Спор о том, что первично – материя или идеи – начался с Платона и Аристотеля и продолжается в некоторых кругах и по сей день. Из этого основного вопроса философии делаются далеко идущие выводы и строятся целые парадигмы мышления.
Попробуем, однако, взглянуть на эту проблему с другой стороны. Актуально ли в 21 веке это противостояние и можно ли примирить материалистов и идеалистов? Читайте ниже.
Что такое материализм и идеализм
Для начала разберёмся с определениями. Внимание, трактовка рассматриваемых в данной статье терминов может отличаться от их классического понимания.
Материализм — мировоззрение о том, что материя является первичным началом бытия, а идеи образуются на основе наблюдений сознания за объективной реальностью. Единственной субстанцией бытия является материя, а все сущности образованы ей. В том числе – сознание, в котором находятся все идеальные понятия.
Материя – реальность, наблюдаемая при помощи сознания. Считаем нужным включить в материальное и сами ощущения внутри сознания, в т.ч. мышление, так как невозможно доказать их наличие вне материальной оболочки сознания (тела и мозга).
Идеализм – мировоззрение о том, что идеи являются первопричиной материи. Материальный мир формируется на основе идеального, и живёт по его законам. Идеальный мир отделяется от материального.
Идея – прообраз реальности, формируемый в мире идей/сознании (в зависимости от концепции). В материализме является продуктом материи, в идеализме существует независимо от неё.
Проблема идеализма
Классической парадигмой, по которой жили люди большую часть исторического времени, является идеализм. Идеалистическое мировоззрение эволюционировало из первобытного спиритуализма и выросло до сложных религиозных и философских учений о природе бытия.
Источником представлений о разделении материального и нематериального/идеального, как нам кажется, стоит искать в ранней истории человечества. В представлениях древних было разделение на зримое/понятное и незримое/тайное/необъяснимое/пугающее. К последнему относили силы природы, которые поначалу обожествлялись и которые "задабривали" в ходе ритуалов.
Впоследствии концепция идеализма усложнилась и углубилась. Мир разделился на познаваемый и непознаваемый – естественный и сверхъестественный. Мир идей стал первопричиной наблюдаемого бытия – логично, что естественное должно быть подчинено сверхъестественному. Так развился классический философский идеализм.
Под сомнение идеализм начал ставиться с развитием научного позитивизма и материализма. Наличие ненаблюдаемого и непознаваемого невозможно доказать или опровергнуть изнутри материального мира. Прежде необъяснимые вещи находили вполне материальное объяснение с развитием науки. В один момент идеализм пришёл к кризису и до сих пор вынужден обороняться от атаки материализма.
Проблема материализма
Материализм получил своё наибольшее развитие с конца 19 века. Он, опираясь на научные открытия, поставил под сомнение религиозные догмы и отринул идеалистическую философию как пережиток прошлого. В "высоком обществе" стало приличным быть именно материалистом.
Апогеем материализма стала победа большевиков в России. Диалектический и исторический материализм стали официальной государственной идеологией вплоть до развала СССР. Начался демонтаж религии и гонения на идеалистических мыслителей. Именно по этой причине само противопоставление идеализма и материализма до сих пор актуально в постсоветской России: оно активно подчёркивается в марксизме-ленинизме.
Проблемой материализма стало его индивидуалистическое ответвление. Победив идеи прошлого, в процессе "освобождения" от них индивидуума материализм привёл к нигилизму и отрицанию всего, кроме личных материальных интересов. Последствия этого мы наблюдаем сегодня практически во всех странах западной культуры.
Отринув идею как таковую, а не только как первопричину бытия, материализм также пришёл к кризису. В результате этого идеалистические течения получили второе рождение и новую популярность. То, что не смог дать людям материализм, сейчас возмещает идеализм.
Возможен ли синтез?
В настоящее время "чистых" материалистов и идеалистов наблюдать сложно. В бытовом поведении подавляющее большинство людей совмещает и ту, и другую парадигму мышления в зависимости от обстоятельств. Нередко можно заметить условного материалиста за просмотром гороскопов, а идеалист в нужный момент начинает апеллировать к материалистическому методу познания как к авторитету.
Есть ли выход из этого условного противостояния? Для этого есть препятствия с обеих сторон.
- Материалисты не могут признать существование идеального отдельно от материального, а также его как первопричину бытия.
- Идеалисты не могут признать существование идей внутри материального мира и материю как единственную субстанцию бытия.
Для решения этих противоречий необходимо создать общую терминологию, которая будет учитывать возможность различной их трактовки. Для выхода из загадки "курицы и яйца", отодвинем разбирательство "что было первым" на задний план как второстепенный вопрос. А на первый план поставим вопрос о взаимодействии материального и идеального между собой.
Предлагаем рассматривать материализм и идеализм отныне не как твёрдые философские парадигмы, а как методы познания. Посмотрим на них и на проблемы бытия как бы со стороны.
Согласно современным научным представлениям, Вселенная появилась в результате расширения из сингулярного состояния 14 млрд лет назад. Это самое ранее, что можно косвенно наблюдать. Что из себя представляет сингулярность, что было до неё, почему она развилась именно так, а не иначе; почему физические законы и константы именно такие – на все эти вопросы материалистическая философия ответить не может и просто принимает их как данность.
Это и можно обозначить как непознанное/тайное, т.е. относящееся к идеальному миру, что можно познать и объяснить (по крайней мере, на данный момент) только при помощи вненаучных методов познания – философии и религии. Оставим же право людям пользоваться этими инструментами, пока не предложили иных.
Всё же познанное и объяснённое научным методом на данный момент является тем материальным, что доступно сознанию с помощью ощущений. Мы не можем предполагать, достаточно ли возможностей человеческого познания, чтобы объяснить абсолютно всё. И сама вера в эту возможность уже относится к области философии и религии. Так что границы власти материального познания тут чётко обозначены и отделены. Предлагаем перейти от войны между материей и идеей к дискуссии о границах человеческого познания.
Итог. В рамках такого подхода синтез материализма и идеализма возможен и конструктивен. Препятствием для выхода из этого противостояния являются только догматизм обеих сторон. Поэтому, к сожалению, до окончания философских баталий на эту тему останется ещё неизвестное количество времени.