Найти в Дзене
ORDA

Французский Кантар глазами казахстанцев: как развивается восстание профсоюзов против Макрона?

Оглавление

Попытка французских властей повысить пенсионный возраст взорвала Пятую республику и вызвала масштабные волнения по всей стране, которые сопровождаются ожесточёнными столкновениями с полицией и остановкой работы жизненно важной инфраструктуры. Наши земляки, которые сейчас живут во Франции, поделились с корреспондентом Orda.kz своими впечатлениями, наблюдениями и оценками

В чём причина протестов

В январе 2023 года французское правительство анонсировало проект, который предусматривает увеличение минимального возраста выхода на пенсию с 62 до 64 лет к 2030 году. При этом сотрудники, выполняющие тяжёлую работу, сохранят право на досрочный отдых (так, полицейские, тюремные охранники, авиадиспетчеры и некоторые другие служащие могут уйти на пенсию раньше, кто-то даже в 52 года).

С 2027 года, чтобы получать полную пенсию, трудящимся придётся отчислять взносы на социальное страхование в течение 43, а не 42 лет. Плюс к этому отменяется ряд особых пенсионных режимов в различных отраслях (в частности, для железнодорожников, работников электроэнергетики, газовой промышленности, центрального банка, хотя только для новых сотрудников).

Эта инициатива сразу столкнулась с резкой критикой профсоюзов и левой политической оппозиции, объединившейся партии «Непокорённая Франция», которую возглавляет политический ветеран Жан-Люк Меланшон. Но главное, что против законопроекта высказалось большинство депутатов нижней палаты парламента Франции, включая республиканцев и ультраправых. По стране прокатилась волна массовых протестных акций, а опросы общественного мнения показали, что против повышения пенсионного возраста выступают свыше двух третей опрошенных. Предполагалось, что, столкнувшись с такой общественной реакцией, власти откажутся от своего плана.

Демонстрация в Париже. Фото казахстанки Дильды
Демонстрация в Париже. Фото казахстанки Дильды

Но произошло то, чего мало кто ожидал: 16 марта премьер-министр Элизабет Борн официально объявила, что в таком случае правительство проведёт эту реформу без согласия парламента, обратившись к статье 49.3 Конституции.

И тогда улицы и площади французских городов захлестнула волна небывалого насилия. Сотни тысяч людей вышли на улицы, некоторые демонстрации переросли в массовые беспорядки, столкновения с полицией и городские бои, в ходе которых полиция применяла дубинки, дымовые шашки, светошумовые гранаты, слезоточивый газ и водомёты, а протестующие – камни, бутылки, мусорные урны, выдранные скамейки, петарды и коктейли Молотова.

Беспорядки в Париже. Видео Le Monde

2 апреля министр внутренних дел Франции Жеральд Дарманен в интервью газете Le Journal du dimanche сообщил, что с 16 марта в ходе акций протеста 1 093 полицейских, жандармов и пожарных-спасателей получили ранения.

«Также совершено 2 579 умышленных поджогов и 316 нападений на государственные здания», – добавил министр.

Чтобы получить более полную картину, корреспондент Orda.kz пообщался с казахстанцами, уже долгое время пребывающими во Франции.

Слезоточивый газ в метро

18-летняя Амира из Алматы уже два года живёт в Лионе и изучает искусство коммуникаций в местном университете. Согласно исследованиям, проведённым в 2015 году компанией Pricewaterhouse Coopers, Лион назван самым привлекательным для жизни городом Франции, обогнав Париж, Марсель и Тулузу. Но, по словам Амиры, сейчас и здесь неспокойно:

«В последнее время из-за массовых демонстраций я лишний раз стараюсь не выходить в центр города. Однажды я не могла выйти из метро, поскольку на улице собрались агрессивные протестующие и полиция перекрыла все выходы. Я не знала, что в тот день проходила манифестация, поэтому тогда я сильно испугалась, а также впервые почувствовала запах слезоточивого газа: его использовали для разгона толпы и этот едкий запах попал в метро (а люди всё ещё не могли оттуда выбраться). Когда выходы всё же открыли, то, оказавшись на улице, я увидела полыхающий пожар и большое количество жандармов».

Сейчас в Лионе большинство стен, включая университетский кампус, изрисованы граффити антиправительственного содержания, повреждены фасады зданий, поломано множество уличных дорожных знаков, мусорных баков.

«Нам уже на протяжении месяца каждую неделю на 2–3 дня блокируют кампус – студенты таким образом протестуют, блокируя входы с 7 утра и вынося стулья и столы на улицу. На прошлой неделе занятия были очно только в понедельник, в остальные дни отменялись или проводились онлайн, что очень неудобно ввиду надвигающихся экзаменов», – рассказала казахстанка.

Опасные люди в чёрном

Другая наша соотечественница – 29-летняя Дильда – родом из Караганды, живёт во Франции уже шесть лет, где изучала историю и современное искусство в разных вузах Страсбурга и Парижа. И теперь работает куратором художественных выставок в столице.

По словам Дильды, демонстрации обычно начинаются достаточно мирно, но иногда перетекают в беспорядки и столкновения с полицией, если на улицах появляются представители движения «Чёрный блок». Они обычно одеты во всё чёрное и любят подраться, покидаться камнями в полицейских, погромить что-нибудь. Полицейские отвечают слезоточивым газом, светошумовыми и дымовыми гранатами. При этом ни те, ни другие не причиняют вреда обычным мирным людям.

В Париже проходят как акции, согласованные с мэрией, так и абсолютно стихийные.

«Сама несколько раз участвовала и в тех, и в других акциях. Потому что всегда принимаю участие в протестах. Я это и в Казахстане делала, в принципе, и здесь не изменяю своим традициям. Всегда выхожу на демонстрации. Но когда ситуация накаляется, начинаются столкновения с полицией, летят камни, тогда ухожу домой, потому что можно получить серьёзные травмы или угодить в полицейский автозак. А в последние разы задержали очень много людей. Забрали даже двух австрийских студентов, которые вроде просто проходили мимо. И за них потом хлопотало посольство Австрии», продолжила Дильда.
Беспорядки в Париже. Фото казахстанки Дильды
Беспорядки в Париже. Фото казахстанки Дильды

Она также добавила, что к протестам присоединяется всё больше молодёжи, которая считает, что демократические институты во Франции перестают работать и превращаются в фикцию. И это их категорически не устраивает.

Можно услышать разговоры, что во Франции уже окончательно установилась диктатура крупного капитала, чьим исполнителем воли назначен президент Макрон.

Давно назревший шаг

Своим видением происходящего в Пятой республике с Orda.kz поделился дипломат, президент Ассоциации казахстанцев во Франции (АКФ) и автор книг о высокой моде, доктор экономических наук Берлин Иришев.

С его точки зрения, президент Макрон занялся реализацией крайне непопулярной, опасной, но абсолютно необходимой и давно назревшей пенсионной реформы. К ней уже пытались подступиться предыдущие руководители государства – Саркози и Олланд, но в итоге отступали, испугавшись профсоюзов и левых активистов.

«И только Макрон как грамотный экономист, дальновидный правитель и настоящий патриот Франции всё же нашел в себе мужество взяться за наболевший вопрос. Хотя его советники и политтехнологи рекомендовали ему сейчас в это не ввязываться. Но президент республики отлично понимает, что если эту реформу не провести сейчас, то в будущем страна окажется на пороге финансовой катастрофы. Государство не сможет выплачивать пенсии из бюджета, и придётся обращаться к международным займам, что загонит страну в долговую кабалу. И это Макрона не устраивает», – объяснил Иришев.
Берлин Иришев с Эммануэлем Макроном. Фото из личного архива
Берлин Иришев с Эммануэлем Макроном. Фото из личного архива

Необходимость проведения реформы обусловлена, среди прочего, тем, что во Франции выросло количество пожилых людей, увеличились их продолжительность жизни и, соответственно, их потребление, а вместе со всем этим и расходы на пенсии из госбюджета и частных фондов.

Так, средняя продолжительность жизни во Франции составляет 79,5 лет у мужчин и 85 лет у женщин. Кроме того, во Франции некоторые категории муниципальных работников выходят на пенсию в 57 лет. Правительство также хотело увеличить этот возраст на два года – до 59 лет.

«Эти люди хотели, выйдя на пенсию в 57 лет, потом еще 20–25 лет беззаботно жить, развлекаться, ездить по миру, получая пенсию от 1200 евро. Кроме того, у муниципальных работников масса привилегий и социальных льгот. Большинство из них живут в специальных многоквартирных домах с низкой квартплатой. Но они не пожелали расставаться с этими привилегиями и решили дать бой реформаторам», – отметил дипломат.

Бастуют все!

Но протесты против затеи Макрона не ограничились стандартными демонстрациями, а вылились в общенациональную забастовку и привели к коллапсу системы ЖКХ в целых городах, прежде всего столицы. Так как организаторы протестов привлекли на свою сторону сотрудников жизненно важных коммунальных секторов.

В Париже и некоторых других городах перестал ходить общественный транспорт, остановилось метро, полностью или частично приостановили свою работу железнодорожные вокзалы и поезда, аэропорты и авиалинии. Забастовали госучреждения. Стало невозможным получить какие-то справки, документы, рассказывает Берлин Иришев.

И в качестве вишенки на торте – улицы, заваленные огромные грудами мусора в человеческий рост. Так как к забастовке присоединилось большинство мусорщиков. Кроме того, свою работу остановили заводы по переработке и сжиганию отходов.

Улицы Парижа. Фото leparisien.fr
Улицы Парижа. Фото leparisien.fr

Правда, в итоге проблему с мусором всё-таки решили, так как эти кучи отходов стали источать невыносимое зловоние, а на улицах – расти популяция крыс, которых потом уже не вытравишь. Мало того, демонстранты начали поджигать эти кучи.

Городские мостовые и тротуары, выложенные камнем или брусчаткой, протестующие разобрали, чтобы кидать в жандармов. Так булыжник – традиционное оружие пролетариата – вновь оказался в действии.

Подмога из-за границы, неспособность к изменениям и президент на службе у олигархов. Рассказываем об этом далее.

Французский Кантар глазами казахстанцев: как развивается восстание профсоюзов против Макрона

Orda.kz