«Рецепты» от философов.
«Лекарством от человеческой немощи» называл письменность Иоанн Соберийский. По его мнению, именно «письменное слово всегда безотказно подает нам утешение в горе, отдых в труде, веселье в бедности, скромность среди роскоши и наслаждений, ибо душа избавляется от пороков и даже среди бед и несчастий укрепляется в какой-то смиренной дивной радости, когда направляет острие ума на полезное чтение».
«Прибежищем для своей старости» считал библиотеку Марк Туллий Цицерон
Из исследований древних.Аристотель, изучая влияние искусств на здоровье, обнаружил взаимосвязь между чтением и здоровьем. Так, анализируя трагедии, он обосновал тот факт, что поэзия может снять чувство страха и страдания, так как при чтении перестраивается психика читающего человека.
«В мире скорби, где правит жестокость и ложь
Друга преданней книги едва ли найдешь.
Затворись в уголке с ней – забудешь о скуке,
Радость истинных знаний ты с ней обретешь» - справедливо считал выдающийся ученый, педагог, философ и поэт 15 века Абдурахман Джами. Его творчество яркой жемчужиной сверкает на горизонте мировой литературы. Начало его самостоятельной читательской деятельности произошло в 4 года. С этого периода, по описаниям его современников, он являлся не менее выдающимся Читателем, как бы мы сегодня сказали, акме-читателем.
Плутарх, обращаясь к юношам, справедливо призывал их при чтении «искать целительное и полезное, а наслаждение при этом получать небольшими порциями, словно вкусную приправу».
Сенека считал, что, от целенаправленного неслучайного чтения мы получаем пользу, а от разнообразия в чтении, только удовольствие. С его точки зрения, чтение питает ум и позволяет утомленному занятием человеку отдохнуть за другим занятием. Он также подчеркивал, что лекарства для души уже найдены древними. Развитие читателя заключается в умении читателя отыскать эти «лекарства», умении применять в нужный момент. Тогда же «звучащим « формам и методам формирования и развития читателя уделяли особое значение. Например, о важности совместных чтений (по сути, прообраз традиционной формы работы с читателями – громкого чтения) упоминал средневековый автор Фотий. Его собственная книга составлена из пересказов различных произведений, прочитанных совместно с учениками и друзьями.