Всем моим читателям доброго времени суток. Сегодня я хочу вас познакомить с трассой А-376, которая пока не имеет названия. Этой дорогой мы проехали в 2020 году во время путешествия из Санкт-Петербурга во Владивосток (другие статьи из этого путешествия можно найти на моём канале).
А-376 - автомобильная дорога федерального значения в Хабаровском крае, соединяет города Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре, а также с портом Ванино. До 1980 года круглогодичного проезда между Хабаровском и Комсомольском не было. Часть местности заболочена и проезд был возможен только в зимнее время.
Порт Ванино находится на берегу Охотского моря, в Татарском проливе, это Российский морской порт федерального значения. Порт развивается. В Ванино подходит железная дорога, та самая, которая БАМ (Байкало-Амурская магистраль), а теперь и федеральная автомобильная.
Интересно, что трасса А-376 (я бы так и назвала её «Ванино») в населённом пункте Лидога разделяется, один участок дороги идёт в Ванино, а второй в Комсомольск-на-Амуре. Тем не менее, это всё одна трасса. Отворотка на Ванино составляет 326 км, населённые пункты по дороге отсутствуют, автозаправок нет (или есть одна?), полностью асфальтирована только в 2017 году.
Очень хотелось бы проехать до Ванино, но, во-первых – у нас была другая задача и мы были ограничены во времени, а во-вторых, Вася там был. А вот Комсомольск-на-Амуре мы хотели посмотреть все, хотя Вася и там был в командировке, но с тех пор прошло 14 лет. Поэтому мы едем из Хабаровска в Комсомольск-на-Амуре.
Кто прочитал предыдущий мой очерк «Трасса Амур» - помните, он заканчивается Хабаровском?
Экипаж всё тот же: я, муж Вася и сын Федя. Машина Renault DUSTER 2014 года, полноприводный.
От Хабаровска до Комсомольска 400 км. Из Хабаровска мы выезжаем в 20.00. Хороший вечер, хорошее настроение, хороший был день! И какой замечательный город Хабаровск!
В 30 км от Хабаровска проезжаем село с интересным названием – Князе-Волконское. Село названо в честь князя Михаила Сергеевича Волконского, участника Амурской экспедиции 1849-1885 гг. В 1903 году сюда приехали переселенцы из Тамбовской губернии, Борисоглебского уезда, из владений князей Волконских. Всего переселенцев было 288 человек. Проезжаем село уже в сумерках.
Ещё одно интересное место, которое я хотела бы посетить – это село Сикачи – Алян, 70 км от Хабаровска. Но мы заезжать не стали, т.к. совсем стемнело. Тем не менее, рекомендую. Это национальное нанайское село. Нанайцы – наиболее многочисленные из коренных народов Приамурья: 12 тыс. человек сейчас проживает в России и около 5 тыс. в Китае, где они известны как хэчжэ. И лучшее место для знакомства с их культурой - Сикачи-Алян. Там находятся петроглифы каменного века и "Стойбище Сородичей" - национальное подворье семьи со звучной фамилией У. А самый известный нанаец– советский певец Кола Бельды. (помните: «Увезу тебя я в тундру…!»), родился в селе Муха Нанайского района (сейчас село не существует). Кстати, интересная судьба у Кола Бельды. Не буду вдаваться, кому будет интересно, можно прочитать его биографию. Я прочитала.
А мы едем в центр Нанайского района село Троицкое, где у нас ночёвка. Нашли гостиницу на карте, подъехали, время 23 часа. Поднимаемся на 3 этаж. Первые два занимает контора, вроде бы, лесокомбината. Слава богу, администратор на месте, предложила нам 4-х местный номер! Душ и туалет на этаже, напротив номера кухня. Всё удовольствие 2600 руб. (не забывайте – это 2020 год). Из постояльцев – никого (может время позднее?). Помылись в душе, поели и попили чай на общей кухне – всё отлично! Улеглись спать уже в полночь. На одну ночь гостиница вполне подходящая.
На следующий день встали в 6.45 утра.
Несколько слов о селе. Троицкое довольно большое село, центр Нанайского района. Основано русскими переселенцами из Вятской губернии и названо в память о селе, из которого прибыли первые семьи и поселились рядом с нанайским стойбищем Долин. В этом и заключалась переселенческая политика генерал-губернатора Н.Н.Муравьева, чтобы переселенцы учились выживать у своих соседей. По данным последней переписи населения из 5 тысяч жителей села 500 человек — это представители коренного населения.
Село ухоженное, на улицах чисто. А набережная Амура замечательная!Сделаны дорожки, скамейки, детская площадка, несколько памятников и смотровая площадка. А Амур такой широкий. И такая свежесть!
Набережная в селе Троицкое носит имя Максима Пассара. Пассар, нанаец по национальности, родился в уже известном селе Муха Нанайского районе, герой России, погиб во время Великой Отечественной войны.
От Троицкого до Комсомольска-на-Амуре остаётся 200 км. В путь!
Дорога хорошая, по одной полосе в каждую сторону. Машин мало. Хорошо! И в 11.30 мы въезжаем в город.
Комсомольск-на-Амуре образован отрядами заключённых и комсомольцев в 1932 году посреди тайги на месте села Пермского и нанайского стойбища Дзёмги. Название населённый пункт получил в память о комсомольцах-первостроителях города на Амуре.
Город находится на другой стороне Амура от Трассы А-376. Переезжаем Амур по мосту. Мост красивый и грандиозный, длиной 1 435 м, является и железнодорожным, и автомобильным. Железнодорожная часть моста была сдана в эксплуатацию в 1975 году, а автомобильная в 1982. Мост является важным звеном БАМа и стратегическим военным объектом. Перед мостом нельзя останавливаться, его охраняют военные.
Комсомольск-на-Амуре был рождён 10 мая 1932 года, когда пароходы «Коминтерн» и «Колумб» высадили на амурском берегу около тысячи первых строителей будущего города. Сегодня об этом событии напоминают памятный камень и памятник первостроителям.
Первым делом мы отправились на набережную Амура. А она вся закрыта на реконструкцию!
Интересно, в каком она сейчас состоянии, как продвинулось стройка – прошло почти три года?!
А Амур величественный, очень широкий и очень красивый. Какая великая река!
Я верю, что набережная такой и будет. Амур — это лицо города, главная достопримечательность. Может когда-нибудь и прогуляюсь по новой набережной города – стройка идёт большая и грандиозная!
От набережной начинается главный проспект города - Первостроителей. Идём к нему через Парк, называемый Яблоневый сад. От памятника Первостроителям Комсомольска через парк идёт широкая аллея с высокими лиственницами по обеим сторонам. Мы были в будний день, да ещё и шёл небольшой дождик, в парке - никого. Но парк хороший, довольно ухоженный!
В самом центре парка находится ещё один знаковый памятник. Это памятник военным строителям, участникам ледового перехода 1934 года. Они совершили в лютые морозы 400-километровый пеший переход на лыжах по льду Амура от Хабаровска до Комсомольска.
В центре широкие проспекты, много зелени. Да в спальных районах тоже– светлые, широкие улицы, много зелени. Мне показалось, что город немного запущенный. И дороги! Совершенно убитые дороги при переезде из одного района в другой. Но дорога вовсю строится!
В городе два района – Центральный и Дзёмги (Ленинский).
Вася был когда-то в командировке на Амурском судостроительном заводе, к нему мы и подъехали, немного погуляли.
А затем отправились к авиационному заводу имени Ю. А. Гагарина (тот самый завод, который делает и военные самолёты марки Су и гражданские Сухой SuiperJet- 100). Предприятие за свою 75-летнюю историю выпустило несколько тысяч военных самолётов таких знаменитых на весь Советский Союз авиаконструкторов, как Ильюшин, Туполев, Гуревич, Микоян, Бериев и Сухой.
В интернете не так много отзывов о Комсомольске-на-Амуре и ещё меньше хороших. А мне город понравился! Во-первых, напоминает Питер, а во-вторых, живой, много молодёжи, много детей, широкие и зелёные проспекты. В общем, Комсомольск-на-Амуре обычный большой промышленный город с обычными российскими проблемами.
И напоследок мы зашли в кафе-столовую Метро на проспекте Ленина, 19. Просто классная столовая – стилизованная под станцию метро (в городе метро нет), чистая, светлая, да ещё и вкусно. Рекомендую всем!
В общей сложности в Комсомольске-на-Амуре мы пробыли 4 часа. Выезжаем из города в 15.30. Едем обратно в Хабаровск по той же трассе А-376. К сожалению, другой дороги нет.
Наконец, я сижу в машине! Честно говоря, я устала – ходили по городу почти 4 часа. А наш «сухарик» такой родной, такой уютный, такой тёплый. Мне так хорошо, что я задремала. Вася и Федя, как всегда, меняются каждые 3-4 часа. Один за рулём, второй отдыхает.
Первую остановку на обратном пути сделали опять в селе Троицком. Через три часа езды от Комсомольска-на-Амуре. Размяли ножки, попили чай из термоса с бутербродами, и Вася с Федей искупались в Амуре. Сказали, что дно каменистое, вода не холодная, но чувствуется течение. Машину поставили прямо на берегу и устроили небольшой пикник. Здорово, набрались сил – можно ехать дальше! До Хабаровска ещё 200 км.
Да, забыла сказать, на участке 89-92 км расположен аэродромный участок дороги «Елабуга». Нигде такого не видела, вы не спутаете – это действительно взлётно-посадочная полоса прямо на трассе! Для автомобильного движения во время учений существует объездная дорога. Ширина полосы в этом месте 38 м, а длина 2700 м.
В 21.30 въехали в Хабаровск. По трассе забронировала отель «Ариранг». Свободный пер., д.11. Пишу адрес, т.к. рекомендую! У нас был трёхместный номер за 3000 руб., включён завтрак.
Заселились и пошли прогуляться по ночному Хабаровску. Я в восторге от Хабаровска и от дневного, и от ночного. Да ещё и ночь выдалась тёплая!
В отель вернулись уже в полночь. Вот и закончилось наше путешествие по трассе А-376. Завтра продолжим свой путь во Владивосток.
Впечатление о трассе. Хорошая дорога. Две полосы, по одной в каждую сторону. Населённых пунктов на трассе нет, все они расположены вдали от трассы, на берегу Амура или его протоках. Дорога прямая, проходит по излучине реки Амур, среди леса, тайги, в окружении живописных сопок. Трасса почти пустая. Очень удивила взлётно-посадочная полоса – аэродромная – прямо на трассе (место учений и испытаний самолётов Авиационного завода Комсомольска-на-Амуре, я так думаю). Вся трасса от Хабаровска до Комсомольска 400 км. Дублирующих дорог нет, поэтому наша отворотка от трассы на Владивосток была почти в 1000 км.
Я не люблю прокладывать маршрут по одним и тем же местам, но здесь выбора не было. Река Амур – великая, очень широкая и красивая. Мои мальчики искупались в Амуре (они купаются во всех великих реках Сибири). Я так нигде и не искупалась, хотя и лето, но мне холодно!
По этой же трассе можно доехать до порта Ванино, откуда ходит паром на Сахалин (А в сталинские времена возили заключённых до Магадана, на Колыму). Вот там действительно на протяжении 300 км нет ни одного населённого пункта (даже вдалеке), да и заправка всего одна, где-то посередине.
Спасибо всем, кто дочитал до конца. До новых встреч!
Продолжаю писать о трассах России. Желаю всем хорошего настроения и ярких, незабываемых путешествий!