Найти тему

"Парящая сталь". Единственный в России купол Шведлера, спроектированный Шведлером (Калининградская обл.)

Оглавление

Сегодня покажу вам инженерное сооружение, аналогов которому на территории РФ нет. Для чего мы отправимся в один из самых сохранившихся городов бывшей Восточной Пруссии, ныне Калининградской области, - Черняховск (бывший Инстербург). Объект наших желаний - циркульное паровозное депо 1871-1973 гг. постройки с куполом Шведлера.

Кто такой Шведлер?

Иоганн Вильгельм Шведлер (1823-1894) - немецкий инженер-строитель, оставивший в наследство потомкам две придуманные им конструкции, купол и ферму.

Ферма Шведлера

Фермы Шведлера, на тетиве и с минимумом диагоналей, активно использовались при строительстве каркасных мостов и крыш. Первый такой мост Шведлер построил через реку Везер в Корви, Германия. Один из дошедших до нас шведлеровских ферменных жд мостов находится в Унтеррайхенбахе, в долине Нагольд (фото ниже).

Источник изображения: en.wikipedia.org
Источник изображения: en.wikipedia.org

Какое-то время Шведлер занимал пост главного инженера Королевских прусских железных дорог. В этот период он так или иначе имел отношение ко всем большим проектам строительства мостов и жд инфраструктуры - сначала в Пруссии, после 1870-го - в Германской империи. А железные дороги в этой стране в 1860-1890 гг. развивались стремительно.

Если я не ошибаюсь, этот довоенный мост под пос. Талпаки в Калининградской области тоже может похвастаться фермами Шведлера (2 фото).

Как видите, наш регион всегда в контексте развития мировой архитектурной и инженерно-строительной мысли ) Теперь буду по всей области собирать фермы Шведлера - может, еще что осталось.

Купол Шведлера

Это купольная крыша с легким и прочным металлическим каркасом. Все элементы конструкции находятся не внутри здания, а с внешней стороны. Купол будто висит в небе, без опор и балок. Поэтому конструкцию и называли "Парящая сталь". В основе ее геометрии - сеть координат глобуса и трапеция.

Источник изображения: studfile.net
Источник изображения: studfile.net

В 1863 г. Шведлер впервые применил свое изобретение при замене купола газгольдера по заказу Имперской континентальной газовой ассоциации. Позже спроектировал крыши еще для 4 газгольдеров, используемых для уличного освещения. До наших дней дожил только один из этих объектов - Fichte-Bunker, построенный в 1874 г. (ниже 2 фото).

Сегодня у меня нет задачи делать обзор по реализациям Шведлера, но весьма плодовитый был инженер, в т.ч. на должности главного инженера Прусских королевских железных дорог. Жаль, сейчас уже мало что можно увидеть, но вот, например, крыша Южного жд вокзала во Франкфурте до сих пор эксплуатируется:

Источник изображения: en.wikipedia.org
Источник изображения: en.wikipedia.org

Циркульное паровозное депо в Инстербурге

Было построено по типовому проекту. Радиус - 52 м.

Источник изображения: VK
Источник изображения: VK

Над поворотным кругом в центре "завис" купол Шведлера с фонарем.

-8

Металлическая конструкция крыши опирается на 16 колонн. Колонны делят круговое пространство на 16 паровозных стойл. Позже (предположу, в межвоенное время) между колоннами были встроены двухэтажные мастерские.

-9

Вместо утраченного остекления - толь поверх досок. Многие ячейки и вовсе не закрыты.

-10
В Германии было построено 6 подобных циркульных депо, 4 из них - на территории бывшей Восточной Пруссии (Инстербург, Диршау, Бромберг, Шнайдемюль), плюс два берлинских.

Но время шло - жд техника развивалась, и уже к концу 19 века паровозы с базой до 11,5 м, на которые было рассчитано депо в Инстербурге, ушли в прошлое, а новые, современные и более габаритные, не помещались в стойлах и на поворотном круге. Депо использовали как мойку и ремонтную базу для паровых кранов. В 1960-х здесь обосновались школа ДОСААФ и автопредприятие.

Открытое веерное депо в Инстербурге. Источник изображения: VK
Открытое веерное депо в Инстербурге. Источник изображения: VK

На фото ниже - вид сверху: слева - циркульное депо с куполом Шведлера 1871-1874 гг., справа - открытое веерное депо 1900-х гг.

-12

Это был первый, беглый обзор циркульного депо в Черняховске. Стоит вернуться и обследовать весь комплекс. Ну, хотя бы там, куда пустят )

-13

А пока вот вам еще немного оригинальных ворот (2 фото):

И антикварного железа (3 фото):

Как вам уникальный инженерный объект? Включаю его в экскурсию по Черняховску )

Читайте также: