ИГХТУ в моей судьбе. Беседа с профессором А. К. Кривцовым

Кривцов Алексей Константинович Доктор технических наук, профессор, участник Великой Отечественной войны, награжден орденом «Отечественной войны» II степени, Почетной грамотой Президента РФ, почетный

Кривцов Алексей Константинович

Доктор технических наук, профессор, участник Великой Отечественной войны, награжден орденом «Отечественной войны» II степени, Почетной грамотой Президента РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, почетный работник образования Ивановской области, заслуженный профессор Ивановского государственного химико-технологического университета, награжден знаком «За заслуги перед ИГХТУ»

«По-прежнему "в строю"»

Почему Вы выбрали ИХТИ как место получения высшего образования?

Наверное, неправильно сказать, что это был мой выбор – жизнь так сложилась, но я этому рад. Начну немного издалека. В советское время в анкетах, личных листках, других документах был обязательный раздел «социальное происхождение». И это на многое могло повлиять в судьбе человека. У меня один дедушка был ткацкий мастер у фабриканта Бурылина, а другой главный механик у фабриканта Коновалова. То есть по происхождению я из текстильщиков.

А мои родители – Константин Прокофьевич и Елена Алексеевна Кривцовы - одни из первых студентов Иваново-Вознесенского политехнического института. Учились они в самом начале 1920-х годов. Папа учился на агрофаке, впоследствии работал доцентом Ивановского сельскохозяйственного института. Был в спецкомандировке в Венгрии, работал профессором Будапештского университета. А мама до пенсии работала учителем физики в 22 школе г. Иваново.

Константин Прокофьевич и Елена Алексеевна Кривцовы  с сыном Алексеем
Константин Прокофьевич и Елена Алексеевна Кривцовы с сыном Алексеем

Сам я изначально поступил в Ленинградский электротехнический институт связи, проучился в нем один семестр. Почему такой выбор? С детства интересовался физикой, особенно электричеством. Еще в школе мы с друзьями создали школьный радиоузел. Но обстоятельства сложились так, что вернулся из Ленинграда в Иваново. Я перевелся во втором семестре в Ивановский химико-технологический институт на специальность «Технология электрохимических производств».

А. Кривцов, студент 1 курса ИХТИ. 1941 г.
А. Кривцов, студент 1 курса ИХТИ. 1941 г.

Вашу учебу в институте прервала Великая Отечественная война. Тяжело ли было возвращение к учебе после демобилизации, чем запомнился ИХТИ конца войны и послевоенного времени?

Прервала. 13 августа 1941 года повестка из военкомата. Мобилизация в Рабоче-Крестьянскую Красную армию. И в этот же день с ивановского железнодорожного вокзала отправился большой эшелон, наполненный призванными в армию студентами и выпускниками школ, которые достигли призывного возраста. Время было сложное, враг наступал, до Победы было далеко…

В боевых действиях я участвовал в составе 913-го легко-артиллерийского полка 344СД, а позднее служил в 83-ем Краснознаменном пограничном полку на Западном и Калининском фронтах в должности старшего электромеханика. Участвовал в обороне Москвы и последующем за ней наступлении. Наиболее памятными остались бои на Западном фронте в феврале-марте 1942 году в районе города Юхнов Калужской области.

Демобилизован я был до окончания войны – в январе 1944 года - по состоянию здоровья, была установлена третья группа инвалидности. Диагноз «военная травма».

Как только вернулся домой, на следующий же день отправился восстанавливаться в институт. Во время войны обучение в нем было ускоренное. Высшее образование давали за три с половиной года – нужны были кадры. Был дополнительный набор с января. И вот в группу второго курса этого дополнительного набора меня и зачислили после демобилизации. И окончил я институт не летом, а зимой. В группе по понятным причинам учились в основном девушки. Кроме меня был только еще один фронтовик – Сергей Петров, который потерял ногу во время войны.

А.К. Кривцов, солдат РККА. 1941 г.
А.К. Кривцов, солдат РККА. 1941 г.

Институт в годы войны был сравнительно небольшой - всего два факультета. На химико-технологическом факультете были группы технологии неорганических веществ и технологии лаков и красок. На факультете № 2 - выпускающие кафедры № 42, № 43 и кафедра технологии электрохимических производств, на которой я учился. На курсе обучались пять групп по 25 человек.

Материально-техническое снабжение института тоже существенно отличалось от современного. Помню, во дворе стояла газогенераторная полуторатонная машина, которая ездила не на бензине, а на березовых чурках. Была институтская лошадь с телегой для текущих перевозок. Охрана с ружьями все время войны.

В подвале главного здания работала столовая. В ней каждый день готовили блюдо под названием «шукрут» - тушеная капуста с морковью без мяса. По рабочей карточке студента полагалось ежедневно 500 граммов черного хлеба. Для сравнения: пенсионерам и служащим выдавалось 400 граммов хлеба, рабочим 600 граммов, на фронте 700 граммов.

Учились очень серьезно, потому что по окончании института выпускников направляли в цеха военных заводов.

Что повлияло на Ваше решение после окончания вуза остаться в нем работать?

Вопрос, оторванный от того времени, когда я окончил ИХТИ, а это был 1948 год. Но и не только тогда, а до 1990 года было обязательное распределение выпускников. Может потом и попроще с этим было, а когда я завершил учебу – куда пошлют, туда и поедешь. Мой однокурсник Анатолий Никифоров был распределен в Норильск на завод, который строили тогда заключенные. И он честно отработал там три года. Кого-то отправили под Москву, там есть станция «Москворечье», а там был химико-металлургический завод. Никто не знал, что это, а это советская атомная промышленность зарождалась.

А меня ректорат решил оставить в вузе. Решался этот вопрос через министерство. Меня приняли на работу на должность старшего лаборанта кафедры электротехники. Тогда развивалась электроника, а специалистов не было. А я все-таки в этом разбирался, помогал по этой части, еще будучи студентом. Поэтому посчитали, что в ИХТИ буду полезнее, чем в каком-то другом месте.

А.К. Кривцов, ассистент кафедры ТЭП. 1958 г.
А.К. Кривцов, ассистент кафедры ТЭП. 1958 г.

Кто были Ваши учителя?

Если говорить об Учителях по жизни, то я троих бы назвал.

Первый – это мой учитель физики в школе Павел Григорьевич Титов. Его брат Константин Титов был известным артистом. Благодаря Павлу Григорьевичу в кабинете физики школы была моя стихия, он разрешал мне там «хозяйничать», пробудил интерес к предмету.

Второй – начальник связи в воинской части капитан Виталий Бондаренко. Человек выдающийся, интеллигентный.

И, наконец, в институте - это профессор Михаил Александрович Лошкарев. Он пробудил во мне интерес к науке, под его руководством я готовил дипломную научную работу. Михаил Александрович родом с Урала. Трудился в разных регионах, везде был востребован. Из ИХТИ он переехал на Украину, стал там членом Академии наук Украинской СССР. Добавлю, что ее членами стали четверо из ученых, до этого работавших в ИХТИ.

Работу над кандидатской диссертацией я начинал под руководством профессора Ивана Григорьевича Щербакова. Это был корифей науки, он у нас только несколько лет поработал. Но когда меня зачислили в аспирантуру, то именно его назначили научным руководителем. А потом он уехал в другой регион. Заведующим кафедрой стал Леонид Леонидович Кузьмин. Он был наш сосед, однокурсник моих родителей по Иваново-Вознесенскому политехническому институту.

Преподаватели ИХТИ. Слева направо: В.Л. Киселева, И.Н. Годнев, Н.П. Каняев, Л.Л. Кузьмин, А.М. Мельников, А.А. Шутов,  Н.К. Воробьев, А.К. Кривцов, И.П. Кириллов.1974 г.
Преподаватели ИХТИ. Слева направо: В.Л. Киселева, И.Н. Годнев, Н.П. Каняев, Л.Л. Кузьмин, А.М. Мельников, А.А. Шутов, Н.К. Воробьев, А.К. Кривцов, И.П. Кириллов.1974 г.

Леонид Леонидович заведовал кафедрой до 1974 года, он стал моим научным руководителем после отъезда И. Г. Щербакова. Кандидатскую диссертацию я защитил в 1952 году.

Вспоминаю еще Николая Константиновича Воробьева. Выдающийся человек. В военные и послевоенные годы - проректор ИХТИ, один и по научной, и по учебной работе.

А как Вы защищали докторскую диссертацию?

По докторской диссертации у меня не было научного консультанта. Ее защита состоялась в 1973 году – больше 20 лет прошло после защиты кандидатской.

Тема, которая меня интересовала, – осаждение металлических покрытий при нестационарном электролизе. Обычно электрохимические покрытия наносятся при постоянном токе. А я, зная электричество, стал вести осаждение при переменном импульсном токе. Результаты были очень серьезные. Получил 14 авторских свидетельств. Но оформлять свои исследования в диссертацию не спешил.

Доктор технических наук А. К. Кривцов.1984 г.
Доктор технических наук А. К. Кривцов.1984 г.

Сейчас бывает, что в 25 лет молодой ученый защитил кандидатскую, а уже через пять лет представляет к защите докторскую. Тогда время было другое. Да, если сказать честно, писать докторскую диссертацию мне и не очень хотелось. Нужно было выполнять хоздоговора с предприятиями, разрабатывать новые курсы лекций. В 1958 году открыли новую кафедру электровакуумных материалов и приборов. Были и другие интересы, кроме науки и преподавания. Активно участвовал в общественной жизни, руководил отделением ДОСААФ в ИХТИ.

Заведующий кафедрой ХТЭВМ А.К. Кривцов за работой. 1966 г.
Заведующий кафедрой ХТЭВМ А.К. Кривцов за работой. 1966 г.

В 1972 году ректором института стал Геннадий Алексеевич Крестов. Я, будучи ассистентом, вел у него занятия, когда он учился на третьем курсе. А в школе его учила физике моя мама. Так судьбы людей переплетаются… Он, уже учась на третьем курсе ИХТИ, был секретарем комитета ВЛКСМ института.

Став ректором, Геннадий Алексеевич начал настаивать, чтобы я скорее защищал докторскую диссертацию. Необходимый материал за время работы у меня был уже накоплен, и в 1972 году за лето я оформил ее в единый текст. Сам печатал на машинке, подбирал иллюстративный материал.

Когда отпечатал, обратился к знакомому, который заведовал печатно-множительной мастерской в ГПИ-6. У него была множительная машина «Эра», на которой он мне 6 экземпляров откопировал.

Договорился с тремя официальными оппонентами, в том числе с Михаилом Александровичем Лошкаревым. К сожалению, у него не получилось приехать, потому что был назначен на ту же дату его доклад на сессии АН УССР. Поэтому было много переживаний, связанных с защитой.

Защита состоялась уже в новом здании, так называемой «банке». Затянулось и с выпиской диплома доктора наук, потому что это совпало с моментом, когда менялся председатель ВАК СССР, и некоторое время некому было подписать диплом.

Еще одним моим официальным оппонентом был известный электрохимик Аарон Иосифович Левин. Запомнилось, как он сказал Г. А. Крестову после защиты, что в ИХТИ работает замечательный электрохимик.

Какое практическое применение в народном хозяйстве имели результаты Ваших научных исследований?

Из того, что я сам видел – это работа опытной промышленной установки в московском НИИ «Гинцветмет». Мы работали над получением фольги для печатных плат. В 1980-1990-е гг. этот вопрос был весьма актуален.

В Болгарии на металлургическом цинковом заводе работал целый цех на режимах, которые были мной разработаны, по моим рекомендациям. Они готовили металлы повышенной чистоты.

Заслуженный профессор ИГХТУ А.К. Кривцов. 2013 г.
Заслуженный профессор ИГХТУ А.К. Кривцов. 2013 г.

Применялись они и на ряде других предприятий электронной промышленности, из числа тех, о которых говорить не положено. Мы делали для них установки питания.

Насколько эта деятельность получила признание материального характера со стороны государства? Приведу такой пример. Мой ученик - аспирант, сын Леонида Леонидовича Кузьмина Игорь Кузьмин, был распределен в г. Смоленск на электроламповый завод. Парень талантливый, вдумчивый. И он сделал изобретение в технологии производства люминесцентных ламп, которое позволило значительно ускорить процесс изготовления. Эффект был по тем деньгам два миллиона рублей в год – очень серьезная сумма. По этой тематике Игорь Кузьмин защитил у нас кандидатскую диссертацию. А материально его никак не поощрили. Многие ему стали говорить, чтобы узнал, почему (по действовавшему положению полагалась премия в таких случаях). Он узнал, и ему дали премию – два месячных оклада, примерно 300 рублей. Игорь спросил: «А как же научный руководитель – Алексей Константинович Кривцов?» Ответили: «Его мы не должны премировать, он в Минвузе работает. Пусть Минвуз этот вопрос и решает».

Но надо понимать, что мы же не из-за денег работали. Хотя такие примеры все равно огорчали.

А.К. Кривцов выступает на юбилейной конференции кафедры ХТЭВМ. 25 мая 2007 г.
А.К. Кривцов выступает на юбилейной конференции кафедры ХТЭВМ. 25 мая 2007 г.

Вы подготовили 2 докторов и 12 кандидатов наук. Есть ли среди Ваших учеников те, кого Вы особо выделили бы?

Они сами себя выделили интенсивной работой, подготовкой и успешной защитой диссертаций.

Валентин Александрович Хамаев, еще будучи студентом, делал у меня научную работу, защитил кандидатскую и докторскую диссертации под моим научным руководством. У нас с ним много совместных научных публикаций. Он работал в Риге, Зеленограде, Москве. К сожалению, он рано ушел из жизни.

Валерий Леонидович Котов еще студентом занимался у меня научной работой и кандидатскую диссертацию готовил под моим руководством, много материалов наших совместных научных исследований вышли в формате совместных публикаций. Он стал моим преемником, сменив меня в должности заведующего кафедрой электротехники. Сейчас на пенсии.

Заслуженный профессор ИГХТУ А.К. Кривцов с супругой  Е.В. Кривцовой, доцентом В.Л. Котовым и зав. музеем ИГХТУ М.Н. Талановой. 2013 г.
Заслуженный профессор ИГХТУ А.К. Кривцов с супругой Е.В. Кривцовой, доцентом В.Л. Котовым и зав. музеем ИГХТУ М.Н. Талановой. 2013 г.

Расскажите о Ваших научных командировках в Чехословакию и в Болгарию.

В советское время поездка за рубеж была не таким простым делом, каким она была в последние десятилетия до февраля 2022 года. Мы с супругой Еленой Валентиновной за все годы совместной жизни один раз ездили по туристической путевке в Румынию. А в Чехословакию и Болгарию меня направляло государство.

Для преподавателя высшей школы во все времена важно повышение квалификации. В то время оно проводилось раз в 5 лет. Для технологов чаще всего в Менделеевском институте в Москве, по электротехнике в Московском энергетическом институте. Обычно учеба проходила в течение недели, но подходили к ней серьезно. Лекции читали ведущие ученые, политики, обучающиеся проходили практику.

Но в некоторых случаях практиковались и зарубежные командировки для повышения квалификации в ведущих вузах соцстран. В Чехословакию - в Пражский политехнический институт из ИХТИ сначала съездил Евгений Михайлович Румянцев. Ему понравилось, а потом направили и меня. В течение двух недель я был на кафедре технологии электрохимических производств. Преподаватели этой кафедры не очень много с нами занимались. Только один раз возили на завод, на котором применялись новые технологии. Было достаточно много свободного времени. Но в целом поездка была полезная, интересно было увидеть опыт вуза другого государства.

В Болгарию меня пригласили потому, что на одной из конференций, где я выступал, был болгарский академик. Подарил ему выпущенную мною в соавторстве монографию «Нестационарный электролиз». Он заинтересовался, в итоге мои научные разработки нашли применение и в производстве в Болгарии, о чем я уже говорил. Это были 1980-е годы, обмен учеными между странами социалистического лагеря тогда практиковался. И примерно на десять дней состоялась моя поездка в Болгарию.

Про кого из сотрудников или выпускников ИХТИ-ИГХТА-ИГХТУ Вам хотелось бы отдельно рассказать?

Если говорить о выпускниках, то вспомню одного из моих учеников, который был очень активен и в ДОСААФ. Это выпускник кафедры ТЭП ИХТИ 1960 года Владимир Кондаков. Он получил распределение на одно из предприятий атомной отрасли в Томск. Прошел все ступени карьерного роста, став главным инженером Северского химического комбината, одного из крупнейших в СССР. За выпуск изделий специального назначения был удостоен Государственной премии СССР. За развитие атомной отрасли страны награжден высшей наградой «Росатома» - нагрудным знаком отличия «Академик И.В. Курчатов» 1 степени. Владимир Михайлович никогда не терял связи с вузом, родной кафедрой. К сожалению, его уже нет в живых.

Ветераны Вооруженных Сил и фронтовики ИГХТУ. Слева направо: В.И. Никитин, П.Г. Лугина, М.Г. Панин, С.Ф. Кузьмичев,  А.К. Кривцов, М.Н. Шеметов, Д.Ф. Рожков. 2010 г.
Ветераны Вооруженных Сил и фронтовики ИГХТУ. Слева направо: В.И. Никитин, П.Г. Лугина, М.Г. Панин, С.Ф. Кузьмичев, А.К. Кривцов, М.Н. Шеметов, Д.Ф. Рожков. 2010 г.

Вы проводите большую общественную работу. Расскажите о ней.

В течение очень многих лет это важная часть моей жизни. Десять лет я был председателем организации ДОСААФ ИХТИ – лучшей в Ивановской области, которая отличалась сильной мотосекцией. Проводили мотопробеги на Украину, в Крым. По дорогам того времени, когда дорога от Иванова до Москвы была из булыжника, это совсем другое, чем если бы что-то подобное организовать сейчас. Первые в области мы осваивали водомоторный спорт (катера, скутера) и водные лыжи.

Участники Великой Отечественной войны, ветераны ИГХТУ  Д.З. Рехтер и А.К. Кривцов. 2007 г.
Участники Великой Отечественной войны, ветераны ИГХТУ Д.З. Рехтер и А.К. Кривцов. 2007 г.

В 1990 году по возрасту меня освободили от заведования кафедрой. Это дало возможность активно заниматься работой в ветеранских организациях, как своего вуза, так и городских и областных. Я долгое время был членом комиссии по патриотическому воспитанию молодежи областного совета ветеранов. Уже более 20 лет в музее нашего университета совместно с его заведующей Маргаритой Николаевной Талановой мы проводим встречи со студенческими группами и нашими лицеистами на темы «День защитника Отечества», «Битва за Москву», а также конференции «Урок Памяти» накануне Дня Победы. Многие годы в этой работе участвовал вместе со мной доцент ИХТИ, тоже фронтовик, Давид Зельманович Рехтер. Он прошел всю войну от первого до последнего дня, оставил свою подпись на Рейхстаге.

Я вижу живой интерес студентов к этим встречам, искреннее отношение к нам, ветеранам. Понимаю, как важно, чтобы ветераны передавали свой опыт молодежи. Меня часто приглашают на различные, проводимые в университете мероприятия – Памятные встречи, посвященные выдающимся ученым ИХТИ, юбилейные даты кафедр, торжественные собрания ко Дню Победы, встречи выпускников и другие.

Сейчас уже сложнее так активно проявлять свою общественную позицию. В настоящее время я продолжаю оставаться председателем Экспертной комиссии по определению возможности открытой публикации. Так что остаюсь по-прежнему «в строю» и связь с ИГХТУ не теряю.

Урок Памяти к 80-летию Битвы за Москву. 2021 г.
Урок Памяти к 80-летию Битвы за Москву. 2021 г.