Найти тему

Джон Леннон, Мэй Пэнг и Йоко Оно: Люди узнают

Джон Леннон и Мэй Пэнг. Фотография: Ron Galella/WireImage
Джон Леннон и Мэй Пэнг. Фотография: Ron Galella/WireImage

В новом документальном фильме женщина, которая прошла путь от ассистентки до любовницы экс-битла, рассказывает о своем участии в этой странной истории

Джим Фарбер, The Guardian

В середине 1970-х годов Джон Леннон пережил то, что он как известно назвал «потерянными выходными», повторяя название классического фильма 1945 года о вышедшем из-под контроля алкоголике. Учитывая такое описание, люди, естественно, рассматривали эти «выходные» — которые на самом деле длились 18 месяцев и совпали с расставанием Леннона с Йоко Оно — как период больших излишеств и глубокого сожаления. Однако, по словам Мэй Пэнг, которая в то время была 22-летней любовницей Леннона, это было совсем не так. «Он проводил время со своими друзьями и очень веселился», — сказала она. — «А поскольку я была на 10 лет моложе, мы делали все то, что делают молодые пары».

Пэнг настаивает, что экс-битл использовал термин «потерянные выходные» для обозначения того времени только потому, что ему надоело, что пресса постоянно спрашивала его о двух громких инцидентах 1974 года, когда его выгнали из лос-анджелесского клуба за пьянство и словесные оскорбления. «Он с сарказмом говорил им: "Эй, это были пьяные выходные, ясно?"» — говорит Мэй. — «Люди не понимают, что эта фраза была не о наших отношениях».

Несмотря на это, термин стал настолько резонансным, что новый документальный фильм, посвященный этому периоду — «Потерянные выходные: История любви» — посвящает ему половину своего названия. Многозначность заголовка отражает противоречивые повествования, которые долгое время омрачали эту эпоху в жизни экс-битла. В разное время Леннон, Оно и Пэнг излагали свои версии этой истории в прессе. Тридцать лет назад Пэнг написала книгу «Любить Джона», в которой подробно изложила свою версию, утверждая, что ее отношения с Ленноном были не просто мимолетной интрижкой или случайностью, как это характеризуют некоторые, а глубокой и прочной любовью. Несмотря на это, она считает, что многие люди до сих пор не знают о степени ее участия. Всякий раз, когда я рассказывала об этом людям, они говорили: «Вам нужно написать книгу», — рассказывает Пэнг. — «Я говорила им: "Я написала!!!"»

Еще один фактор, который заставил ее дать разрешение на новый документальный фильм, — это культурный момент, в котором мы сейчас находимся. Некоторые моменты истории Пэнг прекрасно сочетаются с сегодняшним вниманием к последствиям сексуальных домогательств на рабочем месте. Ее конкретный опыт может показаться худшим кошмаром отдела кадров. Издание The Guardian связалось с представителем Оно, чтобы узнать ее реакцию на версию событий, изложенную Пэнг. Через этого представителя она отказалась от комментариев.

Большинство преданных поклонников музыки давно знают эту версию истории: еще в начале 70-х годов, когда Пэнг работал ассистентом у культовой рок-пары, Оно дала понять, что хочет, чтобы ее подчиненная не только выполняла свою работу, но и стала любовницей Леннона. «Она спрашивала меня об этом, но в то же время утверждала: «Ты станешь!»», — говорит Пэнг.

Из-за ее молодости и положения многие считали Пэнг главной мишенью для манипуляций Оно. Но разговор с Мэй по Zoom из ее дома в Квинсе и понимание ее биографии всё усложняют. Пэнг родилась и выросла в испанском Гарлеме, у нее акцент, остроумие и уверенность классического жителя Нью-Йорка. «Мужчины, с которыми я встречалась, говорили мне, что я сильнее большинства женщин», — рассказывает она со смехом. — «У меня было своё мнение».

Это было ясно с самого детства. Родители Пэнг, у которых был несчастливый брак по расчету, были китайскими иммигрантами, которые, прежде чем попасть в Америку, пережили японское вторжение в свою страну, унесшее миллионы жизней. Ее отец, традиционный китаец той эпохи, не проявлял интереса к дочери, но ее мать стала для неё убедительным примером для подражания. «Она была настоящим воином», — говорит Пэнг. — «Мой отец больше боялся ее, чем наоборот. Я стала равняться на нее».

Дерзкий характер Пэнг сделал ее прирожденной поклонницей рок-н-ролла. «Музыка была моим спасителем», — говорит она.

В 1970 году, используя своё нахальство, она блефуя устроилась на работу в офис Аллена Кляйна, под чьим управлением были Apple Records и все The Beatles, кроме Пола. Когда она впервые увидела Леннона и Оно в офисе, она была немного ошеломлена. «Они выглядели так, будто не мылись несколько месяцев», — говорит она.

Пэнг считает, что Оно выбрал ее в качестве личного помощника их пары, потому что она была эффективной. «Я могла делать все, что они просили», — сказала она.

В основном, по словам Пэнг, именно Оно отдавало приказы, а их было очень много. Когда Оно создавала свой авангардный фильм «Муха» (Fly), который полностью состоит из съемки заглавного насекомого, ползающего по телу обнаженной женщины, Пэнг пришлось искать и ловить жужжащих созданий в глубине ледяной нью-йоркской зимы. Для другого фильма Оно Пэнг пришлось просить как обычных людей, так и знаменитостей показать свои ноги перед камерой ради мира. Несмотря на свою любовь к музыке The Beatles, Мэй говорит, что в то время у нее не было фантазий о Ленноне. По ее словам, ее любимым битлом был Ринго. Изначально это было плюсом для Оно. «Все, кто, по ее мнению, претендовал на Джона, уходили», — говорит она.

Однако, работая в их домашнем офисе в здании Дакота, Пэнг сразу почувствовала холодок между своими боссами. «Они были как два магнита, которые притягивались друг к другу», — рассказывает она. — «Вы просто не захотите оказаться между ними».

Это стало невозможным, начиная с одного дня в 1973 году, когда Оно пришла к Пэнг и сказала ей, что они с Ленноном не ладят и что, по ее мнению, он собирается начать встречаться с другими женщинами. «Я подумала: "О Боже, теперь будет больше причастных?"» — вспоминает Пэнг.

-2

Она никогда не представляла себе, что будет этой другой женщиной, пока, по ее словам, Оно не спросила ее: «"У тебя ведь нет парня?". Я ответила: "Да, но, пожалуйста, обратись с этим к кому-нибудь другому". Тогда она сказала: "Ты хорошая и не хочешь, чтобы он встречался с кем-то, кто не будет к нему хорошо относиться, верно?". Я сказал: "Конечно, нет". Тогда она сказала: "Ты идеальна". Я сказал "нет", а она продолжала говорить "да". Потом она вышла за дверь. Позже Джон рассказал мне, что после этого она подошла к нему и сказала: "Я все для тебя уладила"».

Пэнг утверждает, что Леннон изначально был не согласен. «Он не прыгал от радости», — говорит она. — «Он не хотел, и я не хотела».

Однако через некоторое время, по ее словам, Леннон потеплел к ней и сделал первый шаг. «Если бы он этого не сделал, я бы с ним не встречалась», — говорит Пэнг.

Секс между ними скрепил сделку. Вскоре после этого отношения накалились до такой степени, что, когда Леннон переехал в Лос-Анджелес на длительный срок, Пэнг стала его постоянной любовницей. Оно одобрила этот переезд, утверждает Пэнг, потому что хотела завести собственный роман с другим музыкантом. «В то время мы этого не знали», — говорит Пэнг. — «Но единственной возможностью для этого было отсутствие Джона».

По ее словам, время, проведенное в качестве новой пары в Лос-Анджелесе, воскресило светлую сторону Леннона, как в личном, так и в творческом плане. Он записал альбом «Rock'n'Roll», в который вошли кавер-версии рок-песен, оказавших на него влияние, что принесло ему ностальгическую радость и избавило от необходимости писать новый материал. Свободный от поводка битломании и напряженных отношений с Оно, Пэнг говорит, что Леннон «мог заниматься нормальными вещами. Я брала его с собой в автобусные поездки. Я водила его в парки».

Она также помогла ему восстановить связь с его жизнью до появления в ней Оно. По словам Пэнг, каждый раз, когда в Дакоту звонил маленький сын Леннона Джулиан, от которого Леннон отдалился, Оно давала ей указание сказать, что его отец недоступен. Она также просила ее не говорить Леннону об этих звонках. Теперь, когда Леннон был один с ней в Лос-Анджелесе, Пэнг поощряла бывшего битла воссоединиться со своим сыном. «Он так долго не видел своего отца», — говорит она. — «Ему так многого не хватало».

Она считает, что чувство вины Леннона за разрыв отношений поначалу заставляло его чувствовать себя неловко с Джулианом. «Мне приходилось уговаривать его», — сказала Пэнг. — «И это сработало. Он действительно наслаждался обществом Джулиана».

По словам Пэнг, она также помогла Леннону воссоединиться с матерью Джулиана, его первой женой Синтией. В документальном фильме Джулиан предстает как свидетель и самый большой союзник Пэнг. Не все было так радужно в этот период. Леннон пил до бесчувствия, хотя, по словам Пэнг, он не принимал тяжелых наркотиков, как об этом часто сообщалось. Кроме того, по словам Пэнг, со временем Оно стала ревновать и начала «звонить по миллиону раз в день». «Это было по пустяковым поводам. Она говорила: "Я просто хотела, чтобы ты знал, что я прогулялась по кварталу"».

Джон Леннон, Мэй Пэнг, первая жена музыканта Синтия Леннон и их сын Джулиан.
Джон Леннон, Мэй Пэнг, первая жена музыканта Синтия Леннон и их сын Джулиан.

Более того, по ее словам, Леннон встал бы на сторону Пэнг вопреки мнению Оно. «Она не привыкла к такому», — говорит она.

В конце концов, Леннон узнал о предполагаемом романе Оно и, по словам Пэнг, вместо того, чтобы ревновать, он сказал: «О, хорошо!»

В 1975 году Леннон и Пэнг вернулись в Нью-Йорк, но жили в своей собственной квартире вдали от Дакоты. Хотя бывший битл в конце концов вернулся к жизни с Оно по сложным причинам, описанным в документальном фильме, Панг утверждает, что для нее это было полной неожиданностью. «Мы собирались купить дом!» — говорит она. Она также сказала, что продолжала видеться с ним и быть с ним в близких отношениях до самой его смерти. — «Как человек, который не должен быть в его жизни, я была в его жизни».

-4

В связи с этим Пэнг считает, что характеристика Леннона своих последних лет с Оно как о времени домашнего блаженства была выдумкой, которую он использовал для продвижения альбома «Double Fantasy», посвященного воссоединению с ней. — «Он понимал, что нужно сделать, чтобы это сработало в прессе», — говорит она.

Пэнг сказала, что в последний раз она разговаривала с Оно после того, как Леннон вернулся к ней. «Я сказала: "Поздравляю. Ты вернула Джона. Теперь вы должны быть очень счастливы". Ее ответ был очень интересным для меня. Она сказала: "Счастлива? Я не знаю, буду ли я когда-нибудь счастлива". По-моему, это не было похоже на то, что кто-то тепло приглашает этого человека вернуться в свою жизнь».

Когда Пэнг говорит об Оно, как в нашем интервью, так и в документальном фильме, она рисует последовательную картину ее манипуляций и контроля, но она осторожна и никогда не описывает ее напрямую. «Я не вижу причин для этого», — говорит она. — «Она довольно неплохо справляется, учитывая, как она себя преподносит».

Тем не менее, образ Оно, который она предлагает, совпадает с образом, в который многие фанаты Битлов верили десятилетия назад. Пэнг с готовностью признает, что в ту эпоху и после нее Оно терпела от публики сексизм и расизм, которые подпитывали это жестокое мнение о ней. Однако за прошедшие годы имидж Оно значительно улучшился, и эта эволюция может сделать некоторых людей менее, а не более благосклонными к сегодняшней истории Мэй. Тем не менее, Пэнг, похоже, очень хочет рассказать свою историю об этом периоде своей жизни, будучи гордой 72-летней матерью двоих взрослых детей от своего бывшего мужа, продюсера Тони Висконти. «Люди узнают недостающую часть», — говорит она. — «Они читали об этом у других. Теперь они увидят, как всё было на самом деле».

Фильм «Потерянный уик-энд: История любви» выходит в кинотеатрах США 13 апреля, дата выхода в Великобритании будет объявлена дополнительно.