Найти тему
Пикабу

Истории SMS-спама. Как Лента отправила "не рекламу" 2,6 миллионам клиентов

Очередная cool story. В этот раз от Ленты и про их SMS-спам. Первая статья цикла про МТС тут.

Обычный скучный день и отправка очередной рассылки

Начинается все как всегда. Гражданин получил SMS до боли знакомого всем вида от отправителя LENTA.

-30% На все Вина 29-30.10, кроме игристых и 365 ДН, lenta.com/R9h.

Гражданину это не понравилось, так как согласие на рекламу он не давал, о чем было сообщено в ФАС. Также, в ФАС был представлен скриншот сообщения. Это к вопросу о том, что нужно, чтобы доказать, что вы получили SMS, которое не хотели получать.

Само дело и пруфы по ссылке.

ФАС начинает разборки

Так как в SMS присутствуют такие слова как "вина", то кроме нарушения закона о рекламе без согласия, ФАС начинает вменять и другие интересные статьи.

В соответствии с частью 2.1 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания.

Согласно части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Итого, Лента не просто заспамила человека, но еще и нарушила порядок рекламирования алкогольной продукции. Тут уже возникает вопрос, согласуют ли маркетологи свои рассылки с юристами.

Лента отвечает

Наивно было полагать, что крупная торговая сеть, просто утрется и молча заплатит свой штраф. Нет, нужно обязательно покачать права, поэтому, представитель Ленты не согласился с вменяемыми нарушениями и пояснил.

ООО "Лента"... не считает рассматриваемую информацию рекламной, поскольку информация распространялась по определенному списку. Всего сообщение данного содержания было отправлено 2 633 226 лицам.

Когда целый день нарезал сегменты для рассылки, а потом нажал "отправить всем".

Прокатило?

Нет, конечно не прокатило. ФАС такие доводы посчитал несостоятельными и пояснил почему.

Данное сообщение было отправлено не единственному лицу и по своему содержанию не является индивидуальным предложением, которым может воспользоваться строго определенное лицо, скидки на вина в магазине действовали для всех потребителей, каким-либо образом узнавших о действующей рекламируемой акции.

С первым пунктом, почему это все-таки реклама и классифицироваться должно как реклама мы разобрались. Остался пункт про наличие согласия на рекламу. Тут Лента попыталась прикрыться тем, что согласие у них есть, ведь человек сам принял решение участвовать в программе лояльности "Все включено", но есть нюанс.

В момент регистрации в программе лояльности функционал отказа от рекламной рассылки не предоставляется. Участник программы лояльности имеет возможность в любое время, в том числе сразу после регистрации отказаться от получения сообщений.

А вот это уже косяк, согласие то должно быть добровольным волеизъявлением и именно на рекламу. Выходит, что согласие законным образом получено не было. Странно, что Лента, зная (или не зная) этого все равно решила покачать права.

Итог

Рассылка SMS-спама признана незаконной, а сама Лента собрала сразу три нарушения № 38-ФЗ «О рекламе»:

Статья 18 часть 1 о требовании наличия согласия на рекламу;

Статья 21 часть 2.1 о том, что реклама алкоголя крепостью 5% и более должна размещаться только в стационарных торговых объектах и т.д.;

Статья 21 часть 3 о том, что реклама алкоголя должна сопровождаться информацией о его вреде при чрезмерном употреблении.

Так вышло, что все эти нарушения попадают под одну статью КоАП РФ (ст. 14.3 часть 1) и поэтому штраф тут снова от 100-500 тысяч рублей.

Но подумайте вот о чем - ЭТО ОДНО SMS. Мы знаем, что разослано было 2, 6 миллиона таких SMS. Даже если 1% от получивших скинул бы скриншот в ФАС, Лента получила бы 2, 6 миллиарда рублей штрафов в лучше случае. А пока у нас 1 жалоба, на 2, 6 миллиона SMS имеем, что спамерам выгоднее делать рассылки, чем думать наперед.

Напомню, что любой человек может пожаловаться на sms, телефонный или email спам электронно и официально прямо на сайте ФАС вот тут.

Пост автора ne.soglasen.

Узнать, что думают пикабушники.