Найти тему
История кукол

Иван Петрович Ефимкин — звёздная пора фабрики игрушек Нахабино.

Изабелла. Одна из самых красивых девочек Нахабино.
Изабелла. Одна из самых красивых девочек Нахабино.

Часть 2.

Я не случайно решила разделить историю Нахабинской фабрики игрушек на две части. Потому что с приходом на производство Ефимкина все как-то "закрутилось".

Немного о Иване Петровиче. Родился он в деревне Томской губернии в 1923 году. Воевал, а с наступлением мирного времени, решил стать скульптором. Сначала учился в художественном институте в Москве, а затем в Ленинграде в архитектурном институте. Его дипломная работа называлась «Ода материнству» и это был проект фонтана. Знал ли он, что эта тема — "мать и дитя" будет центральной в его творческом пути? Тем самым "топливом", что подарит детям удивительные игрушки.

Сувенирная куколка "Дашенька"
Сувенирная куколка "Дашенька"
-3

После окончания учебы Ефимкин был направлен в Научно Исследовательский Институт, где серьезные люди изучали вопрос детских игрушек и занимались их разработкой.

В 1954 году за свою куклу «Наташа» (рост 55 см) Иван Петрович получает первую премию Всесоюзного конкурса на лучшие куклы для массового производства. Она имела подвижные ручки и ножки, закрывала глаза и говорила "мама".

Та самая Наташа
Та самая Наташа

После НИИ Ефимкин приехал по распределению в небольшой посёлок Нахабино на фабрику игрушек. Вот его воспоминания:

«Я приехал в Нахабино в мае 1956 года, куда был командирован по распоряжению начальства для работы в бывшей артели «Сатурн», которая в течение нескольких лет после войны занималась выпуском тряпичных кукол, набитых опилками. Ныне трудно поверить, что такая примитивная продукция могла иметь спрос у покупателя. Однако нужно понимать, что кукла для девочки не просто игрушка, а символ будущего материнства, поэтому она была всегда желанна в каждой семье.

Это той самой "до Ефимкинской" продукции завода Назабино.
Это той самой "до Ефимкинской" продукции завода Назабино.

В это время, когда я начал работать в Нахабине, наша фабрика испытывала большие трудности, не выдерживая конкуренции с более успешными предприятиями, выпускавшими аналогичную продукцию в Москве и Подмосковье. По этой причине мы находились на грани банкротства.

Навсегда осталась в памяти картина, как выглядело тогда наше производство. Прежде всего бросалось в глаза здание конторы, вросшее в землю до самых окон. Над дверью висела покосившаяся табличка с надписью «Контора артели «Сатурн». После дождя доски пола в комнатах хлюпали под ногами. 

Кукла Московской фабрики "им. 8 марта" 1956 год. Для сравнения, что бы было понятно, какой простор для "модернизации" достался нашему герою. Вот бы кино про это сняли!
Кукла Московской фабрики "им. 8 марта" 1956 год. Для сравнения, что бы было понятно, какой простор для "модернизации" достался нашему герою. Вот бы кино про это сняли!

Длинный коридор, все углы в цехах, чердаки и даже конюшня до предела были забиты уродливыми коробками с примитивными куклами. Эта с позволения сказать «продукция» была уже никому не нужна, но фабрика ежедневно продолжала работать, выполняя государственный план, расходуя при этом материалы, электроэнергию, выплачивая зарплату и все глубже увязая в долгах.

Когда я приехал в Нахабино, меня приняли с распростертыми объятиями, и не только начальство, но и рабочие порядка трехсот человек. Каждый из них понимал, что от моей творческой и изобретательской деятельности во многом зависит возможность, особенно для женщин, которых было подавляющее большинство, иметь работу поблизости от дома. Я не жалел сил, чтобы оправдать их надежды. Артель, а позднее фабрика получили в моем лице сразу нескольких специалистов: художника, форматора и гравера - и все это на хорошем профессиональном уровне. К тому же я приехал в Нахабино не с пустыми руками, а как невеста с богатым приданым. Со мной была моя кукла «Наташа» - лауреат Всесоюзного конкурса.

Кукла Настя. Первая "Ефимкинская". Надо отметить, что он открыл секрет — у куклы должно быть привлекательное лицо, что бы её хотели купить. Оказывается, да?))
Кукла Настя. Первая "Ефимкинская". Надо отметить, что он открыл секрет — у куклы должно быть привлекательное лицо, что бы её хотели купить. Оказывается, да?))

Кроме того, я привез еще пресс-формы высокого качества, отгравированные собственноручно. Уже на следующий день они были установлены под прессы и начали выдавать первоклассную продукцию, а все уродливые коробки с примитивными куклами в них благополучно были утоплены в большом болоте, занимавшем добрую треть артельного двора. За короткий срок наше производство вышло на уровень лучших фабрик Москвы и области по качеству изделий.

Сувенирная пара 1968год.После ликвидации промкооперации в 1960 г. фабрика стала государственным предприятием и была названа: «Нахабинская фабрика игрушек» (до этого была маркировка "Сатурн")
Сувенирная пара 1968год.После ликвидации промкооперации в 1960 г. фабрика стала государственным предприятием и была названа: «Нахабинская фабрика игрушек» (до этого была маркировка "Сатурн")

Вспоминаю, как мне приходилось на ходу вносить десятки предложений и полезных новшеств, а также обучать работниц новым для них операциям. Самым ответственным на производстве был цех, где монтировались и вставлялись глазные блоки моей конструкции и расписывались личики кукольного народа. Мною также разрабатывались выкройки белья и платьиц, делались колодки для обуви.

Нахабинские куклы стали пользоваться большим спросом. В результате расширялось производство, были выстроены новые двухэтажные корпуса цехов, склады и другие подсобные помещения.

Кукла Инга год 1967
Кукла Инга год 1967

Наша фирменная кукла «Красногорочка» несколько лет красовалась на витрине одного из самых престижных московских магазинов «Подарки», в непосредственной близости от Кремля. Ее охотно покупали иностранцы, о чем в свое время писала газета «Московская правда».эк

"Экспортная" Красногорочка
"Экспортная" Красногорочка

В начале восьмидесятых годов на фабрике выпускалось 120 наименований детских игрушек, в 1993 году общий объем нашего игрушечного царства достигал 1,5 миллиона изделий в год»."

Лиля — одна из самых популярных кукол Нахабинской фабрики. У меня такая в детстве тоже была и я обожала её я мягкие пухлые ручки и ножки и растопыренные пальчики.
Лиля — одна из самых популярных кукол Нахабинской фабрики. У меня такая в детстве тоже была и я обожала её я мягкие пухлые ручки и ножки и растопыренные пальчики.

Но главное "детище" И.П. Ефимкина «Ванька-встанька». Эту куклу в нашей стране знали все до единого. Можно сказать она стала иконой советского дизайна.

Такая знакомая нам игрушка
Такая знакомая нам игрушка

Прообразом неваляшки была японская кукла дарума. Фигурка дарумы олицетворяла монаха-отшельника Бодхидхарму, который провел неподвижно в медитации девять лет, из-за чего у него атрофировались руки и ноги. За такую преданность вере японцы стали почитать монаха, и со временем он стал своеобразным божеством, приносящим счастье и исполняющим новогодние желания. 

Дарума
Дарума

На одной из международных выставок Иван Петрович увидел японскую неваляшку, которая была популярна в стране восходящего солнца после войны. Она считалась чуть ли не национальным достоянием, а секрет ее «стойкости» хранили как зеницу ока. Русский художник решает раскрыть этот секрет. Он долго ломал голову, и однажды пришло озарение. На следующий день Ефимкин поделился догадкой со своим приятелем инженером. Тот быстро схватил суть и вскоре разработал механизм, на который оформил патент. В группе специалистов, получивших государственную премию за это изобретение, фамилия Ивана Петровича стояла лишь пятой. Но такой расклад его не очень расстроил – он вообще отказался от премии. Художественный совет фабрики «окрестил» ефимкинского человечка «Ванькой-встанькой».

Удивительный человек Иван Петрович Ефимкин. Фото 2000 годов. Он умер в 2013, оставив нам своих прекрасных человечков.
Удивительный человек Иван Петрович Ефимкин. Фото 2000 годов. Он умер в 2013, оставив нам своих прекрасных человечков.

После реконструкции фабрики в 1968 году добавились новые материалы, в том числе искусственный мех и пластмассы и начался выпуск меховых и пластмассовых

игрушек.

Кукла Ира конец 70-х
Кукла Ира конец 70-х

Нахабинские куклы пользовались большим спросом. Их хорошенькие лица выгодно отличались от кукол других фабрик и, пожалуй были одними из самых симпатичных. Фабрике удалось пережить перестройку, но в 2009 году к, большому сожалению, она все же прекратила свое существование. Сейчас на территории технопарк. И нет даже сколько нибудь приличного архива/каталога, где были бы собраны все куклы.

Кукла Люся. Начало 70-х .
Кукла Люся. Начало 70-х .

Если у вас есть где-то на антресолях Лилички, Костики, Загорянки или Маши, достаньте, стряхните пыль времен и поставьте на видном месте — это раритет и, можно сксказать музейная ценность, которую смело можно передавать по наследству.

Костик
Костик
Куколка Нахабино примерно 60-70х
Куколка Нахабино примерно 60-70х
-19

#история_кукол #Нахабино #нахабинскаяфабрикаигрушек #Ефимкин #куклыСсср #старыекуклы