Оснащённый антиблокировочной системой автомобиль даже при аварийном замедлении на скользком или неоднородном покрытии сохраняет устойчивость и управляемость. Кроме того, в большинстве ситуаций ещё и тормозной путь оказывается короче. Причём происходит всё это автоматически, водителю нужно лишь давить на педаль с необходимым усилием. В общем, АБС — это система, серьёзно упрощающая процесс управления автомобилем. Рассказываем, как она работает и как устроена, а также разбираем основные мифы об АБС.
Законы и штрафы, обслуживание и эксплуатация — подписывайтесь на канал и не пропускайте полезные для автомобилистов посты!
Как работает
В прошлом, когда машины были намного проще по конструкции, но сложнее в управлении, для эффективного замедления опытные водители применяли прерывистое или импульсное торможение. Почувствовав блокировку колёс, они слегка отпускали педаль, а потом снова нажимали сильнее. И так многократно. Чем точнее у человека получалось удерживать шины на грани срыва в скольжение, тем надёжнее автомобиль замедлялся. АБС в машине действует схожим образом.
Принцип работы антиблокировочной системы таков, что электроника постоянно следит за скоростью вращения колёс и регулирует давление в тормозной системе, не допуская их чрезмерной блокировки. Причём цикл увеличения и снижения давления повторяется десятки раз в секунду — современная АБС стремится выжать максимум из сцепления каждой покрышки с дорогой в конкретный момент времени, выдерживая так называемый коэффициент продольного скольжения на уровне 15–20 процентов.
Как устроена
АБС — это неотъемлемая часть современной тормозной системы, в которой за предотвращение блокировки отвечает сложный комплекс узлов и деталей.
- Датчики скорости вращения колёс, фиксирующие переход от качения колеса к скольжению и наоборот. Они же порой используются для косвенной оценки давления в покрышках.
- Датчики давления в гидравлической системе, следящие за режимом торможения на каждом колесе, скоростью перемещения педали водителем и усилием нажатия на неё.
- Электронный блок управления (ЭБУ), который получает информацию с датчиков, обрабатывает её по заданным алгоритмам и отправляет команды исполнительным механизмам.
- Модулятор с быстродействующими клапанами, который по сигналу ЭБУ регулирует давление в гидравлических контурах, и тем самым управляет тормозным усилием на колёсах.
- Гидроаккумулятор, сглаживающий пульсации давления в системе и повышающий скорость отклика АБС.
- Насос, поддерживающий давление в системе при срабатывании АБС на затяжном торможении. Он же необходим современным вариантам ABS с функцией Brake Assist (BAS). В аварийных ситуациях она увеличивает давление в тормозной системе, тем самым сокращая тормозной путь автомобиля.
Мифы
Поскольку устройство АБС довольно сложное, как и алгоритмы её работы, то среди водителей хватает и противников системы, и тех, кто слишком полагается на неё. Вот некоторые из их аргументов.
- Антиблокировочная система увеличивает тормозной путь. Такое действительно случалось на заре появления ABS, когда она работала по так называемому одноканальному принципу. То есть электроника регулировала давление во всех магистралях разом, как водители из прошлого, использовавшие прерывистое торможение. Но теперь на автомобили ставят четырёхканальные АБС с индивидуальным управлением замедлением каждого колеса и распределением усилий (функция EBD). Переиграть столь умного ассистента редко получается даже у профессиональных гонщиков.
- ABS бесполезна вне асфальта. Это тоже миф из прошлого, когда электроника не умела распознавать грунтовое или другое рыхлое покрытие. Теперь же при экстренном торможении на песке или в глубоком снегу АБС переходит на особый алгоритм, допускающий более интенсивную блокировку, чтобы шины «нагребали» перед собой грунт или снег, слегка закапываясь, но эффективнее замедляя автомобиль.
- АБС — это сложно. Она может сломаться, тогда останешься без тормозов. Во-первых, за много лет конструкция антиблокировочной системы отшлифована до мелочей, вероятность поломки минимальна — не более 0,2%. Во-вторых, ABS устроена так, что при её отказе тормоза продолжают работать — только уже без помощи электроники и, соответственно, допуская блокировку.
- ABS сделает всё сама. Да, антиблокировочная система помогает водителю, но не заменяет его. Решение всегда остаётся за человеком и именно он должен верно поставить электронике задачу. Распространённая проблема — новичок хочет экстренно остановиться, но пугается лёгкой вибрации и толчков на педали, которые возникают при работе АБС, и ослабляет нажатие. Так делать нельзя — для максимально эффективного замедления нужно давить на тормоз со всей силы. Отчасти эту ошибку может исправить дополнительная функция Brake Assist (BAS), которая распознаёт резкий, но слабый удар по педали, и сама «дожимает» её.