Включаешь на телефоне фронтальную камеру, делаешь селфи. А с экрана на тебя смотрит вроде знакомое, но гораздо более привлекательное и молодое лицо – в социальных сетях набирают обороты специальные улучшающие фильтры. Ими уже ежедневно пользуются десятки миллионов человек.
Если раньше к пластическим хирургам приходили с фотографиями знаменитостей – чтобы, например, показать какой нужен нос, – то теперь просто сохраняют отфильтрованные селфи. Изменение внешности в один клик буквально подталкивает к пластической операции.
А ведь еще 100 лет назад это направление хирургии появилось, чтобы помочь солдатам, вернувшимся с первой мировой. Об этом рассказывает программа "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.
История пластической хирургии
Недавняя необычная операция
В США впервые в истории выполнили успешную одновременную пересадку лица и обеих рук. Пациентом стал лаборант фармкомпании Джо Димео. В 2018 году он попал в серьезную аварию и получил ожоги 80 процентов тела. 22-летний парень остался без лица и пальцев на руках.
Спустя полгода после операции Джо Димео смог вернуться к нормальной жизни.
Как появились пластические операции
Впервые о необходимости проведения таких операций задумался Гарольд Гиллис, которого называют отцом пластической хирургии. Произошло это в 1916 году. Шла Первая мировая. С полей сражений возвращались тысячи солдат с обезображенными лицами. Им сочувствовали, о них писали в газетах, но помочь этим людям никто не мог.
"Некоторые никак не могли с этим смириться и сводили счеты с жизнью, а некоторые просто находили какие-то выходы. И волей случая в 1916 году переехал из Новой Зеландии в Англию Гарольд Гиллис, доктор. На то время он был просто хирургом, потому что пластической хирургии в то время еще в принципе не было как специальности отдельной", – рассказал пластический хирург Филипп Выступец.
Первые пластические операции
Его первым пациентом стал молодой английский летчик Генри Ральф Лавли. Он чудом спасся из горящего самолета, но остался фактически без лица. Гиллис предупредил солдата, что операция будет крайне сложной и опасной, но тот был готов на все.
Фото: © Скриншот видео
"Гарольд Гиллис взялся ему помочь – он решил пересадить кожу, взял трансплантат с его груди и пересадил ему на лицо. Некротизироваться начал этот лоскут, отторгаться, и от токсического шока пациент впал в септическое состояние – то есть, заражение крови. В тот момент не было развитых таких антибиотиков, и, соответственно, это не смогли подавить. Пациент, к сожалению, умер", – поделился информацией эксперт Выступец.
Вторым пациентом Гиллиса стал моряк Уолтер Йео. Он получил сильнейший ожог лица и лишился век на обоих глазах. Гарольд Гиллис учел предыдущий опыт и провел ему операцию по экспериментальной методике "Walking-stalk skin flap". В переводе на русский – "перенос кожи стебельком".
"Из кожи на другой части тела подсекается и формируется что-то наподобие стебля. Кожа сворачивается, и она остается жизнеспособной, этот стебель. Почему? Потому что кровоснабжение с боковых поверхностей осуществляется. Потом проходит несколько недель, и с одной стороны можно подсечь. И дальше можно уже на раневую поверхность к другой части организма – ну, скажем, прификсировать и опять же таки дать возможность прирасти", – рассказал доктор медицинских наук, пластический хирург Игорь Короткий.
Интересно, что примерно за год до Гиллиса идентичный метод трансплантации кожи предложил российский офтальмолог Владимир Филатов. В 1916 году он провел успешную операцию: устранил дефект нижнего века, оставшийся у пациента после удаления раковой опухоли.
Фото: © Скриншот видео
"Вот этот стебель, этот метод лечения так и называется — "филатовский стебель". Хотя в другой литературе они называют по-другому – скажем, в зарубежной. Ну, каждая страна, наверное, хочет о своих хирургах говорить. Но в данном случае я глубоко убежден, что Филатов описал эту методику первый", – рассказал эксперт Короткий.
В программе показали фотографии, на которых запечатлены самые сложные случаи в практике Гиллиса. Рядовому Артуру Мирсу сделали новую челюсть из его собственного ребра. Лейтенанту Уильяму Спрекли полностью восстановили нос, утраченный им из-за ранения.
"Гарольд Гиллис взял у него аутотрансплантат хрящевой с его грудины, полностью его подготовил и пересадил в нос. И в принципе эта операция увенчалась успехом, хрящ прижился, и человек оказался с носом", – сообщил эксперт Выступец.
По другую сторону окопов были свои таланты. Восстановлением лиц немецких солдат занимался пластический хирург по имени Жак Жозеф. В 1916 году он возглавил отделение лицевой пластической хирургии в берлинской клинике.
Фото: © Скриншот видео
"Яков Жозеф настаивал и четко сформулировал позицию, что недостаток внешности, дефект во внешности накладывает на психику тяжесть, и человек настолько переживает, что это фактически можно рассматривать как заболевание", – объяснил эксперт Короткий.
Кстати, эту мысль Жак Жозеф высказал задолго до Первой Мировой – еще в 1898 году. Но коллеги встретили его идею скептически. Хирурги считали, что тратить свое время на устранение мелких косметических дефектов – это расточительство.
"Эстетические недостатки человека – они сродни тому, что человек просто болен какой-то болезнью. То есть, это тоже пагубно влияет на его психологию, и на его, в принципе, социальную жизнь", – отметил эксперт Выступец.
Вместо хирургии: маски, которые помогали изувеченным солдатам
Впрочем, на пластические операции в те времена решались только самые смелые. После Первой Мировой многие изувеченные солдаты отказывались ложиться под нож к пластическому хирургу. Они предпочли скрывать свои раны. Специально для таких людей изготавливали протезные маски.
Фото: © Скриншот видео
"В это сложно поверить, но во времена Первой мировой войны занимались именно протезированием масок на лицо всего лишь два человека в мире – это Фрэнсис Вуд и Анна Лэдд. Соответственно, они оба были скульпторами. И они замещали человеку либо полностью лицо – то есть накладную маску – либо какой-то фрагмент лица", – рассказал Филипп Выступец.
Оба скульптора трудились в Париже. Первое время Анна работала вместе с Вудом, но затем открыла собственную студию.
За несколько лет Анна и Фрэнсис помогли тысячам раненых солдат. Для них эти маски стали настоящим спасением и шансом начать новую жизнь.
"На них не смотрели в магазинах, не оборачивались и не смеялись, показывая на них пальцем. Соответственно, это было достаточно благое дело, на мой взгляд. Они изготавливали эти маски из тонкой меди и покрывали их с тонким слоем эмали, максимально похожим по тону кожи, в цвет (кожи – Прим. ред.) пациента", – рассказал Филипп Выступец.
Маска в среднем весила 220 граммов. Ее привязывали к голове или подвешивали к очкам. Протезы имели очень маленький срок годности. В своих заметках Анна Лэдд отмечала, что один из пациентов продолжал постоянно носить маску, несмотря на то, что она потрескалась. Сделать новую ему просто не успевали – заказов было масса, а мастера только два.
После войны технология, разработанная Фрэнсисом Вудом и Анной Лэдд, получила официальное название – анапластология. Сегодня это отдельная отрасль медицины, которая занимается лицевыми протезами.
Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.