Страстная седмица – неделя, уже непосредственно посвященная проживанию скорби о страданиях (страстях) Спасителя нашего. Каждый день здесь назван Великим: Великий вторник, Великая среда… Вспомним, какие особые богослужения совершаются на этой седмице.
В первые три дня Страстной еще служится Литургия Преждеосвященных Даров. В Великий четверг (в этом году – 13 апреля) все православные стараются причаститься Святых Христовых Таин, поскольку главное событие, вспоминаемое в этот день, – это Тайная Вечеря, за которой и было установлено Таинство Причащения (Евхаристии).
«12 Евангелий»
Неповторимая служба – утреня Великого пятка – совершается в Великий четверг вечером. В двенадцати специально подобранных отрывках из четырех Евангелий по порядку вспоминается от начала до конца путь страданий, которым прошел Господь наш Иисус Христос, – начиная с Его беседы с учениками и молитвы в Гефсиманском саду и заканчивая распятием на Голгофе и погребением. По уставу Евангелия должны читаться поздно ночью, но в современной практике эту службу, как правило, совершают пораньше – вечером.
Во время чтения Евангелий верующие стоят в храме с зажженными свечами. Существует традиция сохранять после окончания службы огонь этих свечей, относить его домой и зажигать от него домашнюю лампаду.
Страстная пятница (Великий пяток)
Этот день является кульминацией Страстной седмицы. Церковь вспоминает суд над Христом, Его избиение и поругание, казнь и смерть через распятие на Кресте. В Великую пятницу литургия не положена, утром служатся Царские часы.
Затем около трех часов дня (время Крестной смерти Спасителя) совершается вечерня, в конце которой из алтаря выносится Святая Плащаница – больших размеров полотнище с вышитым на нем изображением Христа, лежащего во гробе. Плащаница полагается в центре храма на возвышении, украшенном цветами, и пребывает там три неполных дня – до наступления пасхальной ночи.
А вечером или ночью в пятницу совершается утреня Великой субботы с чином Погребения Спасителя. По сути, это отпевание Христа: перед Плащаницей совершается пение 118-го псалма, стихи которого перемежаются с особыми припевами, оплакивающими Спасителя. Припевы эти являются величайшим шедевром церковной поэзии. По окончании чина погребения Плащаницу крестным ходом обносят вокруг храма с пением погребальной молитвы «Святый Боже…» и снова полагают в центре храма. Затем читается трогательный канон на плач Пресвятой Богородицы.
Радость пополам с печалью
В Великую субботу, именуемую также Благословенной, Церковь вспоминает пребывание Господа во гробе и сошествие Его душою во ад для возвещения там победы над смертью. В саму субботу утром совершается вечерня в соединении с литургией. Она предвозвещает уже Пасхальное воскресенье. На ней читаются пятнадцать паремий – особых отрывков из ветхозаветных книг, в которых заключаются прообразы страданий, смерти и воскресения Христа и пророчества о наступлении Царства Господа.
Затем поется прокимен (специально подбираемый стих из Священного Писания) «Воскресни, Боже» – и черные облачения в храме меняются на белые: начало праздника Пасхи ощущается все сильнее. В богослужении Великой субботы прослеживаются как траурные, так и праздничные, воскресные, черты.
По окончании литургии совершается освящение традиционных продуктов для пасхального стола: куличей, пасох и крашеных яиц.
В это время уже не стоит излишне поддаваться суетной бытовой подготовке к празднику, ведь Христос еще пребывает во гробе, а за литургией в этот день поется вместо Херувимской «Да молчит всякая плоть человеча…».
И… Пасха!
В пасхальную ночь, за час до полуночи в субботу, совершается небольшая служба под названием полунощница (в монастырях ее служат ежедневно, а в приходских храмах, как правило, только один этот раз в году). К концу этой службы Плащаница Спасителя заносится в алтарь через Царские врата и кладется на престол, где находится до праздника Вознесения (сороковой день после Пасхи – 9 июня).
Ровно в полночь священнослужители со всеми верующими выходят из храма и, обойдя его крестным ходом с пением стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси…», останавливаются у запертого входа в храм. В этот момент молящиеся как бы повторяют путь жен-мироносиц, которые печально шли в ночи ко гробу с сосудами мира, чтобы помазать Пречистое тело Спасителя, – а дойдя, услышали от ангела весть о Его Воскресении.
Вот и здесь снаружи храма впервые звучит радостное: «Христос Воскресе!» Двери храма открываются, все входят, и начинается светлая пасхальная заутреня, которая сменяется Божественной литургией.
Священник Евгений АЛЕНИН