10 ноября 1996-го года. Тихое Котляковское кладбище выглядит как поле боя. Сильнейшая взрывная волна на десятки метров раскидала раненых.
«Это беспрецедентный случай, чтобы произошел такой наглый террористический акт», – историк.
Трагедия случилась в День милиции. 14 человек не стало на месте, 30 получили тяжелые ранения. Эпицентром взрыва была могила председателя российского фонда инвалидов войны в Афганистане – Михаила Лиходея.
После захвата Афганцами многоквартирных домов в 93-м году Ельцин подписал Указ №22.54 «О мерах поддержки деятельности общероссийских объединений инвалидов». Из-за этого в стране начался хаос.
Это вторая часть истории о жизни «Афганцев» в 90-е. Советуем начать с первой, чтобы быть в курсе всех подробностей этого запутанного дела: *ссылка на первую часть*
Покушение на Михаила Лиходея
«Это было лукавство. За всем этим процессом стояли чиновники и бандиты», – сказал Франц Клинцевич, первый зам. председателя Комитета СФ РФ по обороне и безопасности.
Через общество инвалидов пошли огромные потоки импортного питьевого спирта, значительная часть экспорта нефти, поставки в Россию ширпотреба и сигарет. Но государство не получало с этих сумасшедших оборотов ни копейки, поэтому неудивительно, что вокруг деятельности этих организаций стали происходить странные события.
10-го декабря 94-го не стало Михаила Лиходея – председателя Российского Фонда инвалидов войны в Афганистане.
«Лиходей позиционировал себя как честного и порядочного человека», – сотрудник милиции.
Покушение на Михаила Лиходея продумал явно очень профессиональный, связанный со спецслужбами профи. Лидер «Афганцев» зашел в лифт собственного дома, нажал на кнопку. Взрывное устройство было вмонтировано в кабину.
«Бомба работала дистанционно, нужно было подать команду в подходящий момент. За ним следили, наблюдательный пункт находился на техническом этаже соседнего дома», – сотрудник милиции.
Шансов выжить у Михаила не было никаких.
Жуткий теракт, который напугал правительство
Взрыв на Котляковском кладбище страшно напугал российские власти. Москва, День милиции. И вдруг 14 пострадавших.
«Вызов брошен – вызов принят. Мы сделаем все, чтобы подонки были найдены и наказаны», – со слов Анатолия Куликова, министра МВД РФ.
Министр МВД организовал специальный штаб, и специалисты в первые же дни после теракта заявили: у сапера афганский почерк. Подобные мины-ловушки наши войска впервые стали применять именно в Афганистане. Получалось, что бомбу «Афганцам» подложил кто-то из своих. И это было действительно так. Позже выяснится, что преступник тоже был воином-интернационалистом.
Трагедия произошла на поминках председателя Российского Фонда инвалидов войны в Афганистане Михаила Лиходея. Их решили провести прямо на его могиле. На Котляковское кладбище приехало множество уважающих его «Афганцев», вдова и дети Лиходея, нынешнее руководство фонда.
На могиле Лиходея поставили стол с водкой и нехитрой закуской. Странный русский обычай – выпивать стоя на могиле человека.
«Никто не мог предположить, что преступники пойдут на такой ужасный шаг», – подполковник полиции в отставке.
«Девушка брала интервью для программы “Аты-Баты” у Трахирова», – Владимир Костюченко.
Марина Горелова была корреспондентом, а Юрий Шмаков – военным консультантом частной телекомпании «Отечество». Оба ни раз бывали в горячих точках.
«Выпили по рюмке водки и сделали 5-7 шагов. После этого прозвучал взрыв», – Сергей Панкин.
Бомба была прямо под столом, на котором была закуска. Именно рядом с ним стояли главные мишени преступника. Могила Михаила Лиходея стала огромной воронкой. Так его не стало повторно.
Офицер, который вернулся в «Афган» на протезах
С войны в Афганистане он вернулся в звании подполковника. Был награжден орденом Красной звезды. Во главе фонда «Афганцев» Лиходей встал в 93-м. А до него его возглавлял Валерий Радчиков. Михаил и Валерий до начала 90-х были друзьями, часто собирались выпить и вспомнить боевое прошлое. Их судьбы были похожи.
«Радчиков был настоящим офицером, очень мужественным. Он, получив ранение, единственный вернулся служить на протезах», – историк.
Радчиков родился в Сибири в простой семье. В детстве мечтал стать разведчиком, закончил Военное Рязанское училище. Потом служил в ВДВ. Служба в Афганистане ему казалась блестящей возможностью сделать карьеру. Радчиков мечтал стать генералом.
Вернувшись в мирную жизнь, несмотря на протезы, сдаваться Валерий не собирался. Он мечтал получить звание Героя Советского Союза. Не получилось. Но быть героем очень хотелось.
«Все ветераны – сволочи и герои одновременно. Нам никогда не понять человека, у которого нет двух ног. Я приходил к нему домой, он еле передвигался по квартире. Был ли он мужественным и смелым? Наверняка был», – Александр Трещев, адвокат.
А другие говорят, что Радчиков был психом. Он не терпел, когда кто-то выражал ему даже малейшие сомнения в его гениальных планах, всюду видел врагов, орал, мог броситься в драку.
«Хорошего офицера окутали чиновники и криминал», – политолог.
«Как только “Афганцы” получили льготы, к ним тут же начали привязываться бандиты. Без этого в нашей стране, к сожалению, пока ничего сделать невозможно», – Сергей Гончаров.
Сразу после взрыва на кладбище провели интервью. Все говорили, что в теракте виноваты начальники «Афганцев».
«Они не боролись с бандитами, а стали с ними сотрудничать», – Сергей Гончаров.
Бандиты захватили страну
Президент России в середине 90-х назвал нашу страну «Сверхдержавой преступности» и заявил, что большинство всех коммерческих структур в России связаны с организованной преступностью. МВД выдало цифры: 40% всего частного бизнеса, 60% всех государственных компаний и 85% всех банков имеют связи с ОПГ.
«В беспределе, который творился в 90-е, виноваты все: власть, правоохранительные органы, законодательство и сам народ», – Алексей Иванов, писатель.
Очень редкие бизнесмены давали отпор бандитам, и, как правило, для них это кончалось плохо. Это время просто диких разборок и перестрелок среди белого дня. Весь российский бизнес лег под криминальные структуры из чувства просто животного страха. Но «Афганцы» были не трусливыми банкирами. Это были «мачо», люди, которые прошли войну, умели обращаться с оружием. Почему же они пошли на сотрудничество с представителями криминального мира? Кончилось это все плачевно. Разборки стали только жестче.