Найти тему
Загадки истории

О чем в письме Сталину сообщал отец расстрелянного наркома Ягоды?

Генрих Григорьевич Ягода смог построить великолепную карьеру. Он дорос до поста главы НКВД. Но закончилось, как вы, возможно, знаете, всё печально. Сначала Ягоду понизили до комиссара связи СССР, а потом осудили и расстреляли. Это произошло в 1938 году.

Когда Генриха Григорьевича не стало, его отец Григорий Филиппович написал письмо Иосифу Виссарионовичу Сталину.

О чем шла речь в этом документе?

Судьба Ягоды-младшего

О том, почему репрессировали Генриха Григорьевича, можно писать очень много. И версии есть разные.

Например, по одной из версий, Ягода не особо хотел заниматься репрессиями и яро выступал за то, чтобы людей не отправляли в лагеря и не расстреливали без вины. Но Сталину якобы было нужно, чтобы машина репрессий работала в полную силу.

По другой версии, которая изложена в книге Михаила Ильинского «Нарком Ягода», Генриха Григорьевича обвиняли в шпионаже и в поддержке Троцкого Льва Давидовича.

По данным автора, Ягода на допросах признавал, что довольно плотно сотрудничал с Троцким, рассказывал, как изгнаннику из СССР передавал деньги. Причем Генрих Григорьевич всё это делал абсолютно добровольно, без принуждения, без пыток и прочего.

А вот с обвинениями в шпионаже Ягода категорически не был согласен.

Но для расстрельного приговора хватило и того, что бывший нарком признался, что помогал Троцкому. Сталин Льва Давидовича ненавидел. Впрочем, у них это было взаимно. Просто Иосиф Виссарионович победил, а Троцкий, соответственно, проиграл.

Письмо

Когда Генриха Григорьевича уже не было в живых, на имя Иосифа Виссарионовича Сталина поступило письмо от Григория Филипповича (Гершена Фишелевича) Ягоды. Что же писал отец расстрелянного наркома вождю народов?

Ягода Старший в своем обращении коснулся нескольких вещей. В частности:

1. Он обратил внимание, что, как пишет Леонид Млечин в одном из своих трудов, сыновья Михаил Григорьевич и Лев Григорьевич положили свои жизни за большевизм – во время борьбы с монархизмом, с белогвардейцами. Это была правда. Собственно, семейство Григория Генриховича иначе бы не смогло жить на законных основаниях, спокойно в СССР. Ягода старший был ювелиром. Скажем так, не совсем пролетарская профессия. И доходы у него были далеко не крестьянские.

2. Про себя Григорий Филиппович писал, что он тоже помогал большевикам. Например, обеспечивал работу подпольной типографии.

3. Про своего сына – Генриха, Ягода-старший писал, что в последнее время бывший нарком отдалился от родителей, почти с ними не общался и так далее.

Можно уже сделать выводы: Григорий Филиппович подчеркивал, что, в целом, его семья всегда помогала большевикам. Кроме того, мужчина открещивался от сына.

Я не берусь ни в чем обвинять Ягоду-старшего. Правда у каждого своя. Скорее всего, Григорий Генрихович смекнул, что его семья, после расстрела сына, находится в опасности. А Генриху уже ничем не помочь. Поэтому-то Ягода-старший решил, что нужно от ребенка откреститься, заявив об этом Иосифу Виссарионовичу.

Помогло?

Что произошло с семьей Ягоды

Сразу нужно подчеркнуть, что ответа на письмо не последовало. Хотя нет сомнений, что Иосиф Виссарионович ознакомился с текстом документа и сделал выводы.

Но, как пишет Симон Монтефиори в книге «Сталин: двор Красного монарха». Родственников Ягоды, несмотря на попытку подстраховаться, постигла тоже печальная участь.

Родных, друзей и даже любовниц Генриха Григорьевича расстреливали, высылали, отправляли в места не столь отдаленные. Супругу Ягоды Иду Авербах сначала отправили в ссылку, но потом быстро это наказание заменили расстрелом.

С родителями расстрелянного наркома поступили немного иначе.

Григория Филипповича и Хасю Гавриловну сначала выслали в Астрахань, где семейная пара должна была прожить 5 лет. Но потом это наказание быстро заменили на отправку в исправительно-трудовые лагеря.

По данным Василия Соймы – автора книги «Запрещенный Сталин» - Григорий Филиппович, оказавшись под Воркутой, почти сражу же ушел из жизни. И то же самое произошло с Хасей Гавриловной, но только в Севвостлаге.

В 1960-м году, когда Советским Союзом правил Никита Сергеевич Хрущев, родителей Генриха Ягоды реабилитировали.

Согласитесь, они не должны были отвечать за деятельность своего сына Генриха. Да и Григорий Филиппович поступил хоть немного хитро, но на 100% честно. Он проявил инициативу, обратился к Сталину с письмом. Это было достойно.