Часть 2.
Я не случайно решила разделить историю Нахабинской фабрики игрушек на две части. Потому что с приходом на производство Ефимкина все как-то "закрутилось".
Немного о Иване Петровиче. Родился он в деревне Томской губернии в 1923 году. Воевал, а с наступлением мирного времени, решил стать скульптором. Сначала учился в художественном институте в Москве, а затем в Ленинграде в архитектурном институте. Его дипломная работа называлась «Ода материнству» и это был проект фонтана. Знал ли он, что эта тема — "мать и дитя" будет центральной в его творческом пути? Тем самым "топливом", что подарит детям удивительные игрушки.
После окончания учебы Ефимкин был направлен в Научно Исследовательский Институт, где серьезные люди изучали вопрос детских игрушек и занимались их разработкой.
В 1954 году за свою куклу «Наташа» (рост 55 см) Иван Петрович получает первую премию Всесоюзного конкурса на лучшие куклы для массового производства. Она имела подвижные ручки и ножки, закрывала глаза и говорила "мама".
После НИИ Ефимкин приехал по распределению в небольшой посёлок Нахабино на фабрику игрушек. Вот его воспоминания:
«Я приехал в Нахабино в мае 1956 года, куда был командирован по распоряжению начальства для работы в бывшей артели «Сатурн», которая в течение нескольких лет после войны занималась выпуском тряпичных кукол, набитых опилками. Ныне трудно поверить, что такая примитивная продукция могла иметь спрос у покупателя. Однако нужно понимать, что кукла для девочки не просто игрушка, а символ будущего материнства, поэтому она была всегда желанна в каждой семье.
В это время, когда я начал работать в Нахабине, наша фабрика испытывала большие трудности, не выдерживая конкуренции с более успешными предприятиями, выпускавшими аналогичную продукцию в Москве и Подмосковье. По этой причине мы находились на грани банкротства.
Навсегда осталась в памяти картина, как выглядело тогда наше производство. Прежде всего бросалось в глаза здание конторы, вросшее в землю до самых окон. Над дверью висела покосившаяся табличка с надписью «Контора артели «Сатурн». После дождя доски пола в комнатах хлюпали под ногами.
Длинный коридор, все углы в цехах, чердаки и даже конюшня до предела были забиты уродливыми коробками с примитивными куклами. Эта с позволения сказать «продукция» была уже никому не нужна, но фабрика ежедневно продолжала работать, выполняя государственный план, расходуя при этом материалы, электроэнергию, выплачивая зарплату и все глубже увязая в долгах.
Когда я приехал в Нахабино, меня приняли с распростертыми объятиями, и не только начальство, но и рабочие порядка трехсот человек. Каждый из них понимал, что от моей творческой и изобретательской деятельности во многом зависит возможность, особенно для женщин, которых было подавляющее большинство, иметь работу поблизости от дома. Я не жалел сил, чтобы оправдать их надежды. Артель, а позднее фабрика получили в моем лице сразу нескольких специалистов: художника, форматора и гравера - и все это на хорошем профессиональном уровне. К тому же я приехал в Нахабино не с пустыми руками, а как невеста с богатым приданым. Со мной была моя кукла «Наташа» - лауреат Всесоюзного конкурса.
Кроме того, я привез еще пресс-формы высокого качества, отгравированные собственноручно. Уже на следующий день они были установлены под прессы и начали выдавать первоклассную продукцию, а все уродливые коробки с примитивными куклами в них благополучно были утоплены в большом болоте, занимавшем добрую треть артельного двора. За короткий срок наше производство вышло на уровень лучших фабрик Москвы и области по качеству изделий.
Вспоминаю, как мне приходилось на ходу вносить десятки предложений и полезных новшеств, а также обучать работниц новым для них операциям. Самым ответственным на производстве был цех, где монтировались и вставлялись глазные блоки моей конструкции и расписывались личики кукольного народа. Мною также разрабатывались выкройки белья и платьиц, делались колодки для обуви.
Нахабинские куклы стали пользоваться большим спросом. В результате расширялось производство, были выстроены новые двухэтажные корпуса цехов, склады и другие подсобные помещения.
Наша фирменная кукла «Красногорочка» несколько лет красовалась на витрине одного из самых престижных московских магазинов «Подарки», в непосредственной близости от Кремля. Ее охотно покупали иностранцы, о чем в свое время писала газета «Московская правда».эк
В начале восьмидесятых годов на фабрике выпускалось 120 наименований детских игрушек, в 1993 году общий объем нашего игрушечного царства достигал 1,5 миллиона изделий в год»."
Но главное "детище" И.П. Ефимкина «Ванька-встанька». Эту куклу в нашей стране знали все до единого. Можно сказать она стала иконой советского дизайна.
Прообразом неваляшки была японская кукла дарума. Фигурка дарумы олицетворяла монаха-отшельника Бодхидхарму, который провел неподвижно в медитации девять лет, из-за чего у него атрофировались руки и ноги. За такую преданность вере японцы стали почитать монаха, и со временем он стал своеобразным божеством, приносящим счастье и исполняющим новогодние желания.
На одной из международных выставок Иван Петрович увидел японскую неваляшку, которая была популярна в стране восходящего солнца после войны. Она считалась чуть ли не национальным достоянием, а секрет ее «стойкости» хранили как зеницу ока. Русский художник решает раскрыть этот секрет. Он долго ломал голову, и однажды пришло озарение. На следующий день Ефимкин поделился догадкой со своим приятелем инженером. Тот быстро схватил суть и вскоре разработал механизм, на который оформил патент. В группе специалистов, получивших государственную премию за это изобретение, фамилия Ивана Петровича стояла лишь пятой. Но такой расклад его не очень расстроил – он вообще отказался от премии. Художественный совет фабрики «окрестил» ефимкинского человечка «Ванькой-встанькой».
После реконструкции фабрики в 1968 году добавились новые материалы, в том числе искусственный мех и пластмассы и начался выпуск меховых и пластмассовых
игрушек.
Нахабинские куклы пользовались большим спросом. Их хорошенькие лица выгодно отличались от кукол других фабрик и, пожалуй были одними из самых симпатичных. Фабрике удалось пережить перестройку, но в 2009 году к, большому сожалению, она все же прекратила свое существование. Сейчас на территории технопарк. И нет даже сколько нибудь приличного архива/каталога, где были бы собраны все куклы.
Если у вас есть где-то на антресолях Лилички, Костики, Загорянки или Маши, достаньте, стряхните пыль времен и поставьте на видном месте — это раритет и, можно сксказать музейная ценность, которую смело можно передавать по наследству.
#история_кукол #Нахабино #нахабинскаяфабрикаигрушек #Ефимкин #куклыСсср #старыекуклы