Найти в Дзене
Коротко о простом...

Кастомайзинг 90-х. Страшные истории и личный опыт.

Сейчас это трудно представить, разглядывая на выставках единичные, созданные вручную профессиональными художниками по мотоциклам произведения искусства в виде современных кастомов, что какие-то 25 лет назад этот вид творчества был массовым. С середины 90-х и до начала 00-х в зимнее время, в несезон, в обычных гаражах творились чудеса. Пилились рамы, разваривались баки, гнулись рули и шились сиденья. Делались настоящие "кастомы", "под себя", от самых простых до серьёзных изобретений! Обычные парни, бывшие советские школьники, вдохновляясь хлынувшей, как ливень с неба, западной, в основном американской, мото-культурой, с ветром свободы в голове в простых советских гаражах, с помощью нехитрого инструмента, обычной русской смекалки и знакомого токаря с ближайшего "секретного" завода, творили чудеса с обычными советскими "совнархозами". Вот об этом и будет рассказ. А подкрепим мы его не только воспоминаниями, но и фотографиями из личного архива. Немножко отступлю от темы и добавлю, как в с

Сейчас это трудно представить, разглядывая на выставках единичные, созданные вручную профессиональными художниками по мотоциклам произведения искусства в виде современных кастомов, что какие-то 25 лет назад этот вид творчества был массовым. С середины 90-х и до начала 00-х в зимнее время, в несезон, в обычных гаражах творились чудеса. Пилились рамы, разваривались баки, гнулись рули и шились сиденья. Делались настоящие "кастомы", "под себя", от самых простых до серьёзных изобретений!

Обычные парни, бывшие советские школьники, вдохновляясь хлынувшей, как ливень с неба, западной, в основном американской, мото-культурой, с ветром свободы в голове в простых советских гаражах, с помощью нехитрого инструмента, обычной русской смекалки и знакомого токаря с ближайшего "секретного" завода, творили чудеса с обычными советскими "совнархозами".

Вот об этом и будет рассказ. А подкрепим мы его не только воспоминаниями, но и фотографиями из личного архива.

Немножко отступлю от темы и добавлю, как в своей статье про УАЗ, писать тут в комментариях, что я рукожопый жопорук недалёкий и неумелый не надо )))

Во-первых - это не правда.

Во-вторых, мой личный опыт может отличаться от личного опыта комментатора.

И в-третьих, я всегда обо всём пишу с юмором.

Безбашенной юности посвящается...

4 часа утра. Николина Гора, Одинцовский район Московской области. Июль 1998 года. Автор - лысый справа на Урале. Слева Иж Юпитер-5 тоже слегка модернизированный. Личный архив.
4 часа утра. Николина Гора, Одинцовский район Московской области. Июль 1998 года. Автор - лысый справа на Урале. Слева Иж Юпитер-5 тоже слегка модернизированный. Личный архив.

Итак сама история.

Первый личный "тяжёлый мотоцикл" у меня появился в феврале 1997-го, до этого в 1996-м был М-63 "на двоих", а первый переделанный под чоппер оппозит (Урал) я своими глазами увидел летом 1995-го. И хотя свой я сделал потом гораздо симпатичнее, но было это гораздо позже, а тогда переделка произвела на меня, только что продавшего Иж "Планету-5", очень серьёзное впечатление. Фото моего Ижа есть здесь.

С М-63 особо ничего не делали в первый сезон. Опустили переднее крыло вниз, переделали сиденье да и всё. Серьёзная перепланировка его ждала в следующем сезоне, когда "свою часть" этого мотоцикла я продам его второму хозяину.

Тот самый М-63. Август 1996 года. Автор с какой-то тётей. Личный архив.
Тот самый М-63. Август 1996 года. Автор с какой-то тётей. Личный архив.

Я же в феврале 1997 года купил ИМЗ 8-103.10 цвета хаки за 500 долларов и в этот же вечер его разобрал. Продал мне его очень непростой дядька, потому как на его груди красовалась очень интересная татуировка - Ленин и Сталин в профиль.

Вот такой, только на чёрных крашеных ободах и без ветровых стёкол.
Вот такой, только на чёрных крашеных ободах и без ветровых стёкол.

С переделкой я торопился, поэтому работы были выполнены по минимуму - удлинил вилку, разварил раму, переднее крыло поставил от Урала-Соло. Заднее на 18 дюймов от него же. Фару-каплю от старого Урала и бак от Иж-56. Обрезал ещё глушитель, флейту сохранил и набил железными сетками для мойки посуды, звук получился - просто огонь!. И всё это покрасил в тёмно-зелёный металлик краской марки Sadolin. Цвет назывался "Boss Green". Все работы заняли всего три с половиной месяца.

Вот в таком немного нелепом виде я прокатал сезон 1997 года. Фото с III Международного Bike Show. Личный архив.
Вот в таком немного нелепом виде я прокатал сезон 1997 года. Фото с III Международного Bike Show. Личный архив.

А вот мой коллега с М-63 ковырялся намного дольше, и если я в тот год выехал на майские праздники, то он смог это сделать лишь примерно к 10 июня, и это с учётом того, что переделывать его он начал ещё в октябре, как только закончился сезон.

А вот и М-63. Чуть не доделан, пассажирское сиденье на верёвочке. Фото сделана на Слёте читателей журнала МОТО Лицом к лицу. Старая Руза. Июнь. 1997 года. Общий сбор участников на поляне утром в субботу. А я в коричневой куртке слева.
А вот и М-63. Чуть не доделан, пассажирское сиденье на верёвочке. Фото сделана на Слёте читателей журнала МОТО Лицом к лицу. Старая Руза. Июнь. 1997 года. Общий сбор участников на поляне утром в субботу. А я в коричневой куртке слева.

Раз коснулись 1997 года, вот фото с переделками с III Международного Байк Шоу (личный архив):

Как в те годы мы удлиняли вилки и варили рамы? Очень просто, всё начиналось с вилки. У токаря заказывались вставки в перья. Длина вставки должна была быть меньше, чем расстояние между верхней и нижней траверсой. Кстати, для этого пришлось вспоминать школьный курс черчения., потому что токарю на пальцах не объяснишь!

После вкручивания этих болванок, вилка становилась длинней сантиметров на 15. Потом мотоцикл выкатывали на заведомо ровную поверхность и разрезали раму спереди. Клали уровень на нижние трубы и просто наступали на них ещё ногой. Вилка уезжала вперёд, угол наклона её менялся. Процедуру продолжали до тех пор, пока нижние трубы рамы не становились параллельно полу. После чего замерялось расстояние, на сколько разошлись передние стойки. Дальше брался донор и из него выпиливали трубы в размер. Их и вваривали на место, а внутрь вставляли для страховки трубу меньшего диаметра и предварительно сваркой её внутри тоже прихватывали. Швы зачищались болгаркой и шпатлевались.

Особым шиком считалось поставить вилку от Иж Планеты Спорт прямо вместе с передним колесом, и потом её удлинить. Или сразу ставить от кроссового Ижа.

Красили мы тогда используя самодельную конструкцию из компрессора от бытового холодильника ЗиЛ, ресивера от КамАЗа и аэрографа. Потому что компрессор от холодильника прокачать нормальный пистолет не мог, а вот аэрограф запросто. Настраивали на самое большое пятно и красили. Да - медленно, но зато аккуратно.

Вообще, тогда было так принято - осенью мотоцикл разбирался полностью, красился, доделывался-переделывался. И весной ты выезжал на новом. Ну почти...

Вот примерно так. Фото - февраль 2001 года. Личный архив.
Вот примерно так. Фото - февраль 2001 года. Личный архив.

Так из года в год мой мотоцикл менялся. Менялся и тот самый М-63. Его переделали на 12 вольт, сделали спинку как у знаменитого Капитана Америки и даже поставили стартер и покрасили в невероятный тогда "перламутровый" синий.

Вот, пожалуй, финальный его вид. Осень 2000 года. А я свой продолжал ваять и дальше.
Вот, пожалуй, финальный его вид. Осень 2000 года. А я свой продолжал ваять и дальше.

А я в 1998 году установил себе руль, который слесаря ЖЭКа согнули мне по индивидуальному заказу, конкретно под меня. Я им приволок макет из толстой медной проволоки и сказал - надо вот так. И они сделали! За пузырь.

С тем самым рулём. Правда фото 1999 года.
С тем самым рулём. Правда фото 1999 года.

И тут подойдёт подборка переделок из года 1998. Первое фото с Малоярославца, остальные с IV Международного Байк Шоу (личный архив):

Паровозом 1999 год. Личный архив:

К сезону 2001 года мотоцикл обзавёлся "фиш-тэйлами", дугами, кофрами из десятилитровых пластиковых канистр, другим большим хромированным рулём и был покрашен в более светлый зелёный. До сих пор думаю, что неудачно...

А однажды я захотел себе коляску. Мне всегда мотики с коляской нравились, вот я и решил заморичиться. Дети наши местные поведали мне, что на ближайшей свалке есть то, что мне нужно. Оказалось, там вообще лежал шедевр и раритет - боковой прицеп от Иж-49К. И на ранние 56-е вроде такие люльки тоже шли. Люлька была завалена бутылками, землёй и прочим мусором. Откопал, отчислил, обработал смывкой... Смывка смыла всё, кроме того, что было нанесено кисточкой ))) Оказалось, что родной цвет коляски тёмно-тёмно-синий, почти чёрный, а цировки жёлтые.

Лето 2001 года. Только со свалки...
Лето 2001 года. Только со свалки...

Отчистил, отмыл, покрасил в цвет. К мотоциклу прикрепил. Оказалось, что с редуктором для одиночки, тем самым "девятым мостом", Урал категорически отказывался ехать... Ехал, но очень плохо. В последствии, когда я люльку к нему цеплял, я переставлял редуктор на "восьмёрку".

Кто не знает - восьмёрка - потому что на ведущей шестерне восемь зубов. У девятки - девять. Девятка идёт под одиночку, восьмёрка под колясыч.

Но при езде с люлькой был ещё косяк с управляемостью. Из-за того, что при переварке рамы переднее колесо ушло вперёд, мотоцикл с коляской влево поворачивал нормально, а вот вправо требовал неимоверных усилий на руле.

Но выглядел он очень симпатично. Когда на нём я приехал на Байк Шоу к Ночным Волкам, было это в 2002 году,вечером подъехал на нём к палатке за пивом. Народ обступил - сфоткаться! Я говорю - бутылка пива в люльку и пожалуйста. Через 20 минут гружёный халявным пивом я приехал в лагерь.

Паровозом фото с Малоярославца 2002 года (Личный архив):

И с VI международного Байк Шоу. (Личный Архив):

Дальше тоже шли сплошные модернизации - установка дуг и глушителей "рыбий хвост", покупка нормальных кожаных кофров. Кстати первые были обшитые дерматином детсятилитровые пластиковые канистры - и форму держали, и дождя не боялись! Установка алюминиевых цилиндров со стальной гильзой взамен стандартной чугунины, установка кованых поршней под кольца Гётце. Установка заднего колеса от Урала Волк. Сборка переднего колеса (сам делал) - барабан от Днепра + хромированный обод от Урала (хотя я не знаю в чём разница).

Пробовал поставить тюнинговые валы в коробку, где четвёртая передача имела соотношение 1:1, вместо стандартных 1:1,3... Не пошло, выкрошились зубья шестерёнках. Такое вот "тюнинговое" дерьмо продавали страждущим на рынке в Сокольниках в Москве.

Пробовал ставить КПП от Днепра (она более технологичная, мягче переключает и у неё есть полуавтомат выжима сцепления). Не смог нормально отцентровать, сломало шток выжима сцепления. Вернул родную КПП на место.

Все девять лет, что я им владел, я всё время с ним что-то делал. Но по опыту могу сказать, когда его не залечиваешь, не пытаешься его "улучшить" с помощью запчастей, купленных на рынке, нормально он ездит и серьёзно не ломается. Если не ломать специально.

Однажды я поставил его на центральную подножку и попробовал - положит он стрелку спидометра или нет. Он положил, но поршни догнали клапана, оборвало левый шатун, куски поршней улетели в картер... Да много чего я сломал. Проверил зато. И знаю теперь, что так делать не надо )))

Вот после этого случая, я перешёл на кованые поршни. И на новый коленвал. И больше так не делал.

Но это личный опыт. А народ творил вещи и похлеще... Особым шиком считалось впихнуть мотор от Запорожца с КПП от Днепра.

А так ставили двигатели и от Волги, и от Оки. Особый был монстр - Война-5000 с мотором от грузовика ГАЗ-53!

Война-5000. Малоярославец 2002. Личный архив.
Война-5000. Малоярославец 2002. Личный архив.

А потом ситуация стала меняться, иномарок становилось всё больше и больше, наших мотоциклов всё меньше. Взять например "Слёт читателей журнала МОТО Лицом к лицу" - это будущий Мотоярославец и до 1998 года он постоянной прописки не имел. Самый первый в 1992 году он прошёл в Истре. В 1996 году в Обнинске, в 1997 в Старой Рузе и только с 1998 он осел в Малоярославце.

Так вот в 1997 году на весь слёт была одна иномарка - Yamaha Virago 1100. На неё ходили смотреть, как на летающую тарелку. А вот в 1998 году иномарок было уже процентов 30, а в 1999 - половина. А дальше по нарастающей.

Я Урал продал последним из нашей тусовки, в ноябре 2006 года. И то продать уже не мог, никому он в моём родном ближнем Подмосковье был уже не нужен. Уехал он от меня в Новороссийск транспортной компанией.

В последний путь на транспортную компанию. Ноябрь 2006.
В последний путь на транспортную компанию. Ноябрь 2006.

Фотография его висела у меня на сервисе Яндекс Фотки вот с таким описанием:

Это - мой бывший моц, собран из обычного колясочного Урала. Купил в феврале 1997, продал в ноябре 2006... Собственно - это предпродажная фотография. Руль - самодельный. Вилка передняя - кроссовый ИЖ. Бак от ИЖ-56. Переднее крыло - Урал Соло. Заднее крыло - родное. Ручки задние - Урал Соло. Фара от старого Урала. Задний стопарь - Ява-350. Генератор - 500 Ватт. Глушители - полированная нержавейка, для хорошего звука набитая железными сетками для мойки посуды. Поршни кованные под кольца Getze. Цилиндры стальные с алюминиевым оребрением. КПП с тюниговыми валами, 4 передача 1:1 + задний ход. Карбюраторы К-68. Мост 9-ка. Переднее колесо самодельное - ступица Днепр, обод хром. Урал. Заднее колесо - купил такое, установка переделок не потребовало. Седло - полностью самодел. Окраска - двухкомпонентный Basf. Сумки шил не сам и не заказывал - купил, а вот крепёж под задние кофры делал сам.

Спасибо всем, кто дочитал до конца. А кто узнал свои поделки, пишите в комментариях!

Бонусом ролик с наших покатушек по ночной Москве в августе 1996 года: