Тема отцов и детей всегда актуальна. Признаюсь, часто интересуюсь, кем стали дети и внуки известных людей, особенно музыкантов. Думаю причина такого любопытства это надежда, что потомки великого человека смогли достойно "носить" знаменитую фамилию , самореализовались и принесли пользу. Согласитесь, это тенденция вековая - Если ты вырос в захолустье и стал великим, то это нонсенс! Откуда ресурсы на обучение, откуда мотивация, откуда деньги на развитие таланта! Поэтому истории про Золушек всегда кажутся сказкой, в которую нам всегда хочется верить.
Ну а если ты вырос в семье известного человека, чья музыка преподается в школах, тиражируется миллионами скачиваний после многих лет после его смерти, то ,увы, положение обязывает, ответственность выше, ведь любые твои заслуги будут невольно сравнивать с твоим великим дедушкой или отцом.
СЕРГЕЙ ПРОКОФЬЕВ (1891-1953)
Советский композитор, который к десятилетнему возрасту написал уже две оперы и одну пьесу, чей "Танец Рыцарей" из оперы "Ромео и Джульетта" стал самой узнаваемой и проигрываемой музыкой в мире, а Симфония №5 (1944 год) названа "симфонией величия человеческого духа в годы ВОВ". Более 130 произведений С. Прокофьева входят в золотой фонд классической музыки XX века.
СЫН ОЛЕГ ПРОКОФЬЕВ (1928-1998)
Советский и британский художник, скульптор, искусствовед, поэт.
Музыка с детства окружала Олега, но влияния на выбор профессии не оказала, жизнь свою он связал с живописью. Возможно это случилось потому, что отец Сергей Прокофьев ушел из семьи , когда Олегу было 12 лет. Отпечаток на дальнейшие решения наложил и арест матери Лины Прокофьевой в 1948 году, в лагерях она провела 8 лет.
Поступив на художественно-графический факультет Московского педагогического института, она брал уроки у самого Бориса Пастернака, что открыло в нем еще и поэтический талант. Олега всегда тянуло к экспериментальному искусству и авангарду, что нашло отражение в его картинах и стихах.
Роковым событием стало знакомство с будущей любовью искусствоведом из Англии Камиллой Грей, которой отказали в визе в СССР. Это вынуждало влюбленных жить по разные стороны железного занавеса 6 лет до 1969 года. А в 1971 году в долгожданном совместном отпуске в Сухуми беременная Камилла заболела вирусным гепатитом и скончалась в возрасте 35 лет. Ребенка спасти не удалось. Олегу Прокофьеву позволили вывезти тело Камиллы на родину в Лондон. В СССР он больше не вернулся.
В Англии Олег начинал все с начала. В эмиграции Олег смог состояться как художник-авангардист, проводились выставки его картин и выпускались каталоги. Также Олег популяризировал имя своего отца за границей, выпуская в английском переводе его дневники. Прокофьев женился повторно, на Фрэнсес Чайлд (Frances Child), с которой у них родилось пятеро детей.
Несмотря на минимальное общение с отцом , Олег Прокофьев с нежностью сохранил до последних дней мысли о нем, что отразилось в его творчестве. В 2020 году в России впервые изданы в полном объеме стихи Олега Прокофьева.
ВНУК ГАБРИЭЛЬ ПРОКОФЬЕВ (1975 )
Британский композитор, продюсер, диджей, основатель лейбла «Nonclassical» и одноимённой клубной ночи.
О себе Габриэль рассказал в одном из интервью
"Я любил музыку с очень раннего возраста. Лет с десяти я знал, что это мое, мне нравилось сочинять. Но классическая музыка пришла позже, когда я поступил в университет, то есть мне было около 18.
С фамилией «Прокофьев» мне было не по себе при мысли о том, что я целиком посвящу себя этой карьере. Потребовалось время на то, чтобы нарастить уверенность."
При вопросе о России Габриэль ответил:
"Мой дед — настолько важная фигура для русской культуры, что, расти я в России, это легло бы на меня невыносимым гнетом — на мое желание стать композитором в особенности. Попытаться абстрагироваться от этого, высвободиться могло быть по-настоящему трудно: возможно, мне не хватило бы сил заниматься музыкой.
В Британии Прокофьева знают и уважают, но это совершенно не то, что в России: жить в стране и быть потомком одной из икон русской культуры — это колоссальное испытание. Мне повезло, что отец был художником, а не композитором."
В заключение хочу сказать, что сравнивать творчество и тем более жизненный путь этого поколения Прокофьевых некорректно. Авангардное творчество Олега Прокофьева и концерты для скрипки Габриэля, по моему субъективному мнению, имеют право существовать для своей публики как интересное творчество талантливых людей. Но это, конечно, несравнимо с немыслимыми произведениями С.Прокофьева. Скорей всего это и имел ввиду Габриэль. Колоссальное испытание -быть продолжателем великого.