КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ
ЭПИГРАФ: "Русская культура никогда не была русской..."
ЭПИГРАФ: "Русские всегда были только тягловой силой..."
________
Я тут недавно задумалась о советской культуре. Это ведь огромная область для размышления. Смотрите, что происходит...
В имперское время, когда на троне России сидела немецкая династия императоров, население делилось на две чуждые друг другу группы - темных крестьян, которые БЫТИЙСТВОВАЛИ по старинке ("как отцы их жили") и другая, передовая - дворянская, которая ЖИЛА по-новому. Со времен Петра она хватила глоток культуры на ЗАПАДЕ и как-то сразу отошла от русских "предков". В конечном итоге, российская элита ВСЯ стала прозападной.
Поскольку РАЗУМ на Западе был абсолютным двигателем истории, постольку передовое русское дворянство стало МЫСЛЯЩИМ. В отличие от основной части населения, которое продолжало жить СОЗЕРЦАНИЕМ - так, как жили предки.
Западная прививка дала толчок РУССКОЙ МЫСЛИ. В результате появилась РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Она почти полностью опиралась на западные каноны (что способствовало ее проникновению на запад и знакомству с ней западного читателя), но временами таки разила русским духом (что возбудило интерес Запада к русскому характеру).*
________
* В России была и собственная национальная литература, основанная на чисто русских традициях - это рассказы и повести Лескова, который был абсолютно заблокирован властями и до сих пор признан второсортным писателем. Я считаю его гениальным именно потому, что Лесков писал по-русски о русской душе. Он писал о РУССКОМ МИРЕ. Но кому он интересен?
________
Зарождение русской мысли, однако, основательно блокировалось сверху имперской властью. Гуманитарный разум был взят в серьезные клещи. Развитие его контролировалось и не поощрялось (вспомните Радищева, Чаадаева, Гоголя, декабристов, Пушкина, представителей зачатка русской философии).
Российская власть подозревала, что через дворянских гуманитариев вещает вредоносный и соблазняющий ГОЛОС МАСОНОВ. По этой причине (после восстания декабристов) Николай I перекрыл источник западной информации. Масонство в России было запрещено и стало подпольным.
А, между тем, национальное русское мышление и национальная русская деятельность в России оставались неподвижными. Они не развивались. Русское купечество жило по старинке: било лбом перед иконами в пол, закупало западные и восточные товары и перепродавало их в России с наценкой. Капитализм не приживался. Купцы не желали строить промышленные предприятия, разведывать полезные ископаемые, производить металлические изделия и строить железные дороги. Всем этим в России занимался западный капитал и государство. Русская философская мысль все больше вырождался в маниловщину и уходила в религию.
После революции в Россию снова прорвался западный поток мысли, который почти сразу был заблокирован ДОГМАТИЧНЫМ МАРКСИЗМОМ из методичек. Западный полувдох ограничился тем, что в культуре падучей звездой мелькнул "театр абсурда" Мейерхольда, который почти сразу же был прикрыт.
Сталин не одобрял развития в России АКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ западного типа, разнузданного большевиками и революцией. Ему надо было срочно его остановить и крепко законсервировать. Сталин принимал русское мышление только в статическом и исполнительском варианте.
Консервация мышления выражалась в блокировании инициативы ("Инициатива наказуема"). В конечном итоге, генсек вообще запретил прикосновение к любой западной мысли и утвердил в качестве культурного ориентира догмы марксизма в собственном изложении. К этому колышку и была привязана вся советская культура. Для контроля исполнения его приказа, во всех областях гуманитарной деятельности были поставлены опричники.*
________
* РАПП, Российская ассоциация пролетарских писателей, советская литературная организация. Оформилась в январе 1925 как основной отряд Всесоюзной ассоциации пролетарских писателей (ВАПП), которая существовала с 1924 и теоретическим органом которой был журнал «На посту». Такие же, примерно, организации существовали во всех сферах деятельности.
________
Российская мысль, не успев развиться, тут же скукожилась и закисла. Ее развитие было прекращено и срезано на корню. Дальше культура развивалась исключительно по приказу и под жесточайшим госконтролем. Равно как и наука.
Несмотря на это, в прокрустовых рамках Сталина рождалось нечто прекрасное и даже передовое, что, однако, нельзя было назвать вполне "русским". Хотя бы потому, что в культуре и науке русских практически не было. Это была еврейская культура.
Что получилось в итоге?
Если в имперские времена культуру и науку России создавали западо-ориентированные дворяне, то после революции ее почти полностью взяли в свои руки евреи, скрывавшиеся под русскими псевдонимами. И, надо сказать, что они создали замечательные образцы того и другого.
Именно в сталинские времена техническое знание было поставлено выше гуманитарного, которое ограничилось вульгарным марксизмом. И это понятно - в стране происходила индустриализация. Работала военная мобилизационная экономика. А разномыслие в таких условиях не поощрялось.
Так оно и пошло. Во все времена русская мысль вбивалась в землю в землю и не развивалась даже в виде андерграунда.*
________
* Андергрáунд — совокупность творческих направлений в современном искусстве, противопоставляющихся массовой культуре, мейнстриму и официальному искусству. Андеграунд включает в себя неформальные, независимые или запрещённые цензурой виды и произведения искусств. В русском андерграунде, как ни странно, всегда развивалась только запрещенная западоориентированная культура, но не русская.
________
Да, в России всегда развивалось что-то другое, только не русское. Почему? Наверное, в том числе потому, что русский талант блокировался не только властью, но также и национальной ленью, которая зовется инерцией. Основная масса русских всегда была "простым народом", который не сильно хотел обучаться. А, обучившись, не сильно хотел быть первопроходцем, предпочитая ходить заранее проложенными тропами ("как отцы наши ходили"). В отличие от евреев, талант которых толкал их к бурной практической деятельности, русский талант всегда был статичным, а еврейский - динамичным.
Кстати сказать, не только российскую, но и всю западную культуру Нового времени фактически создал еврейский талант, который пробивался сквозь землю и толкал вперед прогресс. Возразите, что это не так? Да что Запад делал бы без еврейских денег? Вспомните, ЧТО ответил Натан Ротшильд, когда один лорд назвал его "королём евреев"? "Нет, - сказал он. - Ротшильды не короли евреев, Ротшильды - евреи королей". Вот он-то точно знал, КТО в действительности, движет мировую историю и прогресс. В том числе, историю России - как имперскую, так и советскую.
В поздние советские времена культура в России была довольно странной. Она состояла из двух непримиримых частей - советской и прозападной. Советская культура была официальной, неинтересной и высосанной из пальца. Она эксплуатировала тему революции, индустриализации и войны, мертвела на глазах и теряла актуальность.
Другая культура - прозападная, была в сердцах. В ней билась живая душа. Но она была подпольная, что делало ее еще более привлекательной для молодежи. Западные рок-группы вызывали в русских сердцах отклик и сочувствие. По этой причине она стала копироваться и переиздаваться. Когда западную культуру в России скрывать и блокировать стало невозможно, власть разрешила создавать вокально-инструментальные ансамбли. Эта культура дошла до своей высшей точки в 90-е годы, когда начали создаваться рок-клубы.
Тогда западная культура хлынула в Россию таким широким и бурным потоком, что он смыл все отечественные зачатки и заделы - даже рок-музыку. Впрочем, сожалеть об этом нечего, так как и рок-музыка, и вся прочая культура России была всего лишь калькой с западной культуры - насквозь вторичной и, не содержащей в себе национального ядра. Получается, что...
РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА НИКОГДА НЕ БЫЛА РУССКОЙ.
В РОССИИ НИКОГДА НЕ БЫЛО СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ,
КОТОРУЮ МОЖНО БЫЛО БЫ НАЗВАТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ.
ВСЕ, ЧТО ТВОРИЛОСЬ В РОССИИ - ВСЕГДА БЫЛО ПРИВНЕСЕНО ДРУГИМИ НАРОДАМИ.
Плохо это или хорошо? А черт его знает! Наверное, русская умственная неподвижность, склонная к перениманию и копированию, не умеющая обходить препятствия, а действующая всегда открыто и напролом, сегодня стала огромным камнем преткновения для российской цивилизации, лежащим на ее груди, и, грозящим в скором времени превратиться в могильный камень.
ОКОНЧАНИЕ: https://proza.ru/2023/04/05/993
© Copyright: Елена Де-Бовэ, 2023
Свидетельство о публикации №223040500993
__________________
14