8,6K подписчиков

СОКРОВИЩА МОСКВЫ: Обруч святого Иоанна Крестителя

2,2K прочитали

Иоанно-Предтеченский монастырь, который верующие порой называют просто Ивановским, один из древнейших в столице. Его история знала как периоды благоденствия и процветания, так и периоды лихолетья. Есть в летописи данной обители даже и откровенно загадочные факты, покрытые темной завесой таинственности…

Иоанно-Предтеченский монастырь в Москве (м. Китай-город, Малый Ивановский переулок, д. 2)
Иоанно-Предтеченский монастырь в Москве (м. Китай-город, Малый Ивановский переулок, д. 2)

НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

В XVI-м столетии местность, на которой расположен этот монастырь, была необычайно красивой. Это сегодня там центр огромнейшего мегаполиса, пересеченный автострадами и окруженный высотными однообразными домами, а в ту пору была она тихой и уютной, и украшали ее роскошные плодовые сады и радующие глаз цветы благоуханные. Потому то и приглянулось то место государыне Елене Глинской – красавице, происходившей из рода Мамая, сменившей в Кремлевских палатах опальную супругу царя Василия III - Соломонию Сабурову, за два десятка лет не сумевшую подарить наследника Русскому престолу.

В конце лета 1530 года у царя Василия и его новой супруги появился, наконец, долгожданный наследник. Это был тот самый государь Иоанн Васильевич, который впоследствии получил за бесчинные деяния свои прозвание Грозного. Нарекли будущего властителя в честь св. Крестителя Господня Иоанна, поскольку тот пророк также стал утешением для его родителей в преклонные их лета. И в тот же год основала пребывавшая в невероятной радости царица Елена священную эту обитель в память о небесном покровителе ее первенца.

Молитвы царицы Елены, четыре долгих года остававшейся «в праздности», все же были услышаны, и на Руси появился престолонаследник. Однако не зря так медлил Господь с его появлением - много было в царствование этого государя сотворено на Руси темных дел. Недаром, узнав о рождении царевича, Казанская ханша, по Преданию, со злостью предсказала: «Царь у вас родился? А зубы то у него двоякии: одним зубиком он съест нас татар, а другим – вас!»

И, действительно, в правление Иоанна Грозного Иоанно-Предтеченский монастырь превращен был в настоящую темницу для женских особ неугодных государю именитых родов боярских. Находились в нем не только жены опальных его врагов, но даже и некоторое время заточена была в стенах этих насильственно постриженная невестка государя – царевна Феодосия (Пелагея) Соловая.

А дело было в том, что государь с достаточной долей презрения относился ко всему связанному с его рождением, поскольку известно было Иоанну, что люд русский не очень-то верил, будто бы молоденькая княгиня Глинская сына своего зачала от 50-летнего царя Василия – старца по тем временам. Молва разносила слухи, что истинным родителем будущего самодержца был замеченный в окружении Елены красавец - князь Иван Телепнев, прозванный Овчиной. Слухи эти, передаваемые даже и самыми высокоименитыми боярами, отравляли существование государя и заставляли болезненно реагировать на всякое связанное с его рождением напоминание.

Иоанно-Предтеченский монастырь, который верующие порой называют просто Ивановским, один из древнейших в столице. Его история знала как периоды благоденствия и процветания, так и периоды лихолетья.-2

В Смутное время монастырь был разорен интервентами-поляками и находился практически в состоянии упадничества. Использовался он в тот период часто также, как и при царе Иоанне. За толстыми стенами его, к примеру, томилась униженная, подвергнутая позорному боярскому допросу, постриженная насильно царица Мария Буйносова – супруга низложенного государя Василия Шуйского.

Возрождение же обители после Смутного периода связывают с именем блаженной схимонахини Марфы Московской.

Откуда пришла эта праведница и какого была она рода неизвестно. Девочкой появилась она в обители, а в миру звалась Дарьей, о чем свидетельствует старинная надпись, выгравированная на ее гробнице. Еще при жизни горожане считали блаженную старицу эту святой, а священник Иоанно-Предтеченского монастыря иерей Авксентий (Миминошвили) характеризует ее подвиг такими словами: «Юродивым нельзя стать, как нельзя стать пророком – это призвание, это благословение Свыше… Юродивый подобен человеку, кричащему в горах: он кричит - лавина сходит – и все обрушивается на него, и остальные люди могут тогда свободно пройти в этом месте».

мозаичный образ блаженной старицы Марфы Московской
мозаичный образ блаженной старицы Марфы Московской

Как-то к воротам обители подкатила изящнейшая карета, из которой вышла роскошно одетая красавица. То была сама государыня Евдокия Стрешнева – супруга царя Михаила Феодоровича. Направилась царица в холодную тесную келью блаженной матушки Марфы, где стала горячо просить угодницу помолиться о даровании царственной чете младенца.

По Преданию, именно по молитвенным прошениям Иоанно-Предтеченской подвижницы Марфы стала царица Евдокия многочадной матерью, после чего стали притекать к блаженной старице за помощью и иные именитые боярские жены из самых родовитых боярских семейств. Благодаря щедрым их пожертвованиям и стал монастырь этот восстанавливаться, быстро отстраиваясь и развиваясь.

Иоанно-Предтеченский монастырь, который верующие порой называют просто Ивановским, один из древнейших в столице. Его история знала как периоды благоденствия и процветания, так и периоды лихолетья.-4
Иоанно-Предтеченский монастырь, который верующие порой называют просто Ивановским, один из древнейших в столице. Его история знала как периоды благоденствия и процветания, так и периоды лихолетья.-5

Схимонахиня Марфа спала на голом камне, ставшим впоследствии ее изголовьем в усыпальнице. Никогда не пользовалась она обувью, всегда ступая по земле босиком, и не облачалась в теплые одежды, претерпевая холод. Часто томила тело свое голодом.

При жизни чтили ее великой молитвенницей, прошения которой достигают Чертогов Небесных и услышаны бывают там Богом. Эта праведница была духовной матерью царицы Евдокии. Почила же она 1 марта 1638 года – в самый праздник царицыных именин.

царица Евдокия Лукьяновна Стрешнева – супруга первого государя династии Романовых
царица Евдокия Лукьяновна Стрешнева – супруга первого государя династии Романовых

В правление государыни Екатерины Алексеевны монастырь вновь постигло прежнее его положение темницы для именитых узниц. Практически одновременно оказались здесь в тот период помещица-«людоедка» Дарья Салтыкова и таинственная Августа Тараканова, которую некоторые считают русской престолонаследницей и дочерью государыни Елизаветы Петровны. Эту таинственную узницу именуют порой историки «русской Железной маской». Есть даже небезосновательное предположение, что именно Августа Тараканова, проведшая в Иоанно-Предтеченском монастыре четверть столетия, стала впоследствии прозорливой старицей Досифеей, не менее известной среди верующих, чем боголюбивая старица Марфа.

Иоанно-Предтеченский монастырь, который верующие порой называют просто Ивановским, один из древнейших в столице. Его история знала как периоды благоденствия и процветания, так и периоды лихолетья.-7
благочестивая старица Досифея
благочестивая старица Досифея

Роковым стал для монастыря 1812 год. В бушующем в Москве пожарище обитель сгорела, оставив на месте своем одно лишь пепелище. Монастырь решено было не восстанавливать, однако в выгоревших холодных его кельях остались доживать век четыре насельницы, не теряя веры в то, что святая Марфа предстательством своим восстановит разрушенный до основания прежний ее дом.

По Преданию, угодница Божия Марфа часто являла им в то время свой облик, укрепляя инокинь в их надеждах. И, действительно, предстательством блаженной праведницы в скором времени монастырь не только возродился, но и вступил в самый благостный период своего процветания.

В XIX-м столетии монастырь отстроили заново по проекту зодчего Михаила Быковского, и он снова стал принимать под своим кровом множество страждущих богомольцев.

Однако все изменилось в годы послереволюционного лихолетья: в здешних строениях устроили лагерь для арестованных. Многих насельниц тоже арестовали, а иных выгнали. Гробницу святой покровительницы этого священного места вскрыли и перевезли ее останки в неизвестное место.

Возвратили здания эти Церкви лишь в конце минувшего столетия.

МОНАСТЫРЬ СЕГОДНЯ

В наши дни Иоанно-Предтеченская обитель Промышлением Божиим восстановлена. И даже несмотря на то, что она не слишком велика по масштабам сегодняшних мерок, богослужения проводятся здесь ежедневно.

При обители организована паломническая служба, устраивающая для прихожан поездки по святым местам.

В монастыре организованы курсы для монашествующих и катехизаторские беседы для мирян. Здесь часто проводятся конференции исторической и религиозной тематики, а в церковные торжества сестры совместно с активными прихожанами и учащимися Воскресной школы устраивают концерты и другие праздничные мероприятия.

МОНАСТЫРСКИЕ ХРАМЫ

Что являли собою первоначальные строения этого священного места историкам и реставраторам доподлинно неизвестно. После уничтожения обители в Московском пожаре 1812 года проект нового его комплекса заказан был знаменитому в те годы архитектору Михаилу Быковскому – благочестивому христианину, попытавшемуся выразить в архитектурных строениях обители суть русского монашества, главными характеристиками которого являются нестяжание и отречение от собственной воли. Зодчий постарался сделать так, чтобы житие инокинь, не имевших личной собственности, протекало в едином месте, и потому сестринские кельи расположил он в двух соединенных зданиях. Подобного вида устроение было не характерно не только для московского зодчества, но даже и для каких-либо европейских архитектурных школ.

В наши дни на территории этого монастыря возведены следующие приходы:

Собор Усекновения главы святого Иоанна Предтечи

Этот собор освятили еще в октябре 1879 года. Формы его сочетают в себе сразу несколько стилей архитектуры, а купол подобен главе флорентийского собора.

В соборе имеются два придела: Казанской Божией Матери и святого Чудотворца Николая.

При возведении этого собора произошло знаковое событие – обретены были честные останки блаженной старицы Марфы.

Часовня святого Иоанна Предтечи

Впервые об этом храме, воздвигнутом «у монастырских врат», упомянуто было в летописи за 1737 год – в то лето Иоанновская часовня сгорела в пожарище. Каменная ее кладка, правда, выгорела не полностью, но, все же, в XIX-м столетии часовню решено было перестроить.

Отдельной главы с венчающей ее крестом над этим приходом нет - вход в него выделен просто аркой в стенной ограде, на которой изображены крест и написано название.

Пришедшие к власти после революционных событий богоборцы упразднили часовню эту последней из всех прочих церквей обители. Возобновилась же в ней жизнь приходская в 1991 году.

Елисаветинская церковь

Эта церковь – домовая. Устроена она при кельях игуменьи.

Церковь освятили в октябре 1879 года в память преподобной Елисаветы Чудотворицы – игуменьи Константинопольской. Заложили ее в тот же день, что и Иоанновский собор - 3 сентября 1860 года.

Храм этот имеет лишь одну небольшую увенчанную крестом главку. Престол внутри него тоже один. Здесь находится чтимый образ угодницы Божией Елисаветы Константинопольской, созданный в XIX веке, и почитаемый лик Божией Матери Смоленской.

СОКРОВИЩА ОБИТЕЛИ – ЕЕ РЕЛИКВИИ

Богомольцы приезжают в данную обитель, чтобы поклониться многим ее реликвиям.

На месте, где находилась до осквернения усыпальница блаженной старицы Марфы, сегодня вновь установлена подобная гробница. Однако пока она пуста, хотя насельниц не оставляет надежда вновь обрести мощи Божией угодницы.

усыпальница блаженной старицы Марфы Московской в наши дни
усыпальница блаженной старицы Марфы Московской в наши дни

Есть здесь чудотворный старинный образ Крестителя Иоанна. Молитвенные взывания к Предтече не только облегчает душевные и телесные недуги, но и помогают, по свидетельству монахинь, изменить мышление – отвратить разум человека от страстей и направить его к покаянию.

Здесь находятся мощевики с частичками мощей многих святых праведников: апостолов, мучеников и святителей.

Но, пожалуй, одной из самых известнейших святынь монастырских является находящийся в часовне св. Иоанна Предтечи обруч Крестителя Иоанна. Это главная монастырская реликвия. Неизвестно, когда святыня эта появилась в обители: предположительно было это в XIX-м веке. По Преданию, обруч с величайшей точностью повторяет размеры честной главы Крестителя Господня. К чудесной святыне этой едут паломники со всех уголков государства ради исцеления от недугов. Многие из них возвращаются затем сюда вновь – чтобы поблагодарить святого Иоанна. Насельница обители инокиня Иннокентия рассказывает о святыне этой следующее: «У нас есть много свидетельств об исцелении (страждущих) и от злокачественных опухолей, и от сосудистых заболеваний, и от различных эпилепсических заболеваний».

Обруч святого Иоанна Крестителя и его чудотворная икона. Фото из открытых источников
Обруч святого Иоанна Крестителя и его чудотворная икона. Фото из открытых источников

ЗНАМЕНИТЫЕ ПОДВИЖНИКИ, ИМЕНА КОТОРЫХ СВЯЗАНЫ С ЭТОЙ ОБИТЕЛЬЮ

В обители этой долгие годы жила прославленная впоследствии преподобномученица Александра (Касперович). Она поступила сюда 15-летней девицей в 1896 году при игуменье Сергии, отличавшейся решительностью характера и необычайной мудростью. Современники утверждали, что при этой настоятельнице во всех делах монастырских был удивительный порядок. Устав обители составлен был в соответствии с правилами святителя Филарета Московского, согласно которым молитвенные труды чередовались с рукоделием, отдыхом и чтением. После упразднения Иоанновской обители в 1918 году матушке Александре, как и прочим сестрам, много пришлось претерпеть жизненных неустройств и скитаний, но всегда оставались они преданными вере и возлагали попечение о себе на Всемилостивого Небесного Отца. Преподобномученицу арестовали в сентябре 1937 года, обвинив ее в приверженности царскому режиму и развращении детских душ проповедями об Искупителе. Матушку отправили в Ивдельлаг, где от тяжелейших трудов и скудной пищи она скончалась 18 февраля 1942 года.

В обители чтутся также подвиги двух окормлявших насельниц священномучеников: о. Владимира (Смирнова), расстрелянного в 1937 году, и о. Алексия (Скворцова), погибшего от рук богоборцев в 1938 году.

Весьма почитаем насельницами и прихожанами и схиархимандрит Иларион (Удодов) – бывший духовник монастырских сестер. После упразднения обители и изгнания инокинь, он тайно поселился в колокольне церкви преподобного Сергия Радонежского в селе Чернецово, находившейся на бывшем монастырском хуторе. Впоследствии его назначили настоятелем прихода Богоматери Владимирской в селе Виноградово – в этом приходе с 1941 по 1945 годы хранилась глава святого игумена Сергия Радонежского, а схиархимандрит Иларион был ее хранителем. После войны он возвратил святыню в Троицкую Лавру. Какое-то время он оставался насельником Лавры, а затем снова возвратился во Владимирский приход, в котором служил до самого его преставления.

схиархимандрит Иларион (Удодов) – хранитель главы преподобного игумена Сергия Радонежского в военные годы
схиархимандрит Иларион (Удодов) – хранитель главы преподобного игумена Сергия Радонежского в военные годы

запечатлевших обитель в пору былого ее благоденствия.

Главный монастырский собор открыт для прихожан с начала утреннего богослужения до окончания вечерней службы.

Часовня св. Иоанна Крестителя, в которой находится чтимый лик пророка и обруч Крестителя, открыта с 9 часов утра до 19.30.

Ежедневно с 7 часов до 19 в обители работает церковная лавка, в которой приобрести можно духовные издания и различную церковную утварь.