Найти в Дзене
Особый взгляд

Интересно ли незрячим людям искусство — кроме музыки?

«Я направляю камеру смартфона в сторону друзей. Скринридер оповещает: "Два лица в центре кадра, одно лицо слева в нижнем углу". Двигаю камеру до тех пор, пока не услышу: "Три лица в кадре, можете делать снимок!"». «Особый взгляд» запустил проект «100 вопросов незрячему». В его рамках незрячие люди отвечают на вопросы людей без нарушения зрения — даже на те, которые могут показаться странными или банальными. Присылайте свои вопросы по адресу:  editor@specialview.org. Маргарита, незрячая «Незрячим в той или иной степени доступны многие виды искусства. В этом плане незрячий человек может быть как пассивным потребителем, так и активным участником. Далее поговорим о некоторых наиболее популярных видах искусства. Литература Незрячие люди — одни из самых читающих. А с развитием высоких технологий книга в широком смысле слова стала еще доступнее. От литературы, изданной по системе Брайля, до аудиокниг на кассетах, дисках и в приложениях для смартфона; от электронных текстовых книг, которые мож
Оглавление
«Я направляю камеру смартфона в сторону друзей. Скринридер оповещает: "Два лица в центре кадра, одно лицо слева в нижнем углу". Двигаю камеру до тех пор, пока не услышу: "Три лица в кадре, можете делать снимок!"».
Иллюстрация: Галина Воробьева.
Иллюстрация: Галина Воробьева.

«Особый взгляд» запустил проект «100 вопросов незрячему». В его рамках незрячие люди отвечают на вопросы людей без нарушения зрения — даже на те, которые могут показаться странными или банальными.

Присылайте свои вопросы по адресу:  editor@specialview.org.

Маргарита, незрячая

«Незрячим в той или иной степени доступны многие виды искусства. В этом плане незрячий человек может быть как пассивным потребителем, так и активным участником. Далее поговорим о некоторых наиболее популярных видах искусства.

Литература

Незрячие люди — одни из самых читающих. А с развитием высоких технологий книга в широком смысле слова стала еще доступнее. От литературы, изданной по системе Брайля, до аудиокниг на кассетах, дисках и в приложениях для смартфона; от электронных текстовых книг, которые можно прочесть благодаря синтезаторам речи, до радиоспектаклей — книга сопровождает незрячего давно и повсюду.

Среди незрячих немало тех, кто сам создает литературные произведения: пишет стихи, рассказы, повести, романы. Кто-то пишет для себя и близких, кто-то успешно издает свои произведения.

Я, например, с 1997 года (с 11 лет) пишу стихи, выпустила несколько сборников, а также веду сообщество во «ВКонтакте», где выкладываю обзоры на любимые книги.

Театр

Есть среди незрячих и поклонники театрального искусства, в том числе заядлые театралы. С тех пор, как спектакли начали сопровождаться тифлокомментарием, данный вид искусства стал еще доступнее.

У меня сохранились теплые воспоминания о посещении детских спектаклей. Любовь к театру я пронесла через юность, не утратив и поныне. Когда жила в маленьком городе, где был всего один театр, посещала спектакли 2-3 раза в год. Переехав в Екатеринбург, бываю в разных театрах не меньше четырех-пяти раз в год.

У меня есть знакомые, которые и сами являются актерами: играют в инклюзивных театрах либо театральных труппах, состоящих только из незрячих и слабовидящих участников.

Танец

И здесь тоже мы не стоим в стороне. Безусловно, показывать незрячему человеку танцевальные движения сложнее, чем видящему — нужно больше времени и, главное, прямой физический контакт. Но успешно освоить танец живота, танго или вальс можно: один на один с тренером, в инклюзивной студии или в обычной студии, если тренер готов уделить особое внимание незрячему танцору.

Живопись

Возможно, вы удивитесь, но незрячий может как наслаждаться картинами, так и создавать их, пусть и при определенных условиях.

Словесное описание картины (тифлокомментарий) поможет получить о ней некоторое представление, а тактильная копия позволит представить живописное произведение еще более полно.

Освоив технику пластилиновой графики, незрячие создают прекрасные выпуклые картины. Если человек потерял зрение в осознанном возрасте, он может даже взять обычные краски и кисти и начать творить. Конечно, ему важно знать, в какой емкости краски какого цвета, как те или иные цвета сочетаются, что происходит при смешении. Руки помнят, как вести кистью по холсту. Если не контролировать процесс визуально, то результат может отличаться от задумки.

Фотография

Некоторые люди с минимальным остаточным зрением и даже полностью незрячие любят фотографировать. Здесь снова встает вопрос невозможности проконтролировать процесс, но иногда выручают современные технологии.

Желая сделать фото друзей, я направляю камеру смартфона в их сторону. Скринридер оповещает: «Два лица в центре кадра, одно лицо слева в нижнем углу». Двигаю камеру до тех пор, пока не услышу: «Три лица в кадре, можете делать снимок!»

Если с освещением в комнате все в порядке, фотография получается довольно хорошей. На выставку ее подать не решусь, но для личного архива сгодится. Бывая на Байкале, пробовала фотографировать и снимать на видео пейзаж. Кое-что получилось, но гордиться этим не стала бы.

Будет замечательно, если после прочтения данного текста образ незрячего музыканта дополнится в вашем воображении образом незрячего актера, художника, писателя и, почему бы нет, фотографа!»

Кристина, незрячая

«Проще всего на этот вопрос ответить отрицательно, но это будет не совсем точный ответ.

Конечно, музыка для незрячего человека наиболее понятный и доступный вид искусства.

Но некоторое время назад людям с нарушением зрения стали доступны аудиоописания живописных полотен, их тактильные копии. Понятно, что очень сложно описать и скопировать весь фонд мировой живописи, но теперь незрячий человек может получить определенное представление о том, как выглядит та или иная картина.

Кино для нас тоже стало доступнее, потому что теперь ко многим фильмам есть тифлокомментарий. Это описание происходящего в данный момент на экране. Тифлокомментариями также могут сопровождаться некоторые спектакли в театре. Конечно, для многих это открыло мир театрального и киноискусства, позволяет более полно представить себе происходящее.

Но лично мне этого недостаточно для того, чтобы серьезно заинтересоваться теми видами искусства, которые назвала. Я когда-то немного видела и хорошо помню, как выглядят краски на полотне художника, как может падать свет на картину.

К примеру, когда в Русском музее увидела "Девятый вал" Айвазовского, это было ощущение настоящего восторга. Ты входишь в зал, а картина прямо перед тобой, тебе кажется, что вода вот-вот выплеснется из рамы и накроет тебя с головой, настолько живо и реалистично художнику удалось передать это движение волны.

Прошло много лет, я теперь уже не имею счастья реально увидеть эту картину, но впечатление живо до сих пор. И никакой тактильный макет, никакое аудиоописание, какими качественными и продуманными они бы не были, не может передать ощущения, которые человек может получить, видя картину своими глазами.

Что касается кинематографа, то в детстве и юности я им очень интересовалась, хотя и тогда не могла почти ничего понять из того, что происходит на экране. Казалось бы, теперь эту проблему решает наличие тифлокомментария. Да, отчасти, согласна. Но в кинематографе меня почему-то всегда больше интересовала операторская работа, а также то, какими визуальными средствами режиссер доносит свою идею до зрителя. Для того чтобы я получила нужное мне представление, рядом должен сесть зрячий человек и подробно описывать каждый план. Но тогда просмотр фильма затянется на полдня, потому что придется постоянно останавливаться, чтобы успеть описать все, что мне интересно.

Естественно, у тифлокомментария, каким он задуман, абсолютно другие задачи. В любом случае я рада, что теперь это для нас доступно.

Если говорить о театре, то в театр как раз хожу с большим удовольствием, и никакой дополнительный комментарий мне не требуется.

Главным образом меня привлекает живая актерская эмоция, энергия, которую ощущаю как зритель. Для меня главная прелесть спектаклей в том и состоит, что действие разворачивается передо мной здесь и сейчас, без монтажа и многочисленных дублей. Наверное, до какой-то степени могу сказать, что театр люблю, хотя не разбираюсь в нем так, как разбираются истинные ценители».