Скоро школьники будут сдавать ЕГЭ, в том числе и по истории. Ну что же, не будем и мы стоять в стороне. Расскажу вам одну очень занимательную и одновременно загадочную историю. Как всегда, отталкиваясь от изобразительного искусства (а как же иначе на этом канале?).
В 1581 году семь нидерландских провинций объявили о своей независимости от Испанской империи образовав Республику Соединённых провинций. Естественно, испанские Габсбурги такого вопиющего вмешательства иностранных держав на исконно испанских территориях падения доходов от довольно небедных провинций вытерпеть ну никак не могли и тут же объявили «священную войну». Нидерландцы (всё-таки их неправильно называть только голландцами, так как Голландия была лишь одной, хоть и самой главной провинцией, ну как у нас Москва) быстро смекнули, что в таких условиях им требуется сильная власть, лучше сразу вместе гражданская и военная. Сочетание должностей премьер-министра и главнокомандующего в одном лице дало должность статхаудера (штатгальтера). Про всех штатгальтеров, среди которых были довольно примечательные личности, мы говорить не будем. Сегодня нас интересует один - Мориц Оранский. Фактически второй штатгальтер Соединённых провинций (1585-1625).
Теперь можно и на картину взглянуть. А там интересные вещи получаются.
Charles Rochussen (1814-1894) - Принц Мориц Оранский принимает делегацию из России в 1614 году, 1874 (дата написания картины):
Я даже не рискну произносить фамилию и имя художника по-русски, так как с особенностями нидерландской транскрипции совершенно не знаком. Тут от Чарльз Рочуссен до Карл Рохуссен (последнее, впрочем, уже что-то близкое к Дании). Но дело не в малознакомом художнике. Меня больше всего заинтересовало название картины. Вам ничего не резануло слух (зрение)?
Конечно! Дата. 1614 год. Династия Романовых только-только установилась (1613). Царю Мише едва 17, он ещё не женат и вряд ли сильно озадачен дипломатией, тем более не на польском и шведском направлениях, где у государства серьёзные проблемы, а в каких-то там Нидерландах. Папа (он же патриарх) и де-факто глава государства Филарет до 1619 года в польскому плену. До этого времени государством фактически управляет Мишина мама – монашка Марфа с кругом советников. Таким образом, простая логика приводит нас к двум вариантам развития событий.
Первый - Charles Rochussen всё напутал создавая картину через 260 лет после изображённых на ней событий (да и то сказать, тот русский посол, который слева, как-то очень уж подозрительно смахивает на малоросса).
Второй – в русском правительстве нашлись люди способные, едва придя к власти, (коронация Михаила Романова 11 (21) июля 1613 года плюс несколько месяцев пути до Гааги) на такую сложную дипломатическую комбинацию как отправку посольства через враждебную Речь Посполитую (а как по-другому?) в далёкую и едва появившуюся на карте республику. То есть необходимо было оценить роль нового субъекта европейской политики, его значимость для России, просчитать маршрут посольства (ну не автостопом же уважаемые бояре в шубах ехали). Более того, понять важность этого дипломатического шага в массе очень неотложных задач (напомню, что мир со Швецией был заключен только в 1617, перемирие с Польшей только в 1618). А тут посольство в Нидерландах аж в 1614!
Вот вам и ребус по русской истории от малоизвестного голландца.
Как выпутываться будем? Ждите продолжения...