Найти тему
Sine qua non

Кубанская реклама ХIХ столетия

Газета Кубанские областные ведомости
Газета Кубанские областные ведомости

Для того чтобы, верно, идентифицировать анализируемый нами
материал, необходимо начать с определения. Кубанские областные
ведомости — это еженедельная газета, выходившая в свет с 1863 по 1917
года по субботам. Издавалась на тот момент еще в Екатеринодаре.
Изначально носила название «Кубанские войсковые ведомости». В
последние годы выходила ежедневно (кроме понедельника). Газета состояла
из двух основных частей — «официальной» и «неофициальной». В
«официальной» части печатались правительственные распоряжения и
официальные объявления. Вторая часть содержала статьи различной
тематики, небольшие литературные произведения, частные объявления.
Также в газете нередко выходили «прибавления» — приложения,
содержащие, обычно, дополнительную официальную информацию. До нас
дошли лишь 2 известных нам редактора - Гегидзе Михаил Егорович и
Руденко Семён Васильевич. Как и в любой газете здесь присутствует
реклама, займёмся ее анализом.
Как нам известно, язык чуть ли не ежегодно претерпевает различные
реформации. И думаем понятно, сколько реформаций произошло за два
столетия. В ту эпоху реклама открыто не называлась так. Это были
объявления. Они охватывают практически весь спектр внутренней деловой
информации и тематически отделены от официоза — приказов Его
Императорского Величества, сообщений о назначениях, отставках, судебных
решениях, ответов на прошение подданных, а также официальной
региональной и внешней информации. Структура блоков казенных и частных
объявлений дает полное представление о деловой жизни начала XIX века.
Наиболее активно заявляет о себе рынок труда. Частные интересы заявляют о
себе в неофициальной части. Как известно, в XVIII — первой половине XIX

века для России была характерна непомерная ориентация на достижения
европейской культуры, особенно французской. Но здесь мы этого не
наблюдаем, рекламы в газетах за 1865 и 1867 годы более приближенные к
простому крестьянскому народу. Там редко встретишь публикации,
рекламирующие книги, как например в «Северной пчеле» Булгарина.
Что касается конкретики. В газете за 1865 год в номере 1 на странице
20 найдено объявление об открытии табачной фабрики. Хозяин фабрики
Василий Аккерманов предлагает разные сорта табака и приглашает
совершить покупку в доме Войскового Старшины Шелеста.
В 19 веке люди еще не знали о различных пиар манипуляций, поэтому люди
честно, мирно и открыто приглашали на аукционы. К примеру можем
привести объявление о продаже с аукциона дома принадлежащего
Екатерининскому Женскому Благотворительному Обществу на странице 22
того же года и номера выпуска.
На странице 36 первого номера выпуска в графе Частные Объявления
находится реклама типографии Кубанского казачьего войска, которые
выполняют заказы на своей бумаге за определенную цену в зависимости от
типа бумаги.
А также на странице 79 того же выпуска движимые и недвижимые
имущества распорядителей бывших Кубанских дворов: Рюмина, Калемина и
Кандалинцова. Желающих купить «покорно просят обращаться лично или
письменно через доверенность в Екатеринодаре. Это рекламное объявление
появляется также в 20 номере журнала за 1865 год.
В 20 номере журнала появилось частное объявление о фотографии А. Ф.
Рыльского, в котором фотограф предлагает визитные карточки, портреты,
моментальные детские сьемки миниатюры для почтовой бумаги по самым
доступным ценам для каждого. Время работы с 9 часов утра, до 4 часов дня.
В номере 22 на странице 41 впервые появилась отдельная таблица
«Объявления» в котором указаны различные рекламные материалы по типу
«продажи и аукционов различных «движимости и недвижимости», с

указанием, к примеру, какие плоды приносит фруктовый сад: «яблоки,
груши, сливы, абрикосы, вишни, кизил, персик» и т.д. Также рассказывается
о том, где будут проходить торги, в какое время и какого числа.
Также мы можем наблюдать, что В некоторых неофициальных частях
газеты как от 1865 так и от 1867 года присутствует графа объявления в ней
размещается различный материал о чем либо, в частности о продаже имений,
хуторов, чем-то напоминает современное Авито не находите? Также в этой
же части присутствуют и частные объявление о том что где-то открываются
или уже открылись те или иные заведения, к примеру в номере от 10 июля
1865 года в этом разделе рекламируется фотосалон «Визитные карточки,
портреты, моментальные снимки детей…Сеансы от 9 часов утра до 4
пополудня».( номер 27,10 июля 1865г)
Хочется отметить, что как таковой открытой рекламы мы можем не
наблюдать в каждом номере анализируемой газеты за 1865 год. В основном,
большая часть публикаций, которые хоть как-нибудь можно отнести к
рекламе это материалы о продаже каких-то крупных мест. Открыто даже
говорится о продаже дома умершего, что для современного человека может
показаться чем-то необычным, ибо сейчас мы не увидим в какой-либо газете
или информационном портале редко увидишь, что продается дом покойника.
Открытый народ 19 века что сказать. Мельницы в основном либо сдаются в
аренду, либо и вовсе продаются, понятно почему преобладают мельницы в
объявленной нами рекламе, ибо Краснодарский край — это
сельскохозяйственный центр нашей страны. Среди рекламы
сельскохозяйственного типа имеются и такие: «В войсковой Типографии
имеются для продажи: 100 экз. Инструкций…1000 Ведомостей… 500 экз.
Стилистических таблиц…» (номер 38,1865 год)
А вот в газете за 1867 год, в номере 26, на странице 4 найдено
объявление, сдаче в наем кирпичного здания. В разделе " Частные
объявления" встречается реклама о продаже домов, земельных участков,
лошадей, сырья " очищенного фотожена и петролеума". В номере 40

появляется первое объявление об услугах страхования "недвижимого или
движимого имущества". Так же имеется рубрика " о продаже с аукциона". В
данном разделе в основном входят объявления о продаже мельниц, имений,
древесины, брусьев,
В отличие от 1865 года, 1867 на страницах газеты реклама уже
зафиксирована в отдельные рамочке, что визуально ее выделяет и делает
удобным для нахождения. Появляются таблицы.
С 43 по 49 номера наблюдается наименьшее количество рекламы.
Примерно на все выпуски 2–3 рекламы.
Также в выпусках номер 2, 3 и 4, за 1867, рекламные объявления
стабильно печатаются на 4-й страницы номера.
Так же часто, на страницах газеты, можно встретить объявление "об
отдаче за аренду". Например, 4-й выпуск 1867: "Отдаётся в аренду на срок
хутор умершего Сотника Тараненка, с водяной мельницей о трёх поставах,
состоящий в 6 верстах от ст. Платнировской." И не редко в объявлении
упоминается слово "умершего/вдова;.
Достаточно часто встречаются объявления;О продаж с аукциона".
Например, выпуск 7-й:" Будет продаваться с аукционного торга, деревянная
рубленая лавка... "
И так же присутствуют объявления "о продаж с торгов". Они
отличаются от аукционов. Торги определяют стоимость и, в свою очередь,
спрос на продукт и услугу, предлагаемые аукционистом, а также решимость
претендента на покупку товара.
Аукцион: в то время как аукцион — это процесс, когда покупка и
продажа товаров осуществляется по ставке. Обычно проводится аукцион,
чтобы получить максимальную стоимость продаваемых товаров и услуг.
В 16 выпуске появляется рубрика "Крестный календарь": "
Замечательный по обилию полезных сведений, продаётся по 10 коп. за экз. в
г. Екатеринодар."
Так же "Крестный календарь" встречается в выпуске 18.

В 21 выпуске встречается объявление под названием "о публичной
продаже". В рубрике описывается подробное описание имения и земли.
"Желающие купить означенные имения, городовой суд, могут быть
допущены из рассмотрению бумаг, до продажи этой относящихся." В других
выпусках, объявления, которые касаются продаже/сдаче имения или хутора,
отличается от этого. В остальных рубриках написано коротко и по делу, без
подробного описания.
В целом можно констатировать, что газета «Кубанские областные
ведомости» с 1865 по 1867 годы двигалась в положительном направлении по
части рекламных объявлений, также газета расширяла спектр тематики.
Рекламные объявления отходят от однообразности крестьянского типа, в
эпоху входят промышленные товары, появляется нефтепродукты, аптечные
лекарства, юридические услуги и так далее. Мы делаем вывод, что
«Кубанские областные ведомости» входят новую эпоху развития рекламного
дела в России благодаря прессе.

Все страницы газеты взяты с сайта Кубанская Генеалогия http://kubangenealogy.ucoz.ru/