После шумного успеха «Старых песен о главном» на телевидении возник новый тренд — новогодние мюзиклы, где за основу брались классические произведения русских и зарубежных классиков. Рассказываем, с чего все началось.
Первой ласточкой новогодних мюзиклов стала вольная интерпретация Гоголевской повести «Вечера на хуторе близь Диканьки». Тогда еще не возникли политические осложнения между Россией и Украиной, совместные фильмы снимались и выходили в обеих странах, и если и существовало какое-то напряжение, зрители ничего подобного не ощущали. Еще не было спецоперации, Верка Сердючка еще не сказала аукнувшееся «Раша, гудбай». Исполнившему роль Сердючки Андрею Данилко, кстати, после негативных высказываний о России запретили въезд в нее на 50 лет. Но не будем об этом.
Страшно сказать, но «Вечера на хуторе близь Диканьки» вышли аж в 2001 году — 22 года назад. Как и в классическом произведении Гоголя, в селе Диканьки, накануне Рождества Черт решает украсть месяц, а красавица Оксана, дочка богатого казака Корнея Чуба, вместе с подружками, идет колядовать, изводя капризами влюбленного в нее кузнеца Вакулу. Тот неосторожно обещает исполнить любое ее желание, и Оксана обещает выйти за него замуж, если тот достанет ей золотые черевички, в которых впору только царице ходить. Кстати подвернувшийся Черт готов помочь Вакуле в обмен на душу, но кузнец лыком не шит и, оседлав Черта, летит к царице в Петербург за обновкой любимой. Словом, все, как у Гоголя.
Автором проекта выступил украинский режиссер Семен Горов, который позже поставит такие новогодние мюзиклы, как «Золушка», «Безумный день или Женитьба Фигаро», «Сорочинская ярмарка», которые с восторгом примут зрители. Споткнется Горов только на «Приключениях Верки Сердючки». Отказавшись от участия звёзд, Горов выставит все акценты на одну героиню, да небольшое камео Киркорова. Генеральному директору Первого канала Константину Эрнсту, который рассчитывал на новый мюзикл украинского режиссера, творение не понравится, и в новогоднюю ночь этот фильм зрители не увидят.
Сценарий «Вечеров» напишет Антон Фридлянд, который поработает и над другим проектом — «Золушка». Музыку напишет талантливый Константин Меладзе. А среди звезд, которые сыграют главные роли, появятся Филипп Киркоров, Ани Лорак, Лолита, группа «ВИА Гра», Таисья Повалий, нежеланные теперь в России Андрей Данилко и Олег Скрипка, и другие.
По свидетельству Семена Горова, когда началась подготовка над работой, конкурирующий канал задумал делать нечто похожее. Поначалу Горов хотел отказаться, а затем передумал: почему он должен был уступать. Когда он отправился на переговоры к главе украинского телеканала, показал идею сценария, костюмов, озвучил, кто будет сниматься, тот удивился: «Вы там что, хотите шедевр снимать?» На что Горов ответил: «Почему бы и нет?»
Певец Олег Скрипка согласился играть роль Вакулы, но не хотел видеть рядом с собой Филиппа Киркорова, и потому отказался, однако его удалось уговорить. Роль Оксаны без проблем согласилась сыграть тогда еще малоизвестная Ани Лорак. Киркорову предложили роль Потемкина, но тот решил: буду Чертом или никем. Императрицей в мюзикле видели Аллу Пугачеву, но та отказалась, так как не увидела в подобных мюзиклах никакой перспективы. Пугачева появится в них позже, в роли Тони Коровяк, мюзикла «За двумя зайцами». Ее роль в итоге отойдет Лидии Федосеевой-Шукшиной.
По свидетельству Горова, делалось все на коленке, почти без денег, в небольшом павильоне «Укретелефильма», и только съемки императорского дворца проходили в Мариинском театре. Когда фильм сдали, группа уехала отдыхать, не ожидая, какой фурор вызовет мюзикл. «Вечера на хуторе близь Диканьки» побил все возможные рейтинги, съемочную группу даже пригласили на кинофестиваль «Кинотавр», где ей вручили два приза. Это было чем-то новым и неожиданным, зрителям понравилось, что к ним относятся серьезно, не считая каким-то быдлом. Этот фильм изучают в театральном институте Карпенко-Карого как первый украинский мюзикл.
Современное телевидение теперь имеет уже другое воплощение, и очень много людей, которые пафосно говорят: мы не смотрим телевизор. Но стоит спросить: сколько времени они проводят за просмотром YouTube или Netflix? Так что мюзиклы, в том числе и новогодние, никуда не делись, они просто ушли на другие каналы, приобретя другой вид, поскольку история циклична.
Печально, но из-за современных политических сложностей, все изменилось, в том числе и качество новогодних мюзиклов. Пока они снимались вместе, все и получалось хорошо, когда же мюзиклы стали снимать отдельно, не осталось ничего: ни юмора, ни общей культуры. Очень жаль.
А вам нравится мюзикл "Вечера на хуторе близь Диканьки"?
Подписывайтесь на наш Дзен, и мы расскажем массу интересного о новогодних телепередачах разных лет.