Найти тему
Жизнь советского человека

Он спас боевого лётчика от расстрела и не позволил «назначить виновным» командира ПЛ. Военный судья, который не уступил давлению

Оглавление

После окончания школы Федя Титов осуществил свою мечту – поступил в Московский юридический институт. Он планировал стать правоведом, но жизнь внесла свои коррективы. С 1939 года открылась Военно-юридическая академия, которая начала подготовку офицеров для военных трибуналов и прокуратур. Туда перевели часть студентов из других вузов. Среди них оказался и Титов. Он закончил академию за пару месяцев до начала войны и был отправлен на службу в военный трибунал Балтийского флота.

Перед боевым вылетом. Первый слева - Иван Борзов
Перед боевым вылетом. Первый слева - Иван Борзов

Первое дело - спасение лётчика

Впервые Титов стал председательствующим трибунала по делу лётчика лейтенанта Борзова. Молодой, но очень опытный лётчик, успешно бомбил немецкие позиции на Ил-4 (ДБ-3ф). Отличался бесстрашием и отменным мастерством пилотирования. Комполка собирался продвигать сметливого лётчика по командной линии, но случилось непредвиденное.

Однажды Борзову в очередной раз отказали в переводе на истребитель. Над расстроенным сослуживцем стали подтрунивать – «не та подготовка у тихоходов бомбардировщиков, чтобы в истребители идти». Вспыхнувший Борзов тут же забрался в истребитель из авиаремонтных мастерских, взлетел и начал выписывать фигуры высшего пилотажа. Самолёт был неисправен и вскоре рухнул на аэродроме. Каким-то чудом Борзов остался жив. Угробить боевую машину во время войны из пустого бахвальства, когда каждый самолёт был на счету, было серьёзным преступлением.

Комиссар авиабригады, в состав которой входил полк Преображенского (в котором летал Борзов), прямо сказал Титову, что наказание должно быть самым суровым. Фёдор Дмитриевич ознакомился с документами, поговорил с командиром Борзова Преображенским и понял, что лётчик был настоящим профессионалом своего дела и результативно работал в торпедной авиации, кроме того – прошёл советско-финскую войну.

Перед судом и непосредственно Титовым стояла сложная задача. С одной стороны, совершено настоящее преступление военного времени, причём во время самого тяжёлого положения на фронте. С другой стороны, решалась судьба молодого человека и лётчика-профессионала.

Фёдор Дмитриевич Титов / Иван Иванович Борзов - маршал авиации
Фёдор Дмитриевич Титов / Иван Иванович Борзов - маршал авиации

Вину в попытке уклониться от боевой работы Борзов не признал. Но искренне сожалел о своём поступке и просил суд о возможности остаться на фронте. Выяснилось также, что самолёт разбился не потому, что Борзов не справился с управлением, а из-за неисправности прибора, показывающий уровень заправки горючим.

Борзову дали 10 лет лишения свободы с отсрочкой исполнения наказания до конца войны. Также председатель трибунала включил возможность освобождения от наказания в случае, если осуждённый проявит свой героизм в защите Родины и о нём будет ходатайствовать его командир.

Фактически – Титов спас лётчику жизнь. Уже через год Преображенский подал ходатайство и судьи освободили Борзова от наказания. Значительно позднее он станет Героем Советского Союза и маршалом авиации.

Карьера Титова сложилась успешно. К 1958 году он дослужился до генеральской должности и возглавил военный трибунал Северного флота. Один из его процессов стал образцом проявления независимости судьи, на которого активно «давили» из высших эшелонов власти.

Лодка после взрыва
Лодка после взрыва

Упорное «сражение» за подводника

11 января 1962 года в г. Полярном Мурманской области на борту подводной лодки Б-37, стоявшей в надводном положении, взорвались 12 боевых торпед. На лодке, рядом стоящей С-350 и на пирсе торпедно-технической базы погибло 122 человека.

Государственная комиссия и следствие выяснили – детонация произошла из-за пожара в торпедном отсеке. А его причину выяснить не удалось. Акт расследования был подписан до поднятия и обследования лодки. И виновный фактически был «назначен» - командир подводной лодки, капитан 2 ранга Анатолий Степанович Бегеба.

Заседание трибунала в закрытом режиме проходило в Полярном с 18 по 22 июня 1962 года. Вопросы обвинителя носили провокационный характер, с попыткой обвинить капитана и его погибших матросов в трусости. Но факты свидетельствовали об обратном.

Окончательное решение принимал судья Титов. Он видел, с одной стороны, тяжелейшую катастрофу, огромный материальный ущерб, выводы командования флота, решение высшего органа партии. С другой – закон требовал обоснованно определить вину командира.

Бегеба Анатолий Степанович
Бегеба Анатолий Степанович

В результате разбирательства Титова и двух судебных заседателей часть эпизодов обвинения была исключена, другие не достигали таких масштабов, чтобы обвинить капитана в преступной халатности. Судья установил, что причиной катастрофы стали не действия капитана, а то, что ему на борт загрузили торпеды с просроченных сроком проверки, да ещё и потребовали увеличить в них давление. Приговор военного трибунала Северного флота гласил – Бегебу оправдать.

Приговор вызвал настоящую бурю. Прокурор флота тут же отправился в Генпрокуратуру, доложил командующему флотом В. Касатонову. Дальше информация пошла Главнокомандующему, маршалу Малиновскому, министру обороны и Хрущёву.

На следующий день после процесса Титова вызвали к Касатонову, где устроили «выволочку», намекая на то, что он решил учить Президиум ЦК. Дальше прямо заявили, что приговор отменят, а Бегеба сядет. В этот же день позвонил председатель Военной коллегии В. Борисоглебский и попросил изложить мотивы оправдания капитана.

Через несколько дней Титов снова разговаривал по телефону – звонили по поручению главы государства. Видимо на связи был юрист, который попросил зачитать текст приговора. Выслушав, заявил, что в ЦК поступил от Генпрокурора несколько другой документ. Фёдор Дмитриевич отправил в Москву копию приговора.

Коллектив трибунала Северного флота - Титов в центре первого ряда
Коллектив трибунала Северного флота - Титов в центре первого ряда

Военный прокурор флота подал кассационный протест, требуя осудить капитана. Но Военная коллегия Вооружённых сил поддержала приговор, вынесенный Титовым.

Сам он в это время был в отпуске, когда получил телеграмму от своего заместителя: "Оправдательный приговор оставлен в силе. Рад за правосудие. Поздравляю. Маслов".

Бегебу списали с плавсостава, но оставили преподавателем в военно-морском училище в Баку. В установленные сроки было присвоено звание капитана 1 ранга.

Фёдор Дмитриевич Титов в 2002 году в музее подводных сил им. А. Маринеско
Фёдор Дмитриевич Титов в 2002 году в музее подводных сил им. А. Маринеско

23 февраля 1963 года полковнику юстиции Титову присвоили звание генерал-майора. В этом же году он был назначен начальником отдела по инспектированию военных трибуналов Вооружённых сил страны. Его принципиальность и стремление к правде «наверху» оценили.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.