Всем привет, друзья! С вами Ищущий, и мы ищем хорошие книги : )
Сегодня я хотел бы поделиться с вами впечатлениями после прочтения романа Джека Лондона "странник по звёздам", который вызвал у меня немного смешанные чувства. Давайте я сразу уточню, что я категорически не согласен с посылом произведения, в котором нам рассказывают про человека, который якобы смог восстановить память о своих прошлых жизнях, что способствовало ему выживать в тех реалиях, в которых его сознание оказалось при очередном воплощении в материи. Что, в свою очередь, не помешало мне насладиться этой историей.
И пусть изменятся созвездия и лгут небеса, но всегда остается женщина, несравненная, вечная, единственная женщина.И я во всех моих обликах, во всех моих судьбах остаюсь единственным мужчиной, ее супругом.
И мои взгляды никак не повлияли на оценку книги. А потому Лондон получает от меня твердую пятерку за эту историю. Не вижу смысла минусовать или занижать только потому, что я не верю в подобный концепт, и верю в однократное рождение живого существа с последующим существованием после смерти, которое раскрывается в своих догмах и учениях православие. Опять же, наши личные религиозные взгляды не должны влиять на оценку хорошего сюжета, так как здесь рассказана полноценная история, из которой можно извлечь определенные уроки.
Я утверждаю, и, как ты понимаешь, читатель, утверждаю с полным на то правом, что материя- это единственная иллюзия.
Или просто насладиться приятным и узнаваемым слогом хорошего писателя, который вновь поднимает сложные моральные и этические темы. В частности, содержание преступников в тюрьме, и безнаказанность тех, кто должен следить за их преображением, чтобы после окончания срока заключенный мог выйти в общество, и чувствовать себя полноценным гражданином общества, который понес заслуженное наказание за совершенные проступки. В которых он раскаялся, расплатился своим сроком, и готов начинать жизнь с чистого листа.
Смерти не существует. Жизнь — это дух, а дух не может умереть.
Так что кроме идеи о том, что человек после смерти не исчезает как личность, и что дух преобладает над материей, Лондон также поднимает и этические вопросы в рамках работы - имеет ли право преступник на какие-то "нормы", или же все, что с ним происходит на территории тюрьмы является частью справедливого наказания? И если в ходе "искупительных" истязаний он погибнет, значит на то была воля Бога, а охранники и сотрудники этого "мероприятия" ни в чем не виноваты? Так получается?
Я сам когда-то был палачом и хорошо это помню. Но моим орудием был меч, а не веревка. Меч более благороден, хотя все орудия казни одинаково бессильны. Ведь дух нельзя пронзить сталью или удушить веревкой.
Мне очень понравился сам дух романа, который получился на удивление воодушевляющим, несмотря на тюремные казематы, которые являются домом для центрального персонажа. В которых он не только находится, но и где должен закончить свое существование, так как тяжесть его преступлений и оскорблений в сторону надзирателя не позволят ему просто так выйти отсюда. Не все преступники могут быть прощены, не все грехи могут быть забыты. И ему "повезло" вытащить тот самый билет, итогом которого только одна дорога - смерть.
Смерти не существует. Жизнь — это дух, а дух не может умереть.Только тело умирает и распадается на свои составные химические части, которые вечно неустойчивы, вечно в брожении, вечно кристаллизуются лишь для того, чтобы снова расплавиться и распасться, а затем вылиться в какие-то новые, отличные от прежних формы, столь же эфемерные и столь же хрупкие. Один только дух вечен и через ряд последовательных и нескончаемых воплощений поднимается все выше к свету. Кем стану я, вновь возродившись к жизни? Как знать! Как знать…
Спасибо и на том, что герой осведомлен о конечности своего жизненного пути. Никто не пытается ввести его в заблуждение или обмануть обещаниями о скором выходе за примерное поведение или послушание в сторону тех, кто следит за его поведением.
Сильные умы никогда не бывают послушными.
Если говорить о содержимом произведения, то, уже как и высказывался ранее, я не согласен с этой идеей о том, что после смерти нас ждет целый цикл перерождений, про которые мы забываем. И якобы дети в самом начале очередного появления на свет еще помнят образы и видения прошлых жизней. Именно поэтому у них такое богатое воображение и любовь к сказкам. Но с возрастом воспоминания становятся все более тусклыми, пока материя не берет вверх над духом до очередного перерождения.
И так до бесконечности.
Порой мне кажется, что история мужчины — это всегда история его любви к женщине.
Я могу согласиться разве что только с посылом о том, что дух первичен перед материей. Здесь с мастером прозы я не буду спорить, а полностью соглашусь с этим утверждением. В остальном же я позволю себе остаться при своем мнении. И да, я не считаю книгу некой пропагандой восточных мистерий, так как тут нет привязки к тем вероисповеданиям, которые поставили в основу своего концепта подобное мироустройства. Да и самого персонажа назвать религиозным человеком язык... не поворачивается.
Тот, у кого ничего нет, может дарить хоть целый мир!
Скорее речь идет об одном из немногочисленных прозревших в рамках текущего существования личностей, которая смогла вспомнить свои прошлые жизни, осознать никчемность и бессмысленность материальных страданий, так как в мире постоянных перерождений дух преобладает над материй. И сегодняшний господин завтра может оказаться рабом. Как и раб может вознестись до императора в какой-нибудь другой эпохе. Что, в свою очередь, позволяет ему абстрагироваться от текущего положения вещей, которые сложно назвать комфортными или утешительными для того, кто открыл для себя подобную истину.
Ребенок, который определил память как «то, чем забывают», был не так уж неправ.
Даже если предположить, что герой романа прав, и впереди насчет ждет беспрерывный цикл перерождений, все-равно глупо недооценивать свое текущее положение в мире, и те ощущения, которые ты испытываешь здесь и сейчас. Да, даже если дух первичен над материей, тем не менее именно она позволяет духу набираться жизненного опыта. И именно она является инструментом, с помощью которого личность познает окружающую действительность. А если бы материи не было, то что могли бы исследовать наши души?
Вот то-то и оно : )
И пусть изменятся созвездия и лгут небеса, но всегда остается женщина, несравненная, вечная, единственная женщина. И я во всех моих обликах, во всех моих судьбах остаюсь единственным мужчиной, ее супругом.
И просто напоминаю, что мои отзывы не являются некой объективной истиной. Я просто делюсь своим мнением, друзья. И если оно расходится с вашим, то это нормально. Ведь сколько читателей, столько и мнений.
Возвращаясь к сюжету произведения, не могу не заметить, что сама история показалась мне сильной и даже драматичной. Потому что, несмотря на то, что герою во время нахождения в тюрьме открываются воспоминания о прошлых жизнях, куда он может сбежать своим духом, скинув с себя бренную плоть, здесь и сейчас (в настоящее время и в нашей реальности) он является преступником и пленником ситуации.
Тюрьма - превосходная школа философии.
Так как один не самый приятный человек, который хотел выслужиться перед начальством, придумал целую историю с побегом заключенных, которое якобы они замышляют. И для убедительности своих слов он придумал историю с динамитом, который был хорошо спрятан от охранником тюрьмы. А когда его не смогли найти, и потребовали со стукача указать местонахождения выдуманной им взрывчатки, то он не придумал ничего лучше, нежели свалить все на главного героя, чья репутация уже тогда была бунтарской и отрицательной.
Дескать, он передал ему динамит, и не знает где он его хранит.
Я утверждаю, и, как ты понимаешь, читатель, утверждаю с полным на то правом, что материя- это единственная иллюзия.
После чего у нашего героя и начались "личные каникулы" на неопределенный срок с постоянными пытками и физическим насилием с целью выбить из него признание. Но, как вы сами понимаете, если динамита не существует в реальности, то ему неоткуда просто появиться. Физически. А постоянное отрицание своей вины и утверждения о том, что его подставили, только сильнее распаляют и без того гневливого начальника тюрьмы, который считает, что заключенный просто издевается над ним.
Да, - подумал я, - наши переживания действительно составляют материал наших снов.
Согласитесь, что даже сама по себе сюжет уже достаточно сложен для восприятия. Я хочу сказать, что это не очередная байка или приключенческий роман про филигранных героев с обязательно глупыми злодеями и неожиданными находками, которые делают их богатыми и влиятельными. Здесь центральный персонаж уже находится в неравных условиях с окружающей действительностью, и он никак не может повлиять на ход событий.
Ибо женщина прекрасна... в глазах мужчины. Она сладка для его уст и ароматна для его обоняния, она огонь в его крови и гром победных труб, и для его ушей нет музыки нежней, чем её голос. И ей дана власть потрясать его душу, которую не могут потрясти даже титаны света и мрака.
Его даже не воспринимают за человека. Он - преступник, отброс общества. Даже если он помрет под пытками, то в отчете будет написано о том, что он напал на охранника, и тот лишь защищался от особо опасного рецидивиста. А то, что от него остались только кожа да кости, это попытка ввести всех в заблуждение! Он здоров как бык, и местный тюремный врач обязательно "подтвердит" этот факт в протоколе. Лениво пересчитывая хрустящие в кармане халата деньги.
Ведь ему совсем незачем врать, верно?
Личность человека непрерывно растет и представляет собою сумму всех прежних существований.
"Странник по звёздам" - история, в которой персонаж открывает для себя бесконечность вселенной, и к нему возвращаются воспоминания о прошлых жизнях. Эти знания получается открыть не сразу. Фактически, именно тюремное заключение и постоянные издевательства над его плотью привели к тому, что даже при жизни дух начал преобладать над материей - над его телом. И потому разум начинает вспоминать событиях былых эпох или даже жизней. И если вначале персонаж сам настроен скептически к этому (в самом начале у него проскальзывает мысль о том, что это может быть лишь плодом воображения), то дальше он принимает это как истину.
Жизнь - вот что и реальность и тайна. Жизнь безгранично шире, чем просто различные химические соединения материи, принимающие те или иные формы. Жизнь- нечто непрекращающееся. Жизнь- это неугасающая огненная нить, связующая одну форму материи с другой. Я знаю это. Жизнь- это я сам.
Потому что есть воспоминания из тех эпох, о которых он никогда не слышал. Он не читал книги на эту тему, не ходил на лекции. Никто при нем не упоминал этих исторических персонажей, и поэтому эти знания никак не могли появиться САМИ в его голове. Если только... он не был участником тех воспоминаний, которые все чаще начинают приходить к нему сразу после того, как он покидает свое изможденное тело.
Тот, кто выдержал несколько лет заключения, обязательно видит, как разлетаются прахом самые дорогие ему иллюзии и лопаются мыльные пузыри прекрасных метафизических умозаключений.
Этому приему его научил один из товарищей по беде, который также как и он является один из тех, кто приговорен к пожизненному заключению в тюрьме. И единственной возможностью выйти наружу является только его смерть. Но пока что надзирателю тюрьмы выгоднее просто держать его взаперти как особо опасного преступника. Может быть мужчина еще не готов к тому, чтобы умереть. Это будет слишком простое наказание для него, так как он не успеет помучаться как следует.
Я прожил много различных жизней и жил в различные времена. Человек, как личность, мало изменился в нравственном отношении за последние десять тысячелетий. Я утверждаю это категорически. Разница между необъезженным жеребенком и терпеливой ломовой лошадью только в дрессировке. Дрессировка — вот единственное, что в духовном смысле отличает современного человека от дикаря, жившего десять тысяч лет назад. Под тонкой пленкой нравственных понятий, которой современный человек покрыл себя, он все тот же дикарь, каким был десять тысячелетий назад. Мораль — это общественный фонд, мучительное накопление многих веков. Новорожденный ребенок вырос бы дикарем, если бы его не дрессировали, не отполировали с помощью этой абстрактной морали, которая накапливалась так долго, на протяжении столетий.
Ведь всем известно о том, что смерть означает освобождение от тюрьмы. С мертвеца нечего взять, и ты не заставишь его испытывать страдания или угрызения совести. Он уже мертв, власть над ним кончилась вместе с его последним вздохом. Что явно не устраивает местную тюремную администрацию.
Или они, эти псы, эти твои верные цепные псы, о самодовольный обыватель, страшатся взглянуть в лицо жертвы, в котором, как в зеркале, отразится весь ужас того преступления, которое они совершают над нами для вас и по вашему приказу?!
Если попытаться рассмотреть целостность текста с точки зрения соотношения того, сколько времени герой будет находиться в тюрьме, а сколько времени путешествовать по своим воспоминаниям, то я могу смело сказать, что, как минимум, треть произведения является его грезами и прошлыми жизнями. Может быть чуть больше, но точно не половина романа. Так как вначале нас знакомят с героем и его положением в тюрьме. Затем рассказывают как и из-за чего он попал в немилость местного надзирателя.
Люди похожи на крабов в мягкой скорлупе -- они столь же нежны, хрупки и уязвимы.
И только потом, спустя некоторое время один из заключенных рассказывает ему про уникальный способ пережить любые муки и испытания. Который откроют персонажу не только возможность перестать зависеть от своей ослабевшей плоти, но и научиться погружаться в водоворот прошлых жизней. Ведь он никак не контролирует и не чередует некогда прожитые жизни. Он никогда не знает какая конкретно эпоха ему вспомнится, или в какой из своих прошлых жизней он окажется вновь.
Нет, я не испытываю уважения к смертной казни. И не только потому, что это — мерзость, превращающая в зверей тех, кто приводит в исполнение смертный приговор, получая за это жалованье, а потому, что она превращает в зверей, унижает тех, кто допускает это, подает свои голоса за это и платит налоги для того, чтобы это совершалось. Эта кара столь бессмысленна, столь глупа, столь чудовищно антинаучна! «…Повесить за шею, пока не будет мертв» — забавную формулу придумало общество…
Для него все это является полной неожиданностью, которая всегда заканчивается один - его "пробуждает" местный тюремный врач для того, чтобы убедиться в том, что пациент еще жив, хотя и немного ослабел после очередных "процедур". После проверки и короткой передышки "процедуры" продолжаются, так как клиент сопротивляется, и не хочет сказать то, что от него ждут с нетерпение уже который год - куда он спрятал динамит.
Умные люди часто бывают жестоки. Глупые люди жестоки сверх всякой меры.
Роман получится мрачным, но воодушевляющим. Пускай сейчас и здесь, в этой жизни персонажу не повезло, но он верит в то, что жизнь не заканчивается после смерти, и что дух первичен над материей. А значит, покинув свою очередную бренную оболочку, он сможет переродиться снова, чтобы продолжить бесконечный цикл перерождений. Ведь жизнь ценна сама по себе, и порой в ней не нужно искать никаких высоких истин или установок. Просто прожитый день прекрасен сам по себе, и Лондон очень тонко нам напомнил об этом в своем произведении.
Жизнь невозможно объяснить с помощью чисто рационалистических понятий. Когда-то Конфуций сказал: "Если мы так мало знаем о жизни, что можем мы знать о смерти?" А ведь мы и в самом деле так мало знаем о жизни, что даже не можем дать ей определение. Мы воспринимаем жизнь только в ее внешних проявлениях -- как феномен; так дикарь может воспринимать динамо-машину. Но жизнь как ноумен для нас совершенно непостижима, мы ничего не знаем о внутренней сущности жизни.
Так что, подытожив отзыв, я готов рекомендовать "странника по звёздам" для прочтения всем. Вне зависимости от того, нравится вам это писатель или нет. Являетесь вы сторонником классики, или же считаете, что она уже безнадежно устарела, и не способна подарить ничего нового для читателя - я с удовольствием рекомендую книгу для прочтения всем.
На этом, пожалуй, все, друзья.
Спасибо всем, кто заглянул на огонек. Берегите себя, и надеюсь, что до новых встреч!