Генрих Григорьевич Ягода смог построить великолепную карьеру. Он дорос до поста главы НКВД. Но закончилось, как вы, возможно, знаете, всё печально. Сначала Ягоду понизили до комиссара связи СССР, а потом осудили и расстреляли. Это произошло в 1938 году.
Когда Генриха Григорьевича не стало, его отец Григорий Филиппович написал письмо Иосифу Виссарионовичу Сталину.
О чем шла речь в этом документе?
Судьба Ягоды-младшего
О том, почему репрессировали Генриха Григорьевича, можно писать очень много. И версии есть разные.
Например, по одной из версий, Ягода не особо хотел заниматься репрессиями и яро выступал за то, чтобы людей не отправляли в лагеря и не расстреливали без вины. Но Сталину якобы было нужно, чтобы машина репрессий работала в полную силу.
По другой версии, которая изложена в книге Михаила Ильинского «Нарком Ягода», Генриха Григорьевича обвиняли в шпионаже и в поддержке Троцкого Льва Давидовича.
По данным автора, Ягода на допросах признавал, что довольно плотно сотрудничал с Троцким, рассказывал, как изгнаннику из СССР передавал деньги. Причем Генрих Григорьевич всё это делал абсолютно добровольно, без принуждения, без пыток и прочего.
А вот с обвинениями в шпионаже Ягода категорически не был согласен.
Но для расстрельного приговора хватило и того, что бывший нарком признался, что помогал Троцкому. Сталин Льва Давидовича ненавидел. Впрочем, у них это было взаимно. Просто Иосиф Виссарионович победил, а Троцкий, соответственно, проиграл.
Письмо
Когда Генриха Григорьевича уже не было в живых, на имя Иосифа Виссарионовича Сталина поступило письмо от Григория Филипповича (Гершена Фишелевича) Ягоды. Что же писал отец расстрелянного наркома вождю народов?
Ягода Старший в своем обращении коснулся нескольких вещей. В частности:
1. Он обратил внимание, что, как пишет Леонид Млечин в одном из своих трудов, сыновья Михаил Григорьевич и Лев Григорьевич положили свои жизни за большевизм – во время борьбы с монархизмом, с белогвардейцами. Это была правда. Собственно, семейство Григория Генриховича иначе бы не смогло жить на законных основаниях, спокойно в СССР. Ягода старший был ювелиром. Скажем так, не совсем пролетарская профессия. И доходы у него были далеко не крестьянские.
2. Про себя Григорий Филиппович писал, что он тоже помогал большевикам. Например, обеспечивал работу подпольной типографии.
3. Про своего сына – Генриха, Ягода-старший писал, что в последнее время бывший нарком отдалился от родителей, почти с ними не общался и так далее.
Можно уже сделать выводы: Григорий Филиппович подчеркивал, что, в целом, его семья всегда помогала большевикам. Кроме того, мужчина открещивался от сына.
Я не берусь ни в чем обвинять Ягоду-старшего. Правда у каждого своя. Скорее всего, Григорий Генрихович смекнул, что его семья, после расстрела сына, находится в опасности. А Генриху уже ничем не помочь. Поэтому-то Ягода-старший решил, что нужно от ребенка откреститься, заявив об этом Иосифу Виссарионовичу.
Помогло?
Что произошло с семьей Ягоды
Сразу нужно подчеркнуть, что ответа на письмо не последовало. Хотя нет сомнений, что Иосиф Виссарионович ознакомился с текстом документа и сделал выводы.
Но, как пишет Симон Монтефиори в книге «Сталин: двор Красного монарха». Родственников Ягоды, несмотря на попытку подстраховаться, постигла тоже печальная участь.
Родных, друзей и даже любовниц Генриха Григорьевича расстреливали, высылали, отправляли в места не столь отдаленные. Супругу Ягоды Иду Авербах сначала отправили в ссылку, но потом быстро это наказание заменили расстрелом.
С родителями расстрелянного наркома поступили немного иначе.
Григория Филипповича и Хасю Гавриловну сначала выслали в Астрахань, где семейная пара должна была прожить 5 лет. Но потом это наказание быстро заменили на отправку в исправительно-трудовые лагеря.
По данным Василия Соймы – автора книги «Запрещенный Сталин» - Григорий Филиппович, оказавшись под Воркутой, почти сражу же ушел из жизни. И то же самое произошло с Хасей Гавриловной, но только в Севвостлаге.
В 1960-м году, когда Советским Союзом правил Никита Сергеевич Хрущев, родителей Генриха Ягоды реабилитировали.
Согласитесь, они не должны были отвечать за деятельность своего сына Генриха. Да и Григорий Филиппович поступил хоть немного хитро, но на 100% честно. Он проявил инициативу, обратился к Сталину с письмом. Это было достойно.