После окончания школы Федя Титов осуществил свою мечту – поступил в Московский юридический институт. Он планировал стать правоведом, но жизнь внесла свои коррективы. С 1939 года открылась Военно-юридическая академия, которая начала подготовку офицеров для военных трибуналов и прокуратур. Туда перевели часть студентов из других вузов. Среди них оказался и Титов. Он закончил академию за пару месяцев до начала войны и был отправлен на службу в военный трибунал Балтийского флота.
Первое дело - спасение лётчика
Впервые Титов стал председательствующим трибунала по делу лётчика лейтенанта Борзова. Молодой, но очень опытный лётчик, успешно бомбил немецкие позиции на Ил-4 (ДБ-3ф). Отличался бесстрашием и отменным мастерством пилотирования. Комполка собирался продвигать сметливого лётчика по командной линии, но случилось непредвиденное.
Однажды Борзову в очередной раз отказали в переводе на истребитель. Над расстроенным сослуживцем стали подтрунивать – «не та подготовка у тихоходов бомбардировщиков, чтобы в истребители идти». Вспыхнувший Борзов тут же забрался в истребитель из авиаремонтных мастерских, взлетел и начал выписывать фигуры высшего пилотажа. Самолёт был неисправен и вскоре рухнул на аэродроме. Каким-то чудом Борзов остался жив. Угробить боевую машину во время войны из пустого бахвальства, когда каждый самолёт был на счету, было серьёзным преступлением.
Комиссар авиабригады, в состав которой входил полк Преображенского (в котором летал Борзов), прямо сказал Титову, что наказание должно быть самым суровым. Фёдор Дмитриевич ознакомился с документами, поговорил с командиром Борзова Преображенским и понял, что лётчик был настоящим профессионалом своего дела и результативно работал в торпедной авиации, кроме того – прошёл советско-финскую войну.
Перед судом и непосредственно Титовым стояла сложная задача. С одной стороны, совершено настоящее преступление военного времени, причём во время самого тяжёлого положения на фронте. С другой стороны, решалась судьба молодого человека и лётчика-профессионала.
Вину в попытке уклониться от боевой работы Борзов не признал. Но искренне сожалел о своём поступке и просил суд о возможности остаться на фронте. Выяснилось также, что самолёт разбился не потому, что Борзов не справился с управлением, а из-за неисправности прибора, показывающий уровень заправки горючим.
Борзову дали 10 лет лишения свободы с отсрочкой исполнения наказания до конца войны. Также председатель трибунала включил возможность освобождения от наказания в случае, если осуждённый проявит свой героизм в защите Родины и о нём будет ходатайствовать его командир.
Фактически – Титов спас лётчику жизнь. Уже через год Преображенский подал ходатайство и судьи освободили Борзова от наказания. Значительно позднее он станет Героем Советского Союза и маршалом авиации.
Карьера Титова сложилась успешно. К 1958 году он дослужился до генеральской должности и возглавил военный трибунал Северного флота. Один из его процессов стал образцом проявления независимости судьи, на которого активно «давили» из высших эшелонов власти.
Упорное «сражение» за подводника
11 января 1962 года в г. Полярном Мурманской области на борту подводной лодки Б-37, стоявшей в надводном положении, взорвались 12 боевых торпед. На лодке, рядом стоящей С-350 и на пирсе торпедно-технической базы погибло 122 человека.
Государственная комиссия и следствие выяснили – детонация произошла из-за пожара в торпедном отсеке. А его причину выяснить не удалось. Акт расследования был подписан до поднятия и обследования лодки. И виновный фактически был «назначен» - командир подводной лодки, капитан 2 ранга Анатолий Степанович Бегеба.
Заседание трибунала в закрытом режиме проходило в Полярном с 18 по 22 июня 1962 года. Вопросы обвинителя носили провокационный характер, с попыткой обвинить капитана и его погибших матросов в трусости. Но факты свидетельствовали об обратном.
Окончательное решение принимал судья Титов. Он видел, с одной стороны, тяжелейшую катастрофу, огромный материальный ущерб, выводы командования флота, решение высшего органа партии. С другой – закон требовал обоснованно определить вину командира.
В результате разбирательства Титова и двух судебных заседателей часть эпизодов обвинения была исключена, другие не достигали таких масштабов, чтобы обвинить капитана в преступной халатности. Судья установил, что причиной катастрофы стали не действия капитана, а то, что ему на борт загрузили торпеды с просроченных сроком проверки, да ещё и потребовали увеличить в них давление. Приговор военного трибунала Северного флота гласил – Бегебу оправдать.
Приговор вызвал настоящую бурю. Прокурор флота тут же отправился в Генпрокуратуру, доложил командующему флотом В. Касатонову. Дальше информация пошла Главнокомандующему, маршалу Малиновскому, министру обороны и Хрущёву.
На следующий день после процесса Титова вызвали к Касатонову, где устроили «выволочку», намекая на то, что он решил учить Президиум ЦК. Дальше прямо заявили, что приговор отменят, а Бегеба сядет. В этот же день позвонил председатель Военной коллегии В. Борисоглебский и попросил изложить мотивы оправдания капитана.
Через несколько дней Титов снова разговаривал по телефону – звонили по поручению главы государства. Видимо на связи был юрист, который попросил зачитать текст приговора. Выслушав, заявил, что в ЦК поступил от Генпрокурора несколько другой документ. Фёдор Дмитриевич отправил в Москву копию приговора.
Военный прокурор флота подал кассационный протест, требуя осудить капитана. Но Военная коллегия Вооружённых сил поддержала приговор, вынесенный Титовым.
Сам он в это время был в отпуске, когда получил телеграмму от своего заместителя: "Оправдательный приговор оставлен в силе. Рад за правосудие. Поздравляю. Маслов".
Бегебу списали с плавсостава, но оставили преподавателем в военно-морском училище в Баку. В установленные сроки было присвоено звание капитана 1 ранга.
23 февраля 1963 года полковнику юстиции Титову присвоили звание генерал-майора. В этом же году он был назначен начальником отдела по инспектированию военных трибуналов Вооружённых сил страны. Его принципиальность и стремление к правде «наверху» оценили.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.