Спустя три года после 44-дневной Арцахской войны азербайджанцы, присвоившие более 120 ковров из Шушинского музея ковров, организовали в Вашингтоне выставку так называемых азербайджанских ковров. В галерее офиса Американо-азербайджанской торгово-промышленной палаты 27 марта прошла первая такая выставка.
Местные СМИ сообщили, что на выставке показали 76 экспонатов, принадлежащих школам ковроткачества Арцаха, Гандзака, Хагхала, Губы, Ширвана и Тебриза.
Armenia Today по опубликованным с выставки снимкам попыталась определить происхождение этих ковров и обратилась к экспертам. Армянские специалисты отметили, что большинство представленных на выставке ковров — это неудачные копии армянских и кавказских ковров. И об этом свидетельствует ряд доказательств.
Во-первых, относить «азербайджанские ковры» к «многовековому» искусству спорно, поскольку понятие «азербайджанский ковер» возникло только в советское время, то есть история ковроткачества в Азербайджане насчитывает максимум 80 лет, пояснил создатель и директор Музея ковров в Шуши Вардан Асцатрян. «До 1940-х годов понятие «азербайджанский ковер» вообще не встречалось ни в одном печатном или рукописном материале. Это говорит о том, что ничего подобного нет. А Азербайджан — новое государство. Поскольку у каждого народа есть свои атрибуты — земля, язык и культура, то им нужны культурные основы, чтобы называться народом. А если у тебя нет культуры, как ты можешь называться народом?», — объяснил эксперт.
Во-вторых, анализ фотографий показывает, что так называемые азербайджанские ковры, представленные в Вашингтоне, противоречат всем правилам, по которым изготавливаются ковры. Это ковры с нитями, окрашенными химическими веществами, тканые на фабрике, а не ручные, и неудобно называть эти образцы коврами, подчеркнул эксперт. «Они даже не сохранили эти традиционные вещи. Эти цвета даже не подходят, так как в декоративной тематике ковров, кроме орнаментов, очень важен и цвет. Потому что они показывают естественные эпизоды, мифологию и т. д. Цвета должны соответствовать всему этому. Но поскольку они всего этого не понимают, делают то, что хотят. Что-то похожее на то, что они показали, ткут в Пакистане, Турции и кое-где в Иране, и их можно найти на рынке очень дешево», — говорит Асцатрян.
Этнограф, ковровед Ашхундж Погося затруднился найти исторические корни коврового искусства Азербайджана. По его словам, Азербайджан периодически предпринимает попытки приватизации армянской культуры. Погосян отметил, что лучшим способом борьбы с этим явлением в Армении является создание музеев ковров, исследовательских центров ковроткачества. «Профессионалы нужны… и, конечно, мы вполне сможем их [попытки приватизации армянской культуры] уничтожить, свести к нулю», — сказал Погосян.
А что такое армянский ковер и как его воспринимали в мире, почему для копирования даже выбирали именно армянский, причина ясна, отметил эксперт. «Тот высокопоставленный арабский придворный, у которого в доме был армянский ковер, так с ним невозможно было разговаривать. Он чувствовал себя хозяином мира», — пояснил Погосян.
170 ковров, привезенных в Армению из Шуши, сейчас выставлены в ванадзорском Лори-Памбакском краеведческом музее. Постоянного места для ковров министерство образования, науки, культуры и спорта пока не определило, но они останутся в Ванадзоре до ноября. До этого ковры хранились в Национальном музее-институте архитектуры имени Александра Таманяна, где выставлялся 71 ковер, а 99 хранились на месте. Куда увезут ковры после окончания выставки — неясно. «В первую очередь нужно национализировать ковры. Между прочим, я бы не сказал, что речь идет о фантастических суммах, но коллекция имеет фантастическое научно-культурное значение» — отметил этнограф.
В Армении сегодня по технологии 300-летних ковров изготавливают современные ковры, применяются исключительно те критерии, по которым армяне веками создавали ковры.
Араксия Снхчян
Сотрите полную версию на нашей странице YouTube
Читай больше новостей на нашем сайте