По данным ежегодного исследования состояния сферы диджитала Global Digital, в начале 2023 года количество активных пользователей соцсетей в мире составило более 4,7 миллиарда, это около 60% всего населения Земли. Расходы на рекламу в социальных сетях за последние пару лет увеличились более чем в два раза, достигнув почти 230 миллиардов долларов в 2022 году. Очевидно, что и спрос на специалистов по рекламе бизнеса в социальных сетях растёт с каждым годом. Как получить востребованную профессию таргетолога, в чём её преимущества и недостатки и какими навыками должен обладать таргетолог, читайте в материале Synergy Times.
Кто такой таргетолог
Таргетинг (от англ. target — цель) считается одной из самых эффективных маркетинговых стратегий. Этот механизм сегодня очень популярен и используется практически во всех сферах бизнеса.
Каждый активный пользователь соцсетей знает, что стоит только заглянуть в обзор какого-либо товара, и потом ещё долгое время на любой странице тебя будет встречать реклама этого продукта. Её настройкой и занимается таргетолог, или специалист по таргетированной рекламе. Именно он заботится о том, чтобы мама в декрете увидела объявление о продаже одежды для малышей, а спортсмен — рекламу спортивного питания.
То есть таргетолог создаёт и настраивает рекламные объявления так, чтобы их увидела определённая категория людей. Эти люди соответствуют важным для рекламодателя критериям и называются целевой аудиторией (ЦА). Например, у московского магазина одежды для малышей ЦА будут женщины из Москвы в возрасте от 20 до 35, недавно ставшие мамами.
Обязанности таргетолога
Основной задачей специалиста по таргетингу является настройка рекламы, которая увеличит охваты, принесёт новых подписчиков и увеличит продажи. Для этого таргетолог проделывает несколько этапов работы:
Анализирует бизнес рекламодателя, выделяет слабые и сильные стороны. Дорабатывает недочёты (если они есть) в оформлении, функционале страницы в соцсети.
Исследует целевую аудиторию, потребности и запросы людей. По личным данным, указанным пользователями при регистрации, таргетолог выявляет сегменты ЦА, которым может быть интересен рекламируемый продукт. Для этого часто используются сервисы парсинга — автоматического сбора информации, например, Pepper.Ninja, TargetHunter.
Проводит анализ конкурентов, их подписчиков, страниц и сообществ в социальных сетях.
Разрабатывает несколько вариантов рекламы для тестирования с учётом категорий целевой аудитории, используя, например, mindmap (Тултип: с англ. майнд-карта — интеллект-карта, графическая схема, помогающая упорядочить собранные данные и идеи).
Выбирает формат рекламы, для каждого варианта пишет рекламный текст и подбирает визуализацию (картинку или видеоролик) с учётом tone of voice (тултип: с англ. голос бренда — стиль общения компании с клиентами). На этом этапе таргетолог часто работает вместе в копирайтером и дизайнером.
Тестирует разработанные стратегии, смотрит, какая из них приносит лучшие результаты. Для этого специалист оценивает стоимость, количество кликов и показов рекламных объявлений, показатель CTR (Тултип: click-through rate — отношение количества пользователей, перешедших по ссылке, к общему числу людей, которые её увидели).
Продумывает систему ретаргетинга: рекламы для «тёплых» клиентов — тех, кто уже проявлял интерес к продукту, переходил на сайт, но не совершил покупку.
Что должен знать и уметь таргетолог
Чтобы грамотно настраивать рекламу в социальных сетях, профессиональный таргетолог должен знать основы SMM (Social media marketing — продвижение в социальных сетях), уметь работать с маркетинговыми сервисами: веб-аналитикой (Яндекс.Метрика, Google Analytics), парсерами (Pepper.Ninja, TargetHunter). Он должен хорошо разбираться в функционале рекламных кабинетов.
Преимуществом будет умение работать в графических редакторах (Photoshop, Figma, Supa) и писать рекламные тексты. Это поможет создавать объявления без помощи дизайнера и копирайтера.
Профессия таргетолога сочетает в себе элементы творчества и навыки аналитики. Поэтому среди личных качеств, необходимых таргетологу, можно выделить:
- аналитический склад ума, умение анализировать данные и выявлять закономерности;
- знание основ психологии для работы с болями, потребностями целевой аудитории;
- стрессоустойчивость: готовность к тому, что результат рекламной кампании не всегда может быть хорошим, умение грамотно донести это заказчику и предложить другие варианты;
- способность к самообучению: важно быть в курсе всех изменений и трендов соцсетей, постоянно прокачивать свои скиллы, смотреть обучающие видео;
- ответственность, понимание, что от результата работы зависит, принесёт ли бюджет новых клиентов и охваты или будет слит впустую.
Плюсы и минусы профессии
Таргетолог — одна из самых востребованных профессий как в штате, так и на фрилансе. Многие стремятся её освоить из-за возможности работать удалённо в свободном графике, это большой плюс.
Ещё одно преимущество — возможность постоянно развиваться, узнавать новое, так как создание и настройка рекламы предполагает погружение в разные ниши бизнеса. Также опытный специалист может рассчитывать на высокую зарплату.
Навыкам таргетинга можно довольно быстро обучиться, для этого не требуются долгие годы, в основном достаточно несколько месяцев. Это можно отнести и к плюсам, и к минусам, поскольку многих привлекает такая возможность, а значит конкуренция в этой сфере огромная. Важно учитывать, что новичку без портфолио и успешных кейсов будет сложно найти заказчика.
Также недостатком профессии можно назвать сложность прогнозировать результат своей работы. Зачастую он зависит не только от профессионализма таргетолога, но и от других обстоятельств: функционала сайта заказчика, даже от сезона и погоды (например, в холодную и пасмурную пользователи проводят больше времени в интернете, соответственно, просматривают рекламные объявления, в солнечную — уезжают за город или гуляют, и просмотры падают).
Сколько зарабатывает таргетолог
Зарплата в сфере таргетинга, как и в любой другой, зависит от опыта работы, наличия кейсов, а также от количества проектов, которые специалист может вести одновременно. Важный момент — практически во всех вакансиях требуется наличие подтверждённых кейсов. В основном работодатели предлагают работу в офисе или гибридный график, встречаются и вакансии на удалёнке. В среднем размер заработной платы в месяц составляет около 75 тысяч рублей.
Новичок с минимальным опытом работы и хотя бы одним успешным проектом за плечами может рассчитывать на зарплату примерно 40-50 тысяч рублей в месяц. Зарплата специалиста среднего уровня может составлять 75-90 тысяч рублей. Профессиональный таргетолог с портфолио, кейсами, большим опытом работы, который может работать с командой и обучать других, зарабатывает от 100-120 тысяч рублей в месяц.
Сегодня многие таргетологи уделяют внимание развитию личного бренда. Это хороший способ выделиться из большого количества соискателей. Искать вакансии по таргетингу можно на стандартных сервисах по поиску работы, таких как hh.ru, а также в Telegram-каналах по маркетингу и социальных сетях.
Где учиться
Чтобы получить профессию таргетолога, не требуются долгие годы обучения. Основы таргетинга можно освоить как в рамках курсов, так и самостоятельно, просматривая видеоуроки, изучая статьи и кейсы опытных специалистов. Но важно понимать, что узнать профессию с нуля без помощи преподавателя будет сложнее и дольше, чем на специализированном обучении. Преподаватель поможет быстро разобраться в технических нюансах профессии и выделить нужное из огромного объёма информации.
Также большинство онлайн-курсов предлагают возможность практики, во время обучения можно уже сделать первые кейсы и добавить их в портфолио.
Получить профессию таргетолога вы можете на специальном курсе в Synergy Academy. Студенты учатся определять целевую аудиторию продукта и сегментировать её, работать с веб-аналитикой, создавать интеллект-карты на основе портретов пользователей, работать с рекламным кабинетом во ВКонтакте и с myTarget. Каждый студент получает поддержку аккаунт-менеджера, который следит за тем, чтобы обучение проходило комфортно и эффективно.
Дипломированные специалисты в области HR после завершения курса помогают слушателям в трудоустройстве и адаптации на новом месте работы. Обучение проходит в формате онлайн, есть возможность оплаты после окончания курса. По завершению обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке и сертификат.
Материалы, которые вас могут заинтересовать:
Что такое профориентация: как найти своё дело самостоятельно или с помощью специалиста
Куда пойти учиться: мини-путеводитель по специальностям, на которые учат в университете
Как бороться с прокрастинацией: 15 способов от преподавателя и студентов