Казаки Некрасовцы. Исторические законы в примерах

592 прочитали

Изгнание, исход, унижение могут подвигнуть народ на создание Завета. Завет вводит ограничение, но через ограничение народ получает силу к выживанию и свободу. Далеко не одни евреи создавали Заветы.
Натан Эйдельман был не прав, когда писал, что булавинское восстание - ответ на ужесточение политики Петра I по отношению к казакам. Ужесточение - это когда вольных людей на копку каналов отправляют. Но когда начинают вырезать станицами, включая женщин и детей, натравливают мусульман на единоверцев - это уже по другому называется.


После поражения булавинского восстания Игнат Некрасов бежал с несколькими тысячами казаков на Кубань. После Кубани была Тамань, потом Дунай, потом Малая Азия - озеро Майнос . Турецкий султан, принявший казаков-некрасовцев после крымских татар, давал некрасовцам привилегии. При этом некрасовцы не принимали ислам, а оставались верными "Заветам Игната" - можно считать как одно из направлений старообрядчества.

Свод законов был за­писан в «Игнатовой книге», которая хранилась в священ­ном ларце в церкви на Майносе. Где эта книга нахо­дится теперь неизвестно.

«Заветы» сохранили в памяти образ древних об­щественных отношений, за­бытый. Казаками под вла­стью России. Один из рус­ских чиновников (В. П. Ива­нов-Желудков), посетивший Майнос в 1865 г. рассказы­вая о необычайной честно­сти, царившей в поселении некрасовцев: «Все единогласно уверяли .меня, что валяйся у Некрасовца мешок червонцев под ногами, он даже од­ного не возьмет, на том основании, что на своей земле ничего брать нельзя». Так же интересно его свидетель­ство о том, что атаманы и во время службы, несут ответственность за проступки наравне с другими членами общины: «Что атамана можно высечь и секут, это не подлежит сомнению и вовсе не выходит из ряда обыден­ных событий майносской жизни. Точно также кладут ничком и точно также за­ставляют поклониться в зем­лю и поблагодарить словами: «Спаси Христос, что поучи­ли!»; затем ему вручается бу­лава, символ его власти, которую на время наказания отбирает какой нибудь старик. Вручив булаву, все валятся атаману в ноги, вопя: «Прости Хряста ради, господин атаман!» - Бог простит! Бог простит! - отвечает, почесы­ваясь, избранник народный, и все входит в прежний порядок».

Проживая на Майносе, некарсовцы хранили казачий общественный строй и идеалы на­ционально-политических сво­бод, за которые боролись в рядах Булавина. Двуперстие, старая вера только вдохнов­ляли в боях, а не служили основной целью движения. И тогда и на Майносе религия оставалась лишь частью национальной идеологии. Поэтому майносцы или ку­банцы до последних дней пребывания за рубежом мо­гут считаться политической в основе, а не религиозной эмиграцией.

22 сентября 1962 года из Турции в Россию вернулись 215 живших там семей некрасовцев общим числом 985 человек. Эти люди говорили на русском языке, не изменили веры. Больше 200 лет совсем небольшой осколок этноса выживал в чужеродной среде.

Изгнание, исход, унижение могут подвигнуть народ на создание Завета. Завет вводит ограничение, но через ограничение народ получает силу к выживанию и свободу. Далеко не одни евреи создавали Заветы.

Заветы Игната:

1. Царизму не покоряться. При царях в Россию не возвращаться.
2. С турками не соединяться, с иноверными не сообщатся. Общение с турками только по нужде (торговля, война, налоги). Ссоры с турками запрещены.
3. Высшая власть – казачий круг. Участие с 18 лет.
4. Решения круга исполняет атаман. Ему строго подчиняются.
5. Атаман избирается на год. Если провинился – смещается раньше срока.
6. Решения круга для всех обязательны. За исполнением следят все.
7. Весь заработок сдают в войсковую казну. Из неё каждый получает 2/3 заработанных денег. 1/3 идёт в кош.
8. Кош делится на три части: 1-я часть – войско, вооружение. 2-я часть – школа церковь. 3-я – помощь вдовам, сиротам, старикам и др. нуждающимся.
9. Брак может быть заключён только между членами общины. За брак с иноверцами – смерть.
10. Муж жену не обижает. Она с разрешения круга может покинуть его, а мужа круг наказывает.
11. Наживать добро обязан только трудом. Настоящий казак свой труд любит.
12. За разбой, грабёж, убийство – по решению круга – смерть.
13. За разбой , грабёж, убийство на войне – по решению круга – смерть.
14. Шинков, кабаков – в станице не держать.
15. Казакам в солдаты дороги нет.
16. Держать, сохранять слово. Казаки и дети должны гутарить по старому.
17. Казак казака не нанимает. Денег из рук брата не получает.
18. В пост песен мирских не петь. Можно лишь старинные.
19. Без разрешения круга, атамана казак из станицы отлучится не может.
20. Сиротам и престарелым помогает только войско, дабы не унижать и не унижаться.
21. Личную помощь хранить в тайне.
22. В станице не должно быть нищих.
23. Все казаки держаться истинно – православной старой веры.
24. За убийство казаком казака убийцу живым закапывают в землю.
25. Торговлей в станице не заниматься.
26. Кто торгует на стороне – 1/20 прибыли в кош.
27. Молодые почитают старших.
28. Казак должен ходить на круг после 18 лет. Если не ходит – берут штраф два раза, на третий – секут. Штраф устанавливает атаман и старшина.
29. Атамана избирать после Красной горки на год. Есаулом избирать после 30 лет. Полковником или походным атаманом после 40 лет. Войсковым атаманом – только после 50 лет.
30. За измену мужа ему бьют 100 плетей
31. За измену жены – закапывать её по шею в землю.
32. За кражу бьют до смерти.
33. За кражу войскового добра – секут и горячий котёл на голову
34. Если спутался с турками – смерть.
35. Если сын или дочь подняли руку на родителей – смерть. За обиду старшему – плети. Младший брат на старшего руки не подъемлет, круг плетьми накажет.
36. За измену войску, богохульство – смерть.
37. На войне в русских не стрелять. Против крови не ходить.
38. Стоять за малых людей.
39. С Дона выдачи нет.
40. Кто не исполняет заветов Игната, тот погибнет.
41. Если в войске не все в шапках, то идти в поход нельзя.
42. За нарушением атаманом заветов Игната – наказать и отстранить от атаманства. Если после наказания атаман не благодарит Круг «за науку» – высечь его повторно и объявить бунтовщиком.
43. Атаманство может длится лишь три срока – власть портит человека.
44. Не держать тюрем.
45. Не выставлять в поход заместителя, а тех, кто это делает за деньги, – казнить смертью как труса и предателя.
46. Виновность за любое преступление устанавливает Круг.
47. Священника, не исполняющего волю Круга, – изгнать, а то и убить как бунтовщика или еретика.

…Некрасов записал в особую книгу свод законов жизни казачьей общины. Эта книга и называлась «Заветы Игната». Сама книга пропала. Но, говорят этнографами собрано свыше 170 статей из неё по устным преданиям некрасовцев.