Найти в Дзене
Дзэн с завода

Почему спор материалистов и идеалистов больше не актуален

Оглавление

Спор о том, что первично – материя или идеи – начался с Платона и Аристотеля и продолжается в некоторых кругах и по сей день. Из этого основного вопроса философии делаются далеко идущие выводы и строятся целые парадигмы мышления.

Попробуем, однако, взглянуть на эту проблему с другой стороны. Актуально ли в 21 веке это противостояние и можно ли примирить материалистов и идеалистов? Читайте ниже.

Концепции материализма и идеализма и их объяснение взаимоотношений между материальным и идеальным/сознением.
Концепции материализма и идеализма и их объяснение взаимоотношений между материальным и идеальным/сознением.

Что такое материализм и идеализм

Для начала разберёмся с определениями. Внимание, трактовка рассматриваемых в данной статье терминов может отличаться от их классического понимания.

Материализм — мировоззрение о том, что материя является первичным началом бытия, а идеи образуются на основе наблюдений сознания за объективной реальностью. Единственной субстанцией бытия является материя, а все сущности образованы ей. В том числе – сознание, в котором находятся все идеальные понятия.

Материя – реальность, наблюдаемая при помощи сознания. Считаем нужным включить в материальное и сами ощущения внутри сознания, в т.ч. мышление, так как невозможно доказать их наличие вне материальной оболочки сознания (тела и мозга).

Идеализм – мировоззрение о том, что идеи являются первопричиной материи. Материальный мир формируется на основе идеального, и живёт по его законам. Идеальный мир отделяется от материального.

Идея – прообраз реальности, формируемый в мире идей/сознании (в зависимости от концепции). В материализме является продуктом материи, в идеализме существует независимо от неё.

Платон и Аристотель – проповедники философий идеализма и материализма среди древних.
Платон и Аристотель – проповедники философий идеализма и материализма среди древних.

Проблема идеализма

Классической парадигмой, по которой жили люди большую часть исторического времени, является идеализм. Идеалистическое мировоззрение эволюционировало из первобытного спиритуализма и выросло до сложных религиозных и философских учений о природе бытия.

Источником представлений о разделении материального и нематериального/идеального, как нам кажется, стоит искать в ранней истории человечества. В представлениях древних было разделение на зримое/понятное и незримое/тайное/необъяснимое/пугающее. К последнему относили силы природы, которые поначалу обожествлялись и которые "задабривали" в ходе ритуалов.

Впоследствии концепция идеализма усложнилась и углубилась. Мир разделился на познаваемый и непознаваемый – естественный и сверхъестественный. Мир идей стал первопричиной наблюдаемого бытия – логично, что естественное должно быть подчинено сверхъестественному. Так развился классический философский идеализм.

Под сомнение идеализм начал ставиться с развитием научного позитивизма и материализма. Наличие ненаблюдаемого и непознаваемого невозможно доказать или опровергнуть изнутри материального мира. Прежде необъяснимые вещи находили вполне материальное объяснение с развитием науки. В один момент идеализм пришёл к кризису и до сих пор вынужден обороняться от атаки материализма.

"Философский пароход", на котором покинули Россию многие философы-идеалисты.
"Философский пароход", на котором покинули Россию многие философы-идеалисты.

Проблема материализма

Материализм получил своё наибольшее развитие с конца 19 века. Он, опираясь на научные открытия, поставил под сомнение религиозные догмы и отринул идеалистическую философию как пережиток прошлого. В "высоком обществе" стало приличным быть именно материалистом.

Апогеем материализма стала победа большевиков в России. Диалектический и исторический материализм стали официальной государственной идеологией вплоть до развала СССР. Начался демонтаж религии и гонения на идеалистических мыслителей. Именно по этой причине само противопоставление идеализма и материализма до сих пор актуально в постсоветской России: оно активно подчёркивается в марксизме-ленинизме.

Проблемой материализма стало его индивидуалистическое ответвление. Победив идеи прошлого, в процессе "освобождения" от них индивидуума материализм привёл к нигилизму и отрицанию всего, кроме личных материальных интересов. Последствия этого мы наблюдаем сегодня практически во всех странах западной культуры.

Отринув идею как таковую, а не только как первопричину бытия, материализм также пришёл к кризису. В результате этого идеалистические течения получили второе рождение и новую популярность. То, что не смог дать людям материализм, сейчас возмещает идеализм.

Возможен ли синтез?

В настоящее время "чистых" материалистов и идеалистов наблюдать сложно. В бытовом поведении подавляющее большинство людей совмещает и ту, и другую парадигму мышления в зависимости от обстоятельств. Нередко можно заметить условного материалиста за просмотром гороскопов, а идеалист в нужный момент начинает апеллировать к материалистическому методу познания как к авторитету.

Есть ли выход из этого условного противостояния? Для этого есть препятствия с обеих сторон.

  • Материалисты не могут признать существование идеального отдельно от материального, а также его как первопричину бытия.
  • Идеалисты не могут признать существование идей внутри материального мира и материю как единственную субстанцию бытия.
Материалистический и идеалистический методы познания человеком окружающей действительности. К познаваемому в обозримом будущем и уже познанному применяется материалистический метод, к непознанному и/или непознаваемому – идеалистический. Граница между этими областями плавающая. Самого себя человек также до конца пока не познал.
Материалистический и идеалистический методы познания человеком окружающей действительности. К познаваемому в обозримом будущем и уже познанному применяется материалистический метод, к непознанному и/или непознаваемому – идеалистический. Граница между этими областями плавающая. Самого себя человек также до конца пока не познал.

Для решения этих противоречий необходимо создать общую терминологию, которая будет учитывать возможность различной их трактовки. Для выхода из загадки "курицы и яйца", отодвинем разбирательство "что было первым" на задний план как второстепенный вопрос. А на первый план поставим вопрос о взаимодействии материального и идеального между собой.

Предлагаем рассматривать материализм и идеализм отныне не как твёрдые философские парадигмы, а как методы познания. Посмотрим на них и на проблемы бытия как бы со стороны.

Согласно современным научным представлениям, Вселенная появилась в результате расширения из сингулярного состояния 14 млрд лет назад. Это самое ранее, что можно косвенно наблюдать. Что из себя представляет сингулярность, что было до неё, почему она развилась именно так, а не иначе; почему физические законы и константы именно такие – на все эти вопросы материалистическая философия ответить не может и просто принимает их как данность.

Это и можно обозначить как непознанное/тайное, т.е. относящееся к идеальному миру, что можно познать и объяснить (по крайней мере, на данный момент) только при помощи вненаучных методов познания – философии и религии. Оставим же право людям пользоваться этими инструментами, пока не предложили иных.

Всё же познанное и объяснённое научным методом на данный момент является тем материальным, что доступно сознанию с помощью ощущений. Мы не можем предполагать, достаточно ли возможностей человеческого познания, чтобы объяснить абсолютно всё. И сама вера в эту возможность уже относится к области философии и религии. Так что границы власти материального познания тут чётко обозначены и отделены. Предлагаем перейти от войны между материей и идеей к дискуссии о границах человеческого познания.

Итог. В рамках такого подхода синтез материализма и идеализма возможен и конструктивен. Препятствием для выхода из этого противостояния являются только догматизм обеих сторон. Поэтому, к сожалению, до окончания философских баталий на эту тему останется ещё неизвестное количество времени.