Найти тему
Васнецов и Аленушка

Как найти тему для подкаста, когда кажется, что все уже придумано

Я уже почти год делаю собственный подкаст "Васнецов и Аленушка" и абсолютно влюблена в этот формат. Мне нравится выступать на мероприятиях для подкастеров и помогать советами тем, кто тоже хотел бы начать делать что-то подобное. В этой статье я решила предложить несколько идей, которые могут помочь с поиском темы.

Это я, Аленушка
Это я, Аленушка

Сейчас, когда даже личный аккаунт в социальных сетях легкой рукой можно превратить в маленькое медиа, все больше людей задумываются о том, чтобы начать вести собственный блог, канал на Youtube или подкаст. Цели могут быть разными: кто-то хочет привлечь новых клиентов, кто-то - распространять идеи, которые кажутся значимыми, а некоторые мечтают о славе и сотрудничестве с крупными брендами. Но в итоге огромное количество таких задумок остаются пылиться на полке, потому что их потенциальные авторы фрустрируются от обилия уже существующей информации и не знают, как в таких условиях создавать что-то оригинальное. В этой статье я попробую поразмышлять о том, как найти подходящую тему, когда кажется, что все на свете уже придумали до нас. Речь здесь пойдет о подкастах, но эти советы можно применить и к другим медиа тоже.

Стремитесь сузить область вашей экспертизы. Да, если вы захотите делать подкаст, скажем, об истории, то конкурентов у вас будет немало. А вот если вы остановитесь, например, на истории 18-го века или Древнем Риме, то шансы создать что-то уникальное сразу возрастают.

Подумайте о том, что в вашей области интересует вас больше всего. Редко бывает так, чтобы человек одинаково хорошо разбирался во всех аспектах какой-то широкой темы. Может казаться, что таким образом вы уменьшаете количество ваших потенциальных слушателей, но, на самом деле, при правильно выстроенной схеме продвижения, вы привлечете к своему проекту более целевую аудиторию, которой интересно именно то, о чем вы рассказываете. И далеко не факт, что таких людей будет мало!

Вместо просто подкаста о психологии можно, как вариант, обсуждать, как на одну и ту же проблему смотрят психоаналитик, гештальт-терапевт и когнитивно-поведенческий терапевт. Вместо просто шоу о технологиях - опровергать разные теории заговора в духе “нас поработит искусственный интеллект”. Вариантов - море, и вам нужно искать тот, что лучше всего соответствует вашим целям и интересам.

Выберете тему, которая вам по-настоящему интересна. Может, вы обожаете поп-культуру двухтысячных и храните дома целые стопки постеров с Бритни Спирс и Аврил Лавин? Или виртуозно готовите блюда из рыбы? Или уже давно собираете сюжеты из истории своего родного города и можете рассказать интересный факт почти о каждом доме? Из этого всего тоже можно делать подкаст!

На самом деле, есть куча тем, о которых еще никто не говорил или говорил совсем мало. Проблема здесь скорее в том, что не все темы кажутся нам достойными внимания. Но если вы думаете, что ваше странное хобби никто не разделяет, то вы, скорее всего, ошибаетесь. Одна моя тетушка была страстно увлечена коллекционированием марок - я помню, как она доставала свой внушительный альбом и могла часами рассказывать истории о происхождении каждой из них. Ее окружение считало это не более, чем милой странностью, но после того, как у тетушки появился доступ в интернет, она стала влиятельной фигурой в сообществе филателистов (да, там называют тех, кто коллекционирует марки). Готова поспорить, что если бы она решила попробовать себя в подкастинге, то тоже бы набрала себе таким образом аудиторию из единомышленников.

Так что, пожалуйста, не нужно недооценивать себя и свои интересы. К тому же, такой поход сильно снижает вероятность выгорания, ведь при подготовке эпизодов вы будете заниматься тем, что УЖЕ знаете и любите.

Проведите собственное исследование рынка. Этот совет потребует от вас какого-то количества времени и усилий, но почти наверняка принесет много пользы. Часто мысль о том, что нашу идею уже кто-то реализовал, приходит к нам практически на автомате, мгновенно снижая нашу мотивацию воплощать задуманное в жизнь. Но что, если вы правда можете предложить что-то уникальное, но не знаете об этом?

Подкасты в России стали популярны совсем недавно - всего несколько лет назад. И, хоть сейчас этот рынок растет с космической скоростью, в нем все еще остается куча незанятых ниш. Да, если вы собираетесь вещать о предпринимательстве или психологии, то шанс, что ваш проект будет абсолютно ни на что не похож, очень мал. Но если вы зададитесь целью, то почти наверняка найдете тему, о которой пока никто не рассказал, или рассказал совсем мало.

Не бойтесь повторяться. Одну и ту же историю можно рассказать тысячью разными способами. Даже если другие авторы уже делали что-то на выбранную вами тему, это совсем не значит, что ваш подкаст будет неинтересным и вторичным. Ведь важно то, каким образом вы подаете материал, как расставляете акценты, какие подробности решаете раскрыть или, наоборот, опустить.

Американский исследователь мифологии Джозеф Кэмпбелл в середине прошлого века опубликовал свою легендарную книгу “Тысячеликий герой”. Там он писал о том, что все истории, которые человечество придумало за последние несколько тысяч лет, по сути очень похожи между собой. Их объединяет то, что Кэмпбелл назвал “путь героя” - та эволюция, которую персонажи проходят в течение истории, и которую можно применить к абсолютно любым сюжетам, от тихой семейной драмы до масштабного фэнтези с космическими пиратами. После выхода этой книжки многие писатели, режиссеры и даже журналисты стали уже сознательно использовать эту схему для создания своих историй. И мы с вами раз за разом готовы в эти истории погружаться, как бы сильно они не были похожи друг на друга. Так что вне зависимости от того, чем вы занимаетесь, будь то живопись, недвижимость, психология или предпринимательство, просто продолжайте говорить о том, что считаете интересным и важным, пусть даже вы не будете в этом первым. Потому что почти наверняка найдутся те люди, которым близок именно ваш подход.

Ну а если советы показались вам толковыми и полезными, то можете еще и подкаст мой послушать: