

И. А. Бунин не единственный писатель, интересующийся изображением цвета в произведения с целью дополнения образов героев и живописности пейзажа. Подробнее о цветописи в рассказах А. П. Чехова: https://dzen.ru/media/id/642d803db44dac47123c3781/issledovanie-cvetovoi-palitry-v-rasskazah-a-p-chehova-642d8069fffb301f112f2c74

Благодарю за внимание!